В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Приёмы и способы ускоренной постановки нарушенных звуков у дошкольников

Приёмы и способы ускоренной постановки нарушенных звуков у дошкольников

Марина Прожерина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 632
Краткое описание
Предлагается апробированная  модель ускоренной постановки и автоматизации звуков у дошкольников с речевыми нарушениями.     Ведущая идея создания модели: обеспечение эффективной  коррекционно-речевой работы, повышение продуктивности  коррекции звукопроизношения у дошкольников за счёт сокращения сроков постановки и автоматизации нарушенных звуков в условиях логопункта ДОО.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
публикация Прожерина М. П..docx Скачать

логотип 2.GIF


Прожерина Марина Петровна,

учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

город Камышлов, Свердловская область

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4» КГО

«Приёмы и способы ускоренной постановки нарушенных звуков у дошкольников»

обобщение опыта























На сегодняшний день большой интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения. Требования ФГОС ДО к качеству речевого развития, высокие требования, предъявляемые школой к уровню речевого развития выпускников ДОУ, увеличение числа детей с речевой патологией - всё это свидетельствует о необходимости оптимизации коррекционно-развивающего процесса.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов-практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Необходимость инновационного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование традиционных методов логопедического воздействия дает слишком медленную положительную динамику.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников является одной из актуальных проблем логопедии, поскольку данное нарушение присутствует в структуре каждого речевого нарушения.

На сегодняшний день предлагаемые логопедией современные технологии, методы, техники и приёмы позволяют локально модифицировать деятельность по коррекции звукопроизношения. Предлагаемая модель ускоренной постановки и автоматизации звуков у дошкольников с речевыми нарушениями отражает обладающие повышенной коррекционной эффективностью методы, техники, инструменты и условия их применения, но не меняет базисную организацию логопедической помощи.

Ведущая идея создания модели: обеспечение эффективной коррекционно-речевой работы, повышение продуктивности коррекции звукопроизношения у дошкольников за счёт сокращения сроков постановки и автоматизации нарушенных звуков в условиях логопункта ДОО.

Модель ускоренной постановки и автоматизации поставленных звуков


ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК

БЛОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА



Тренинги малыми группами


мастер-классы


Папки взаимодействия

индивидуальные консультации


Участие в коррекционных занятиях


тематические буклеты

публикации в сети интернет и на сайте ДОУ









публикации на сайте ДОУ



ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ



ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

АНАЛИЗ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И КОМПЕТЕНТНОСТИ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ



АНАЛИЗ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И КОМПЕТЕНТНОСТИ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ РЕЧИ



ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ РЕЧИ





ИССЛЕДО-ВАНИЕ ЭКСПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ



ИССЛЕДО-ВАНИЕ ЭКСПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ

ИССЛЕДО-ВАНИЕ ИМПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ



ИССЛЕДО-ВАНИЕ ИМПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ

ИССЛЕДО-ВАНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ



ИССЛЕДО-ВАНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ



ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, АНКЕТИРОВАНИЕ



БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, АНКЕТИРОВАНИЕ

ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИН-СКОЙ ДОКУМЕН-ТАЦИИ



ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИН-СКОЙ ДОКУМЕН-ТАЦИИ









КОРРЕКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Подготовительный этап



Подготовительный этап

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков



Этап формирования первичных произносительных умений и навыков





Этап формирования коммуникативных умений и навыков











ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИКИ:

КИНЕЗИОЛОГИЯ:

-БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

-ЛОГОРИТМИКА

-ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ИК ТЕХНОЛОГИИ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СУ-ДЖОК ТЕХНОЛОГИЯ



























МЕТОДЫ:

КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

МЕТОД ОДНОВРЕМЕННОЙ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РАЗНЫХ ГРУПП

МЕТОД ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОПОР

МЕТОД ВНЕШНЕЙ СИНХРОНИЗАЦИИ

МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

МЕТОД ПИР (ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИИЯ)

МЕТОД АЛГОРИТМА
























АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА









Модель представлена следующими блоками: диагностическим, коррекционно-технологическим, аналитическим и информационно-обучающим (блок взаимодействия с участниками коррекционного процесса). Это не противоречит методическим основам логопедической работы.

Диагностический блок. Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка. Целью этого этапа работы является определение уровня речевого и интеллектуального развития воспитанников, причин и механизмов речевых недостатков, выявление детей, нуждающихся в первоочередной логопедической помощи. Первичная диагностика происходит в течение всего сентября. По ее результатам и по выводам проводится зачисление воспитанников на логопункт и их распределение по принципу доминирования ведущего нарушения.В представленной модели важным направлением на этапе диагностики является исследование базовых факторов речи. Изучение медицинской документации и данные об уровне моторного развития позволяют уже на этапе диагностики ставить вопрос о целесообразности применения логопедического массажа и правильно составить план индивидуальной коррекционной работы.

Коррекционно-технологический блок. Блок отражает основные этапы логопедической работы, эффективные технологии, продуктивные техники, методы и приёмы коррекции звукопроизношения.

Традиционно выделяется три основных этапа постановочной работы.

F:\для аттестации М.П\аналитич. 2017\84738717_image064.jpg


В предлагаемой модели ускоренной постановки и автоматизации этап формирования коммуникативных умений и навыков не выделяется отдельно, а совмещается с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений. Это достигается путём применения метода коммуникативного взаимодействия. Метод позволяет организовать общение с использованием одного звука или слога.

Также непременным условием является постановка звуков по следующей схеме (методика Масловой Е. Н.):

1.Одновременная коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л»

2. Одновременная автоматизация свистящих звуков и звука «Л».

3. Одновременная дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звуков «л», «л-ль».

4. Одновременная коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».

5. Одновременная автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».

6. Одновременная дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».

7. Автоматизация и дифференциация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).

В работе по коррекции звукопроизношения логопед встречается со следующими трудностями.

Сложности вызывания звука: ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. Как бы ни старался специалист: по подражанию или с помощью инструментария выстроить нужное положение артикуляционных органов, достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.

Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы: ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.

Трудности автоматизации вызванного звука в речи: звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок не оказываются эффективными. Существует понятие «кабинетная речь»: в кабинете логопеда ребенок старается правильно произносить в речи все вызванные звуки. За пределами кабинета ребенок возвращается к дефектному произношению звуков.

Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходимы эффективные техники и методы. В модели представлены технологии, применение которых способствует получению стабильно положительных результатов коррекции: кинезиология, биоэнергопластика, логоритмика: речедвигательная и фонетическая ритмика, дифференцированный логопедический массаж, су-джок терапия, ик технологии, игровые технологии. Положительное влияние на динамику звукопроизношения оказывают следующие методы и приёмы: функциональная тренировка, метод дополнительных опор, метод внешней синхронизации, метод сенсорной интеграции, метод ПИР, метод алгоритма. Применение перечисленных технологий, методов и приёмов обосновано результатами диагностики, индивидуальными особенностями развития воспитанников и позволяет реализовать полисенсорный подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи.

Аналитический блок. Анализ на основе мониторинга результатов коррекционной работы. Для осуществления мониторинга, а также анализа и обобщения данных, оптимизированы формы фиксации результатов: разработаны таблицы индивидуального мониторинга и таблицы обобщения результатов.

Информационно-обучающий (блок взаимодействия с участниками коррекционного процесса).

Одним из самых важных факторов успешной коррекционной работы является включение родителей в коррекционный процесс.

Для осуществления обратной связи с родителями и сокращения времени на заполнение индивидуальных тетрадей используется такая форма как папки взаимодействия с заданиями на печатной основе. Такая форма требует подготовленной методической базы, для этого сформирован банк лексических заданий для автоматизации звуков в облегчённых условиях, которые выдаются родителям после каждого индивидуального занятия.

Важно большое внимание уделяется тому, чтобы родители на практике овладели методами и навыками помощи детям. Для этого регулярно проводятся тренинги малыми группами, мастер-классы и индивидуальные консультации. Для повышения уровня информационной, теоретической психолого-педагогической компетентности используются разнообразные формы: размещение информации на информационных стендах, тематические буклеты и листовки по запросу родителей, регулярные публикации в интернете, где на странице специалиста созданы рубрики: «Логопедический лекторий», «Советы логопеда», «Домашняя игротека», «Дистанционное обучение «Мама-логопед».

взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ




Тренинги малыми группами

мастер-классы

папки взаимодействия

индивидуальные консультации

тематические буклеты

публикации в социальных сетях

участие в коррекционных занятиях



Проводимая деятельность в соответствии с представленной моделью дает положительную и устойчивую динамику речевого развития и профилактики вторичных дефектов детей. Воспитанники овладевают правильным четким звукопроизношением, звукослоговым анализом и синтезом, навыками послогового чтения, дифференцируют твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Всё это способствует успешной социальной адаптации в группе сверстников и успешному обучению в школе. По итогам коррекционной работы за последние три года ни у одного выпускника не было отмечено отсутствие положительной динамики, 86,7% детей выпущено со здоровой речью и положительной динамикой.










Источники (электронные ресурсы):

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6- 12.html

2. Высшая школа делового администрирования научно-образовательное сетевое издание – S-BA.RU https://s-ba.ru/

3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4. «Инфоурок» образовательный портал России https://infourok.ru/

5. Методический портал учителя "Методсовет" http://metodsovet.su/

6. Педагогическое сообщество Урок.РФhttps://урок.рф/

7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

8. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/

9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/629753/ 11. PRO-Школа |Школа развития навыков будущего, | PRO-Школа Онлайн https://proshkola- online.vsite.biz/#home.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров