Творческий проект «Живые инструменты»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс педагогического мастерства "Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы")
просмотров: 104
культурному наследию.
Пропаганда музыкального искусства среди сверстников (сетевое сотрудничество).
Реализация исполнительских навыков учащихся в процессе концертного выступления через метод проекта.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2» г. Балашова
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЖИВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Руководитель проекта: Фламенбаум Ольга Анатольевна –
преподаватель ДШИ №2 г. Балашова
по классу домры
г. Балашов
2014-17 г.
Содержание
Проектное портфолио …………………………....3
Содержание проекта………………………………………………………………………..................7
Критерии результативности…………………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………………………......8
ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО |
|
Наименование учреждения |
МУ ДО «Детская школа искусств №2 г. Балашова»,412307, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Юбилейная, д.18, 8(84545) 4-04-02 |
Руководитель учреждения |
Войнова Валентина Владимировна |
Тип и наименование проекта |
Творческий проект «Живые инструменты» |
Предметно-содержательная область |
Моно проект |
Характер координации проекта |
Непосредственный (гибкий) |
Разработчик проекта |
Преподаватель народного отделения по классу домры Фламенбаум Ольга Анатольевна |
Характер контактов, количество участников |
Среди участников образовательного процесса: преподаватели, концертмейстеры, учащиеся детской школы искусств |
Основные цели проекта |
Приобщение современных школьников к национальному культурному наследию. Пропаганда музыкального искусства среди сверстников (сетевое сотрудничество). Реализация исполнительских навыков учащихся в процессе концертного выступления через метод проекта. |
Основные задачи проекта |
Обучающие: - Обучить учащихся умению планировать свою работу. - Формировать тонкий художественный вкус, уметь оценивать и воспринимать красоту в музыке и в жизни. - Формировать интерес к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Развивающие: - Знакомство с историей возникновения и развития русских народных инструментов. - Развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, развитие концертных навыков. - Подготовка к успешной социализации в обществе. Воспитательные: - Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры. - Воспитание уважения к традициям своей страны, умения работать в творческом коллективе. Практические: - Подбор материала и подготовка сценария проведения концерта-лекции (концертов) «Живые инструменты». - Вырабатывать стремления к самовыражению, саморазвивитию, самопознанию посредством занятиями музыкой, исполнительством на народных инструментах. - Подготовка музыкальных номеров. - Проведение самого концерта. |
Сроки реализации проекта |
Долгосрочный |
Место проведения |
Образовательные учреждения города. |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
Проведение лекций с показом презентаций для широкого круга зрителей, создание проектного продукта, состоящего из произведений разных жанров и стилей, привлечение интереса к русскому музыкальному искусству. |
Рефлексия деятельности |
Оценивание степени достижения поставленных целей, качества результата. Приобретенные знания, умения, навыки. Проведение устных опросов зрителей, анализ отзывов о концерте участниками проекта. |
Пояснительная записка
Музыка способна оказывать известное
воздействие на этическую сторону души;
И раз музыка обладает такими свойствами,
то, очевидно, она должна быть включена
в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Народная музыка подготавливает ребенка к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.
Русская национальная культура включает в себя много составляющих: язык, литература, танцы, песни и, конечно, русские народные музыкальные инструменты - балалайка, домра. Именно домра и балалайка, как никакие другие инструменты, способны передать глубину и широту русской души. Дети, обучающиеся на русских народных инструментах должны знать и чувствовать особенность и исключительность этих инструментов. Репертуар учащихся обязательно должен включать в себя обработки русских народных мелодий и песен.
Именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. С помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, утверждал Аристотель, он считал, что музыка в большой степени воздействует на этическую сторону души. Музыка имеет огромное значение в жизни каждого человеке. Она способствует интеллектуальному развитию, умению рассуждать, мыслить образно, воспитывать чувства и эмоции, как никакое другое искусство. Выступления на сцене помогают концентрироваться в нужный момент, добиваться успешной самореализации. Эти качества необходимы детям не только в сфере искусства, но и в любой другой деятельности.
Музыкально ориентированные дети духовно богаче, интеллектуально развитее, больше читают, обладают культурой речи, более остро воспринимают окружающий мир, видят красоту. Это связано с дополнительными знаниями об истории, традициях разных эпох, национальной культуре. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.
Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. И очень важно чтобы этот источник был наполнен мелодиями, песнями родной национальной культуры.
Поэтому в настоящее время особенно актуальным является включение в образовательный процесс многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия.
Это явилось основанием для разработки проекта «Живые инструменты». Организаторами и ответственными за подготовку проекта выступают руководитель, преподаватели и учащиеся.
Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:
Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей «ДШИ №2 г.Балашова» и учащихся младших, старших классов (ранее в проекте участвовали МУ ДО «ДШИ п.Нижнесортымский», «ДШИ №1 г.Лянтора»). Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта |
Деятельность преподаввателя |
Деятельность детей |
I этап (подготовительный) |
1. Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и продукт проекта) 2. Вводит в сюжетную ситуацию 3. Формулирует задачу |
1. Вхождение в проблему 2. Вживание в сюжетную ситуацию 3. Принятие задачи 4. Дополнение задач проекта |
II этап ( основной) |
4. Помогает в решении задачи 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность 7. Готовит с учащимися музыкальные номера 8. Оказывает практическую помощь (по необходимости) 9. Направляет и контролирует осуществление проекта |
5. Работа над концертной программой, составление лекций, создание презентаций 6. Распределение репетиционного времени со всеми участниками проекта (детьми) 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков |
III этап ( итоговый) |
10. Готовит и проводит концерты, лекции с презентацией |
9. Представляют зрителям продукт деятельности |
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:
- рабочие кабинеты, классы для репетиционной работы
- музыкальные инструменты: домры, подставки для ног, балалайки, баяны, аккордеоны, рояль, синтезатор
- концертный зал
- компьютер, видеопроектор, экран
- микрофоны
- стулья, пюпитры, ноты
Кадровое обеспечение:
- преподаватели и концертмейстеры народного, теоретического отделения: Фламенбаум О.А., Соловьева Е.А., Щербинина О.Е., Евстегнееева Т.В
- учащиеся младших и старших классов ДШИ: Боданова В., Свиридов С., Кострюкова К., Ускова У., Буянов А., Сапожникова В., Паршковы М. и Н.
Слушатели: воспитанники ДОУ, родители учащихся общеобразовательных школ, ДМШ и ДШИ, учащиеся и преподаватели ДШИ, администрация.
Уровень: школьный, районный (с 2017 - муниципальный)
Содержание проекта.
I этап (подготовительный)
1. Задача преподавателя Фламенбаум О.А. – руководителя проекта: создать условия, сформулировать цель и задачи проекта.
2. Создать условия, совместно с учащимися сформулировать цель и задачи проекта. Вхождение учащихся в проблему, дополнение задач проекта.
3. Разработка организационного плана проекта:
- учащиеся оценивают масштаб предстоящего мероприятия (вживание в сюжетную ситуацию);
- выбор программы (не менее 10 музыкальных произведений - разножанровых) – сольное, а также ансамблевое исполнение на разных музыкальных инструментах.
II этап (основной)
1. Распределение обязанностей между участниками проекта.
2. Поиск материалов о русских музыкальных инструментах.
3. Поиск необходимой информации о композиторах, эпохе и стилях, о музыкальных произведениях, включенных в программу мероприятия.
3. Разработка и составление сценария проведения концертов, лекций и презентаций «Живые инструменты».
4. Работа над концертной программой: раскрытие художественного образа,
стремление к качественному исполнению. Подготовка концертных номеров.
5. Распределение репетиционного времени между всеми участниками проекта. Подготовка ведущих концертов-лекций. Работа над артистическими навыками.
6. Работа над слайдовой презентацией.
7. Оформление сцены, подготовка материально – технического оснащения для проведения лекций.
III этап (итоговый)
На данном этапе происходит проведение концертов, лекций с презентациями в учреждениях общего и дошкольного образования города и района.
Проводится рефлексия:
1. Проведение опроса участниками проекта среди зрителей об их впечатлениях о концерте.
2. Самоанализ выступления учащихся на концерте.
3. Саморефлексия: понравилась ли учащимся самостоятельная подготовка и проведение концерта.
Место проведения: МДОУ д/с «Челночок» г.Балашов (Саратовская обл.), ранее - МУ ДО «СОШ № 1» пгт.Нижнесортымский (ХМАО), МУ ДО «ДШИ №1», «СОШ №15» г.Лянтор (ХМАО).
Критерии успешности реализации проекта:
В процессе реализации проекта у учащихся формируются новые навыки и качества. Развивается творческое воображение, коммуникативные качества (способность к сотрудничеству, мотивирование к творческой деятельности других), развиваются эмоционально – креативные свойства (эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание).
Вырастает исполнительская грамотность и исполнительность учащихся (использование всех изученных средств музыкальной выразительности, навыков игры в ансамбле, с концертмейстером, умение анализировать музыкальное произведение, яркое сценическое исполнение).
Анализируется степень достижения поставленных целей, качество результата. Проводятся устные опросы зрителей, анализируются отзывы о концерте.
Результат проекта: проектный продукт («Живые инструменты») - программа, состоящая из музыкальных произведений различных эпох, жанров и стилей; ансамблевые и сольные выступления учащихся, проведение лекций с показом презентаций.
Заключение.
Проект «Живые инструменты» имеет практическую направленность и планируется к применению в дальнейшей работе в образовательном учреждении.
В ходе реализации проекта учащиеся ДШИ успешно реализуют свои музыкальные, организаторские способности. Это позволяет получить оценку и признание не только в ДШИ, но и в общеобразовательных организациях – садах и школах. Также, в рамках проекта, успешно происходит сетевое сотрудничество – пропаганда музыкального искусства среди сверстников.
В концертную программу включаются сольные и ансамблевые номера. Работа над единым замыслом и осмыслением музыкального образа всегда проходит очень интересно. Они вместе фантазируют, обсуждают, спорят, и приходят к общему мнению. Так у ребят формируется художественный вкус, интерес к изучаемому материалу, стремление к качественному исполнительству.
Работа над проектом также способствует сплочению творческого коллектива. Между обучающимися и педагогами формируются отношения творческого сотрудничества, свободной дискуссии. Создаются предпосылки для формирования у обучающихся активной творческой деятельности, для развития вкуса, образного мышления и воображения. Такая работа раскрывает и воспитывает у обучающихся черты характера: умение сотрудничать, работать в команде. Все это в дальнейшем помогает становлению личности, что является первостепенной задачей всего обучающего процесса.
Практическая реализация представленных в работе положений, как показала практика, способствует эффективному обучению игре на народных инструментах, достижению высоких результатов по всем аспектам подготовки юных музыкантов и может быть с успехом использована в педагогической практике в детских школах искусств и музыкальных школах.
- Международный вебинар «Федеральный проект “Молодежь России”: целевые ориентиры, задачи и основные направления молодежной политики»
- Международный вебинар «Организация деятельности школьной службы примирения как необходимое условие формирования безопасного пространства (среды) образовательной организации»
- Международный вебинар «Эффективные формы самореализации молодежи в соответствии со Стратегией реализации молодежной политики в РФ на период до 2030 года»
- Международный вебинар «Создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) в условиях реализации Федерального проекта “Социальная активность”»
- Международный вебинар «Современные подходы к формированию интереса и потребности в чтении у старших дошкольников в соответствии с ФОП ДО»
- Международный вебинар «Требования ФГОС и ФООП по формированию и развитию естественнонаучной грамотности обучающихся основного общего и среднего общего образования»