Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе комбинированного вида
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественному творчеству
в подготовительной группе комбинированного вида
Тема: «Изготовление корякских амулетов»
Подготовила: воспитатель,
Жаворонкова Светлана Владимировна
г. Петропавловск – Камчатский
2022г.
Программное содержание:
Обобщить знания детей о народах, живущих на Севере Камчатского края, продолжать знакомить детей с особенностями украшения в одежде народов Камчатки.
Учить составлять орнамент из геометрических фигур, закреплять принцип построения узора: повторы, чередование цвета, формы.
Совершенствовать навык работы с нетрадиционным материалом: блестками, горохом, бисером.
Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел.
Развивать творческие способности детей, познавательный интерес, речь, мыслительные процессы, любознательность, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к национальной культуре; воспитывать художественный вкус.
Методы и приемы: беседа, игры «Назови одежду коренных жителей», «Найди ярангу», «Найди орнамент», пальчиковая гимнастика «Кто на Севере живет?», прослушивание аудиозаписи, просмотр презентации.
Словарная работа: амулет, оберег, орнамент, легенда, чукчи, коряки, эвены, ительмены, алеуты, Кутх, традиции, коренной народ, декоративно – прикладное искусство, культура.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с одеждой, украшениями, орнаментами коренных народов, составление и прорисовка орнаментов, чтение корякских легенд, работа со схемами.
Материал и оборудование: шаблоны амулетов, блестки, ножницы, клей, подставки под кисточки, кисточки, тарелка с геометрическими фигурами, тарелка под мусор, салфетки, горох, выставка изделий коренных жителей Камчатки, узоры, схемы, корякские песни, образцы.
Содержание организованной деятельности
I.Вводная часть
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Хотите сегодня отправиться в путешествие?
Дети. Да.
Воспитатель. А куда мы отправимся вы узнаете, прослушав стихотворение.
Думай, думай, угадай,
Как зовется этот край?
Здесь бескрайние леса,
Горы здесь под небеса.
Есть здесь грозные вулканы,
В тундре – с ягодой поляны.
Есть и реки, и озера,
Буйных трав ковер зеленый,
Океан и море есть –
Да всего не перечесть!
Это легкая загадка.
Этот край…
Дети: Моя Камчатка!
Воспитатель. За высокими вулканами, бескрайней тундрой есть город Камчатских мастеров, но дорогу найти туда непросто. Дорогу найдет тот, кто преодолеет все препятствия на пути и выполнит задания. Ну что, ребята, хотите попасть в город мастеров?
Дети: Да.
2.Основная часть.
Воспитатель. Итак, мы отправляемся.
Воспитатель. Ребята, смотрите, а вот и конверт с письмом от ворона Кутха, на нем написано: «Детям подготовительной группы». Давайте откроем и прочитаем. Читаю задание (дети встают полукругом около стола).
Воспитатель. Ребята, у коренных народов Севера есть традиционная меховая одежда, расшитая бисером и орнаментом. Мех отлично держит тепло, в ней не страшны мороз и пурга.
Воспитатель. Предлагаю выполнить первое задание «Назови одежду коренных жителей».
Воспитатель. Как называется глухая куртка, которая надевается через голову. Сшита из двух слоев оленьей шкуры: один мехом внутрь, другой – наружу?
Дети: Кухлянка.
Воспитатель: Большая меховая шапка с широкими наушниками?
Дети: Малахай.
Воспитатель: Высокие меховые сапоги на кожаной подошве?
Дети: Торбаса.
Воспитатель. Вот так выглядят коренные жители в национальной одежде.
Воспитатель. Ребята, вы правильно выполнили задание.
Воспитатель. Идем дальше, а вот и конверт, а в нем следующее задание.
Воспитатель. У всех народов разный орнамент и разное значение. Расскажите, что обозначают эти геометрические фигуры в орнаменте коренных народов Камчатки. (Показываю фигуры, дети называют обозначение).
Воспитатель. Какие вы молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель. Ой смотрите – камень, под ним конверт, давайте посмотрим.
Воспитатель. А вот и следующее задание. На мольберте расставлены яранги с разными узорами коренных народов. Догадайтесь в какой яранге живет каюр.
Дети. Каюр живет в крайней левой яранге.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Узор на его жилище и яранге совпадает.
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились, значит мы на правильном пути к городу мастеров.
Воспитатель. Смотрите, ребята, какая красивая коробочка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней. (Открываю, в коробке пеликен).
Воспитатель. Ой, кто это?
Дети. Пеликен.
Воспитатель. А что вы знаете о пеликене?
Дети. Пеликен – символ богатства и успеха. Если гладить ему живот по часовой стрелке, то бог станет добрее, а ваш дом богаче.
Воспитатель. Давайте погладим его по животу. (Дети гладят пеликена).
Воспитатель. А вот и задание. «На традиционной одежде коренных народов Камчатки много красивых узоров. Перед вами карточки с разными узорами. Найдите среди этих узоров корякский орнамент. Когда задание выполните, в город мастеров попадете». (На мольберте выставлены узоры, дети находят корякский орнамент).
Воспитатель. И с этим заданием справились. А вот и город мастеров (показывает на вывеску), а это мастерские. (Дети подходят к столам).
Воспитатель. Наденьте головнушки, представьте себе, что вы сегодня мастера – художники. Для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Проходите, рассаживайтесь.
Воспитатель. На память о нашем интересном путешествие сделаем амулеты. Это и будет доказательством нашего путешествия.
Воспитатель. Ребята, а что такое амулет?
Дети. Оберег, который защищает.
Воспитатель. У вас есть уже основа амулета. Вам нужно ее украсить корякским орнаментом. Продумайте узор, проявите свою фантазию, творчество. Не забывайте, что элементы в орнаменте чередуются по цвету, форме, размеру. Сначала разложите все детали, посмотрите все ли правильно сделали, затем приклеивайте по одной детали. Клеем намазывает с белой стороны.
Воспитатель. Но прежде, чем приступить к работе сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладошки - удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок», меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая
«колечки»)
Мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень.
(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
Воспитатель. А теперь за работу, не торопитесь, у вас все получится. (На фоне тихой спокойной этнической музыки проходит работа детей).
3.Итог: Работа в нашей мастерской подошла к концу. Оденьте свои амулеты. Посмотрите, какие они получились красивые, нарядные и у всех разные.
Чем украшали амулеты? (Орнаментом). Какой орнамент? (Геометрический).
Воспитатель. Потрудились вы на славу, все амулеты хороши! Вы, ребята, молодцы!
Воспитатель. Наше путешествие я хотела бы закончить словами:
Велика Россия наша.
И талантлив наш народ.
Воспитатель. Эти амулеты мы принесем на нашу осеннюю Ярмарку.
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Библиотечный бренд»
- Международный вебинар «Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации»