В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как рождается звук?"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как рождается звук?"

Марина Белавич
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 603
Краткое описание
Познакомить дошкольников с физическими качествами звука в процессе  
экспериментальной деятельности.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 20100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ООД Музык лаборат эксперимен 22.docx Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа 
«Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»


Сведения об авторе:

Белавич Марина Константиновна,

музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 20»


Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как рождается звук?"


Цель: Познакомить дошкольников с физическими качествами звука в процессе

экспериментальной деятельности.
Задачи:

Образовательные:

- учить устанавливать причинно-следственные связи, способствовать формированию

у детей познавательного интереса.

- формировать элементарное представление о природе возникновения звуков. 

Развивающие:

- развивать музыкальный слух, творческое воображение, мышление через

экспериментально-игровую деятельность,

- развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к музыке, желание участвовать в экспериментальной

деятельности. 
Оборудование: ноутбук; музыкальный центр; мультимедийное оборудование; презентация; небольшие столы для экспериментов; струнный музыкальный инструмент - гитара или кантеле; деревянные и пластиковые 30-сантиметровые линейки, листы бумаги и фломастеры по количеству детей;

Количество детей: подгруппа детей 7-8 человек.

Словарная работа: Музыкальный и не музыкальный звук; лаборатория; учёный;

звуковая волна.
Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский "Вальс"


Ход организованной образовательной деятельности:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам обратился мальчик Витя. (СЛАЙД 2)


Он очень любознательный, у него всегда много разных вопросов. (СЛАЙД 3)

Но сегодня вместе с вопросом он прислал фотографию.

Витя спрашивает, кто эти люди и что они делают? (СЛАЙД 4)

Попробуйте найти для него ответ. Как бы ему ответила АНЯ? ВОВА?

(Ответы детей)

Педагог: Верно, эти люди похожи на учёных. Учёные занимаются наукой и

изучают наш мир. Изучают различные предметы и явления. Они ищут что-

то новое и интересное. Все учёные работают в специальных лабораториях.

Представьте, что мы с вами учёные и находимся в музыкальной

лаборатории. А вот что мы будем изучать, отгадайте:



Загадка: Их нельзя увидеть, не возьмешь их в руки.

Их можно только слышать, что же это....?

Дети: Звуки.

Педагог: Правильно, это звуки! Послушаем музыкальные звуки.

(Дети прослушивают фрагмент "Вальса" П.И.Чайковского, исполненный на

фортепьяно)

Педагог: Это были музыкальные звуки. Но звуки могут быть и не музыкальными.

Назовите, как вы думаете, какие звуки не музыкальные?

Дети: шум транспорта, шум ветра, стук дверей, журчание ручья, воды и.т.д



Педагог: Попробуем найти звуки и у себя, с помощью разных частей тела.

Прислушайтесь… (щелчки пальцами, хлопки, шлепки по коленям, цоканье

языком, трение ладоней)

Педагог: Такие звуки называют звучащие жесты.

(предлагает детям придумать и озвучить цепочку из собственных

звучащих жестов)

И музыкальные и не музыкальные звуки очень любят играть в прятки,

особенно с детьми. Сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. Для этого

посетим музыкальную лабораторию.

(дети подходят к первому столу)

Педагог: В музыкальной лаборатории есть предметы - помощники. Присаживайтесь за

стол, попробуем узнать как рождается звук?  

(На столе струнный инструмент- гитара или кантеле. Каждому ребенку


предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в звук и потом


пальчиком дотронуться до струны, чтобы остановить звук.) 


Педагог: Что произошло? Почему звук прекратился?


Дети: Звук продолжается до тех пор, пока двигается, дрожит струна. Когда мы её


останавливаем пальцем, звук тоже пропадает, исчезает.


Педагог: Верно, мы слышим звук пока двигается струна.


Ребята, мы сейчас извлекли звук (голос) у музыкального инструмента.


А как вы думаете, есть ли голос у линейки? Давайте узнаем.


Пройдем к следующему столу.


(На столе 30-сантиметровые линейки пластиковые и деревянные по


количеству детей.) 


Педагог: (прижимает один конец линейки к столу и хлопает по ней несколько раз и


предлагает детям повторить так же)


Почему мы слышим этот звук?


Дети: отвечают

Педагог: Потому что линейка колеблется.

(взять линейку за край рукой и покачать вверх-вниз)

Если замедлить её движение, то можно увидеть, как она качается вверх-

вниз.

Педагог: Но можно найти и ещё один звук, если быстро потрясти линейку в воздухе.

(взять линейку за край рукой и интенсивно трясти вверх-вниз, детям

предлагается повторить это действие).

Педагог: Звук похож на шум вертолёта. Если мы замедлим это движение, то

снова увидим, что линейка движется вверх-вниз.

Если изобразить это рукой, то наша рука, двигаясь вверх-вниз, будет

показывать волну. (попробовать с детьми это движение).

А если изобразить это на бумаге, то и получится … что?

Дети: волна

(Дети графически изображают на бумаге волну) (СЛАЙД 5)

Педагог: И в первом случае и во втором у нас была только линейка и воздух.

Когда же возникает звук?

Дети: (приходят к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое

волнообразное движение линейки в воздухе )
Педагог: Такое движение воздуха называется колебаниями.

А учёные называют такое явление ЗВУКОВАЯ ВОЛНА.

Педагог: Сегодня вы поработали в музыкальной лаборатории и узнали что-то новое.

Поделитесь, что вам запомнилось больше всего?

(рефлексия, подведение итогов)





Литература:

Девятова Т.Н., Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2006 г.
Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берётся звук? // журнал “Музыкальная палитра" №5, 2006 г.


Интернет-источники:

1.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalnogo-zanjatija-s-ispolzovaniem-tehnologi-yeksperimentalno-isledovatelskoi-dejatelnosti.html


2.www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/3586



3.https://raguda.ru/vs/jeksperiment-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta.html


4.horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=13_190_297





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос