«Предлоги – это просто!» Игры для формирования навыка употребления предложно-падежных конструкций у детей 5-6 лет
Наталия
Михайловна Ушенина
учитель-логопед
высшая квалификационная категория
МАДОУ
«Детский сад № 173» г.о. Самара»;
Ирина
Валерьевна Мельникова
учитель-логопед
высшая
квалификационная категория
МАДОУ
«Детский сад № 173» г.о. Самара»;
«ПРЕДЛОГИ – ЭТО ПРОСТО!»
Игры
для формирования навыка употребления
предложно - падежных конструкций у
детей 5-6 лет
(из опыта работы)
Проблема
формирования навыка употребления
предложно - падежных конструкций
существительных занимает важнейшее
место в современной логопедии. Этот
вопрос является предметом исследования
многих ученых, но проблема его изучения
продолжает оставаться актуальной.
Предложно-падежная конструкция –
это
единый функциональный комплекс предлога
и падежа.
Предложно-падежная конструкция является
целостной единицей в языковой системе.
Предлоги в составе речи играют важную
организующую роль. Они занимают
значительное место и по частоте
использования в языке.
Нарушение предложно-падежных
конструкций проявляется в виде следующих
ошибок:
1. Пропуск
или замена предлогов (Положил шкаф, На
столе (вместо над столом);
2.
Замена
одной предложно-падежной конструкции
другой (Дом стоит на реке);
3.
Неправильное
употребление падежного окончания
существительного (Мальчик бежит с
собака);
4.
Неправильное
употребление предлога и падежного
окончания (Собака ест у миска).
Этапы работы над предлогами
1.Уточнение
понимания пространственного расположения
предметов, выраженного данным предлогом,
каждый предлог отрабатывается отдельно
от других предлогов (наглядный и
неоднократный показ на конкретных
предметах);уточняется конкретное
значение предлога
2. Ориентация на
формальные признаки звукового образа
предлога.
Большая роль в занятиях
отводится слушанию грамматических
форм, причем внимание детей направляется
интонацией, паузой, ударением ( «Поймай
маленькое слово НА» и т.д.).
3. Понимание
обобщенного значения предлогов.
Предлагаются задания (например, книга
лежит на столе. А где ещё может лежать
книга? (На стуле, на окне, на полке
и т.д.) При этом следует голосом выделять
предлог и изменяемое окончание.
Формирование предложно-падежных
конструкций рекомендуется проводить
в игре. Игра должна быть организована
так, чтобы смысловой центр высказывания
приходился на предлог. Ребенку важно
понять, что предлог – слово, имеющее
самостоятельное значение и замена
одного предлога другим меняет смысл
высказывания. Главное – это доступность
речевого материала и включенность игры
в лексико-тематический цикл.
Закрепление
предложно-падежных конструкций можно
проводить на логопедических занятиях,
на занятиях воспитателей и в режимных
моментах.
Игры для формирования предложно-падежных
конструкций
1.
Дидактические игры с использованием
предметов
(«Где карандаш?»,
«Выполни действие»,
«Скажи, куда мы положили», «Что
изменилось?»,
«Определи место игрушки»,
«Из чего сделан?».
2.
Дидактические игры с использованием
картинного материала.
(«Кто где живёт», «Что в чём?», «Что где
растет?», «Кто на чём поедет?», «Что где
лежит?», «С чем корзинка?», «Кто с кем?
Кто с чем?», «С чем ты
будешь
есть?», «У кого какие детёныши?»,
«Заботливые дети», «О чём мечтает Оля?»,
«Расставим мебель в комнате», «Скажи
наоборот», «Поезд».
3.
Дидактические игры с использованием
схем.
Таблицы,
схемы представляют собой прием,
облегчающий восприятие темы. При
объяснении материала с помощью опорных
сигналов работают зрительная и слуховая
память, причем способ запоминания не
механический, а основанный на установлении
смыслового понимания сигналов.
4.Компьютерные
игры, электронно-дидактические пособия.
Применение компьютерной техники
позволяет оптимизировать педагогический
процесс, индивидуализировать обучение
детей с нарушениями речи и значительно
повысить эффективность коррекционного
воздействия.
Предлагаем несколько
игр из авторской методической разработки
для детей 5-6 лет «ПРЕДЛОГИ - ЭТО
ПРОСТО!»
Пособие выполнено в виде
презентации Microsoft
PowerPoint
Название |
Рекомендации к использованию |
|
1.
«Подбери действие» |
|
1. «Исправь
ошибки» |
1.Послушай стихотворение 2. «Назови предлог» Вспомни предлоги, которые встретились в стихотворении. 3.«Вспомни предлог» Педагог называет слово из стихотворения, предлагает вспомнить, какой предлог употреблялся с ним вместе 4.«Покажи схему предлога» Педагог читает стихотворение по строчке, дети находят нужную схему предлога среди других схем. 5.«Верни предлог на место» Педагог читает стихотворение по частям, предлог пропускается. 6.«Вспомни по схеме» (вариант заучивания наизусть) Даны схемы предлогов по порядку использования в стихотворении. |
|
|
1.Посмотри внимательно, кто спрятался ЗА забором? Ребёнок отвечает ЗА забором коза (собака, корова, свинья). 2. Составь схему предложений, используя соответствующую схему предлога. Посчитай количество слов в предложении. 3. Где спряталась коза (собака, корова, свинья)? Ребёнок: коза спряталась ЗА забором. 4. Убрать картинку. Вспомни, кто прятался за забором. Как назвать одним словом козу, собаку, корову, свинью? – Домашние животные. |
«Белкины запасы» |
Предлоги на, над, под, между, около. Белка сделала запасы.
|
Использование
в работе данного пособия имеет
ряд преимуществ:
1. Компьютер на занятии
выступает средством, активизирующим
коррекционную работу;
2. Позволяет
перейти от объяснительно-иллюстрированного
способа обучения к деятельностному;
3.
Позволяет создать учебную ситуацию,
в которой деятельность детей
реализуется в игровой форме;
4.
Открывает быстрый доступ к различным
тренажерам, необходимым для отработки
умений и навыков, а также позволяет
закрепить пройденный материал в игровой
форме;
5.Позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей
и дифференцированно подходить к
выбору заданий;
6.
Экономит время на занятии (высокая
скорость обновления дидактического
материала на экране)
7.Реализует
социальный заказ, обусловленный
информатизацией современного общества;
8.
Расширяет творческие способности
педагога.
Материальное
обеспечение: компьютер
с Microsoft PowerPoint, интерактивная доска или
ноутбук.
Список
литературы
-
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / Оформление обложки С. Л. Шапиро, А. А. Олексенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с.
-
Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.-метод. пособие / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005.
-
Ткаченко Т. А. В первый класс -- без дефектов речи: Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
-
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М. Гном и Д, 2005
-
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит Т.А. Ткаченко СП6., 1997.
-
ФГОС дошкольного образования: https://fgos.ru/
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»