Развитие предметной деятельности детей в возрасте от 0 до 1 года
Рассмотрены особенности развития и восприятия детей в первый год жизни, цели и задачи развития предметной деятельности
в различные периоды первого года жизни.
Материал содержит рекомендации, которые следует учитывать при развитии различных видов и направлений предметной деятельности.
Приведены примерные занятия по развитию предметной деятельности в разные периоды, даны ссылки на использованную литературу.
Селина Светлана Анатольевна
Город Муром, Владимирской области
ГКУЗ ВО Муромский Дом ребёнка специализированный
Развитие предметной деятельности детей в возрасте от 0 до 1 года
Актуальность выбранной темы
Развитие предметной деятельности в возрасте от 0 до 1 года актуально в связи с тем, что этот период имеет особое значение в развитии ребёнка.
Значение предметной деятельности в возрасте до года
Особенностями развития детей в возрасте до года является быстрый, скачкообразный темп этого развития, сильные взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Развитие детей в этом возрасте происходит исключительно через игру взрослого с ребёнком и его взаимодействие с предметным миром.
Уже в первые недели жизни малыш реагирует на яркие предметы сосредоточением. Пока это ещё рефлекторные реакции, но очень скоро при благоприятном общении со взрослым малыш проявит высокую познавательную активность по отношению к предметам. Известно, что для умственного развития ребёнка необходимо создать определённые условия. По моему мнению, для ребёнка в возрасте от 0 до года наилучшими условиями являются общение со взрослым и разнообразные простые действия с предметами.
Именно благодаря манипулированию предметами малыш познаёт их свойства, формирует свои представления о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире. В действиях с предметами начинает формироваться познавательная активность, которая является первым шагом к разным видам мышления человека, а именно наглядно-действенное, наглядно-образное. У нормально развивающегося ребёнка на протяжении этого периода совершенствуется характер действий с предметами, складываются любознательность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.
Развитие предметной деятельности у детей до года лучше рассматривать по полугодиям, так как в каждом полугодии свои цели и задачи, которые вытекают из особенностей развития.
Цели и задачи развития предметной деятельности
I полугодие жизни
Цели:
-
заложить основы развития сенсорной сферы;
-
развивать движения руки, направленные на схватывание и удержание предмета.
Достичь их помогают задачи:
-
вызывать интерес к различным сенсорным стимулам;
-
стремиться научить ребёнка удерживать в поле зрения предмет;
-
добиваться плавного прослеживания движущегося предмета;
-
прислушиваться к звуку;
-
добиваться длительного зрительного сосредоточения на неподвижном и движущемся предметах;
-
выполнять ищущие повороты головы при длительном звуке.
-
добиваться эмоциональной вовлечённости в процесс обследования;
-
учить случайно наталкиваться руками на низко висящую игрушку;
-
учить рассматривать, захватывать и ощупывать низко висящие над грудью игрушки;
-
учить чётко и уверенно брать игрушку и удерживать её в руке.
В конце первого полугодия ребёнок начинает манипулировать предметами.
II полугодие жизни
Цели:
-
развивать предметные действия и познавательную активность;
-
обогащать игровой опыт ребёнка.
Задачи:
-
совершенствовать хватательные движения;
-
развивать координацию, точность и ловкость движения руки;
-
помочь ребёнку научиться раскрывать руку и подстраивать её к форме и размеру предмета;
-
учить действовать одновременно двумя руками;
-
учить разнообразно действовать с игрушкой (стучать, размахивать, перекладывать и т.д.);
-
учить выполнять действия, соответствующие свойствам предметов, сначала подражая взрослому, затем по слову;
-
учить выполнять специфические действия с предметами по показу и просьбе, затем только по просьбе:
-
учить выполнять действия, не подсказанные предметом;
-
учить переносить действия, разученные с одним предметом, на другой;
-
учить выполнять простые игровые действия с сюжетными игрушками.
-
Основные методы, применяемые в работе
I полугодие
Непосредственное воздействие взрослого на ребёнка (прикосновение, поглаживание, вкладывание предмета в руку).
Обязательным компонентом является эмоциональный контакт с ребёнком и речь взрослого.
II полугодие
Возрастает роль показа, сопровождающегося словом.
Положительный эмоциональный настрой взрослого и ребёнка.
Обязательна похвала.
Кинестетический (действие рукой ребёнка).
В этот период также важна речь взрослого, особое внимание уделяется содержанию речи. Речь немногословна, чётко обозначаются названия предметов, просьбы, действия.
Особенности проведения игр-занятий с детьми первого года жизни
-
занятия с малышами основаны на интересе ребёнка, после шести месяцев – на подражании взрослому;
-
необходимо систематическое многократное выполнение некоторых занятий (упражнений) в самых разных ситуациях;
-
все занятия должны носить эмоциональный характер и сопровождаться ласковой интонацией;
-
все групповые занятия проводятся без специального организационного момента;
-
всё необходимое для занятий готовится заранее;
-
для занятий должен быть отобран материал, аналогичный тому, которым дети играют постоянно, но более яркий;
-
не допускать утомления детей;
-
следить за скоростью реагирования ребёнка;
-
учитывать не только возраст, но и фактический уровень развития ребёнка;
-
чаще хвалить, чтобы дети развивались увереннее, быстрее;
-
длительность игр-занятий зависит от ситуации, возможностей детей и их поведения;
-
работа ведётся по принципу «от простого – к сложному»;
-
развитие двигательной активности не требует специальной подготовки, кроме гимнастики и упражнений на фитболе.
Это важно знать
-
группы мышц включаются в работу сверху вниз: верхняя часть туловища раньше нижней, плечи и верхняя часть туловища начинают повиноваться раньше, чем руки от локтя и ниже, верхняя часть ног – раньше, чем ступни, поэтому занятия следует строить, учитывая эти физиологические особенности;
-
мышцы шеи включаются в работу лишь к концу первого месяца жизни, а в 3-4 месяца появляются первые координационные движения мышц шеи;
-
одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой;
-
у нормально развивающегося ребёнка к трём месяцам заканчивается созревание зрительного анализатора, к четырём – слухового;
-
интерес ребёнка к предметам, который вызывает целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к этим предметам;
-
при пропадании интереса к игрушке иногда бывает достаточно заменить игрушку на такую же, но другого цвета;
-
развитие движений руки следует рассматривать с момента возникновения комплекса оживления, а формирование первых предметных действий – с момента появления хватательных умений;
-
для развивающегося организма наиболее ценным является овладение сначала моторными функциями (движения с изменением положения в пространстве), а затем статическими (способность удерживать определённое положение тела);
-
в 6-7 месяцев действия направлены на воспроизведение чувственного впечатления, отсюда многочисленные повторения действий;
-
восьмой месяц жизни у нормально развивающегося ребёнка – важная пора в развитии: в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания, именно с этого момента ребёнок начинает запоминать специфику действий с предметами;
-
уже в 7-8 месяцев у ребёнка появляются координация, точность и ловкость движений, в работу включаются все пальцы рук, начинается противопоставляться большой палец;
-
вынимать и снимать ребёнок начинает примерно в 8 месяцев, вкладывать и надевать – только к 10 месяцам;
-
чем больше задействовано органов чувств малыша, тем эффективнее идёт процесс усвоения;
-
лишь к году у нормально развивающегося ребёнка начинает формироваться одна из сложных мыслительных операций – обобщение.
Рекомендации, которые следует учитывать при развитии предметной деятельности
-
если малыш занят, не следует его отрывать от самостоятельных занятий;
-
чтобы ладошка малыша раскрылась, провести игрушкой по тыльной стороне ладони;
-
функцию хватания можно начинать тренировать с периода новорожденности, основываясь на рефлекторных реакциях;
-
желательно применять щёточный массаж для формирования ощупывающих движений;
-
следует вкладывать игрушку в ладонь не раньше, чем она раскроется;
-
использовать игрушки, удобные для захвата, различные по текстуре, величине, форме, массе;
-
чтобы разнообразить впечатления малыша, необходима смена положения и места; это также обостряет его зрительные реакции;
-
не следует «заваливать» малыша игрушками – их обилие отвлекает и угнетает ребёнка;
-
не следует давать дорогие игрушки и книги для самостоятельной деятельности;
-
нужно дать ребёнку свободу в выборе игрушки из нескольких предоставленных, не усаживая за стол, не удерживая на руках, лучше опустить на пол, где разложены игрушки;
-
заниматься с детьми лучше там, где они бодрствуют, в привычных для них условиях;
-
за стол для занятий ребёнка следует сажать с девяти месяцев, все занятия проводятся индивидуально (за исключением музыкального, показа и развлечения);
-
время занятий не фиксировано, всё зависит от ребёнка;
-
во время обучения и игры поддерживать эмоциональный контакт с ребёнком;
-
создать безопасную среду для маленького исследователя.
Особенности познавательной активности
В первом полугодии происходит интенсивное развитие всех сенсорных систем. В тесное взаимодействие вступают зрительные, слуховые, двигательные и голосовые реакции. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предмета в пространстве. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и окружающего, а также в эмоциональной вовлечённости в процесс обследования. Однако, это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев ещё нет устойчивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестаёт для них существовать.
Основные достижения, благодаря которым происходит развитие предметной деятельности
I полугодие жизни
У младенцев 1-2 месяцев сильно выражен хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона). Если его не развивать, к третьему месяцу рефлекс угасает. Несмотря на то, что ребёнок может долгое время держать игрушку в руке, сильно сжимая её, это не является осмысленным хватанием и удержанием предмета.
Интерес к предметам ближайшего окружения малыш проявляет с первых дней жизни. Быстрыми темпами развивается зрительное восприятие, но на первом месяце жизни у ребёнка можно наблюдать ступенчатое слежение за предметом.
Одним из важных достижений ребёнка конца первого месяца жизни является умение поворачивать голову. В работу включаются мышцы шеи. Благодаря этому ребёнок может прослеживать движущийся предмет. Ступенчатое движение глаз к началу второго месяца жизни сменяется плавным слежением.
Также стремительно развивается слуховое восприятие. Ребёнок первого месяца жизни отдаёт предпочтение речи и пению взрослого. Уже к двум месяцам зрительные, слуховые и двигательные реакции выступают в сложном комплексе, дополняя друг друга. Именно поэтому в этом возрасте предпочтение отдаётся высоко подвешенным игрушкам (50-60 см) с мелодичным звучанием.
К концу третьего месяца у ребёнка появляется другое важное достижение – комплекс оживления, который является значимой стартовой площадкой для новых достижений. Именно с момента возникновения комплекса оживления начинают рассматривать движения руки. Игрушки следует опустить на высоту 10-15 см над грудью, чтобы ребёнок мог достать их рукой.
Благодаря рефлекторным размахиваниям рук трёхмесячный ребёнок случайно наталкивается на игрушку, слышит звучание, видит, как она раскачивается, замирает и следит за ней. В дальнейшем случайные действия становятся целенаправленными.
У ребёнка 3-4 месяца формируется способность устанавливать зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи. Под воздействием зрительного и слухового сосредоточения появляются первые координационные движения мышц шеи. Новое умение – поворот головы в сторону – способствует расширению кругозора малыша, а главное – формированию устойчивого поля зрения, без которого невозможны координация глаза и руки при хватании.
К четвёртому месяцу начинает формироваться ещё одно достижение – зрительно-моторная координация рук. Достижением четырёхмесячного малыша является то, что он стремится захватить игрушку, тянет в рот, пытается больше узнать о предмете (рот, как и рука – часть исследовательского аппарат ребёнка). Как только появилось это умение, следует предлагать ребёнку брать игрушку из рук взрослого, тем самым развивая сложный процесс взаимодействия системы «глаз-рука». Это ещё одно важное достижение. Ребёнку необходимо соотнести движение руки с тем, что фиксирует глаз. Необходимо не только захватить увиденный предмет, но и удержать его.
Рука действует под контролем зрения – это ещё одно важное достижение I полугодия. В 4-6 месяцев развиваются основные функции руки, умение брать, держать, действовать.
К пяти месяцам появляются хватательные умения. Это достижение следует считать началом формирования первых предметных действий. Именно это умение знаменует окончание первой половины младенчества и возникновения нового типа ведущей деятельности – манипулятивной.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первое полугодие жизни ребёнка является основным периодом, в котором закладывается всё необходимое для развития предметной деятельности в дальнейшем.
Развитие манипулятивной деятельности
Именно с возникновением манипулятивной деятельности происходит интенсивное развитие предметных действий. Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Ребёнок начинает замечать результат своих действий и активно его воспроизводить. Начинает ярко проявляться направленность на результат. Дети начинают понимать, что предметы, исчезнувшие из поля зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте. К концу года дети начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Благодаря манипулированию предметами формируется образ предмета и представление о его постоянстве.
Основные достижения
II полугодие жизни
В возрасте 6-7 месяцев взрослый выступает как партнёр, как источник идей.
Шести-семимесячный ребёнок может свободно удерживать по игрушке в каждой руке, но, несмотря на это, малыш действует со всеми игрушками одинаково, а получая случайный результат, старается закрепить его повторными действиями. В этом возрасте действия направлены на воспроизведение чувственного впечатления, отсюда и многочисленные повторения действий для достижения желаемого результата.
В 7-8 месяцев у ребёнка появляется координация, точность и ловкость движений. В работу включаются все пальцы рук. Ребёнок начинает раскрывать ладошку, начинает действовать большим и указательным пальцами, запоминает специфику действий с предметами. То есть, с начала второго полугодия начинает ярко проявляться направленность на результат.
В 8 месяцев ребёнок способен подражать действиям окружающих. Ребёнок внимательно наблюдает за соотносящими действиями взрослого. В этом возрасте он без труда открывает, вынимает, снимает. А вот противоположные действия он будет осваивать значительно позднее, только к 10-11 месяцам.
Дети 8-9 месяцев ищут исчезнувшие из поля зрения предметы, то есть, у них складывается представление о постоянстве предмета.
Начиная с 9 месяцев, ребёнок начинает запоминать названия предметов и игрушек, начинает узнавать их на картинке, понимает слова, обозначающие элементарные игровые действия с предметами.
С 9-10 месяцев ребёнок начинает осваивать практические действия, направленные на получение результата, и основанные на выявлении связей между предметами. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим – приводит к открытию в предметах новых свойств, которые вызываются совершаемыми действиями или обнаруживаются в них (перемещение, падение, мягкость, твёрдость и так далее), но все эти свойства ребёнок «знает» лишь в момент, когда он действует. Как только прекращается действие, исчезает и «знание».
К 10-11 месяцу можно проследить координацию «рука-глаз». Складывается зрительное восприятие формы и величины. Посмотрев на предмет, ребёнок складывает свои пальцы в соответствии с его формой, величиной.
В 11-12 месяцев ребёнок легко осваивает новые действия – строит башню, накладывая один кубик на другой, кормит, баюкает.
К 12 месяцам ребёнок начинает выполнять одно игровое действие с двумя-тремя игрушками. Это свидетельствует о формировании умения обобщать. Также к этому возрасту начинает совершать действия, не только подражая взрослому, но и выполняя его словесные указания, в состоянии концентрировать внимание, ориентируясь лишь на установку взрослого.
Во втором полугодии ребёнка необходимо учить игре в момент зарождения игровой деятельности, которая будет сопровождать его долгие годы. Играть с ребёнком – это не значит заниматься с ним. Цель этой деятельности одна – обогащение игрового опыта малыша. В игре мы только помогаем малышу запомнить то, чему обучали его на занятиях. Таким образом, можно сделать вывод, что во втором полугодии с помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются. Взрослый может показать различные свойства предмета и различные способы действия с ним, овладев которыми, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление таких действий в репертуаре ребёнка свидетельствуют о начале новой предметной деятельности, характерной для следующего периода, а именно игра и действия с предметами, и сенсорное развитие, которые являются ведущими видами деятельности детей второго и третьего года жизни.
Примерные занятия по развитию предметной деятельности
от 0 до 1 года
Игры, развивающие зрительное и слуховое восприятие, движения рук
от 0 до 3 месяцев
В возрасте от 0 до 3 месяцев используются высоко подвешенные игрушки, кубики, шарики с длинной ручкой разного цвета, погремушки, удобные для захвата, а также неваляшки, игрушки средних размеров, бубенчики, шарманки. Такие игрушки способствуют развитию зрительного и слухового восприятия.
Проводятся такие занятия, как:
-
«Вот так кубик»;
-
«Подвешенная игрушка»;
-
«Рассматривание султанчиков»;
-
«Наблюдения за рожицей»;
-
«Неваляшка»;
-
«Бубенчики, Колокольчики».
Ход таких игр сводится к тому, чтобы привлечь внимание ребёнка к игрушке путём её приближения и удаления от ребёнка, убедиться, что он её увидел. После этого нужно дать ребёнку возможность сосредоточенно рассмотреть игрушку. В дальнейшем добиваться плавного слежения за ней. При использовании во время игр звучащих игрушек добиваться прислушивания (услышав звук, ребёнок замирает), а в дальнейшем – поиска игрушки.
Для развития движения рук оказывается непосредственное воздействие на ребёнка. Проводятся такие игры, как:
-
«Игра с кремом»;
-
«Похлопаем по ладошке»;
-
«Привет, ладошка»;
-
«Ленты, шнурки, верёвочки»;
-
«Вот какие погремушки».
Ход таких игр сводится к поглаживанию, растиранию пальчиков, постукиванию по руке взрослого, вкладыванию игрушки в руку ребёнка. Все движения тренируются пассивно взрослым.
Игры-занятия, развивающие движения рук, от 3 до 6 месяцев
Во время проведения игр, развивающих движения рук, необходимо уделять внимание развитию зрительного и слухового восприятия. Используются игры:
-
«Посмотри на неваляшку» (игрушка заменяется). Ход игры: поставить неваляшку перед малышом, лежащим на животе, предоставить малышу возможность рассмотреть её, затем перемещать неваляшку, добиваясь слежения.
-
«Отгадай, откуда звон». Ход игры: к бубенчикам или колокольчикам привязать ленточки, звучать с разных сторон от ребёнка, вложить ленточку в руку ребёнка, чтобы он мог самостоятельно извлечь звук.
-
«Браслетики» (браслеты можно сделать из резинок для волос, прикрепив на них небольшие игрушки или бубенчики). Ход игры: надеть браслеты на руку ребёнку, дать возможность последить за своей рукой, побуждать ребёнка прикоснуться к браслету другой рукой.
-
«Мягкие подушечки» (изготовлены из материала разной текстуры). Ход игры: помочь ребёнку ощупывать подушечки, вложенные в руки, побуждать делать это самостоятельно.
-
«Что лежит в коробочке?» Ход игры: на глазах у ребёнка положить игрушку в коробочку, разговаривая с ребёнком, открыть коробочку, доставая оттуда игрушку, побуждать ребёнка взять её, ощупывать.
-
«Наталкивание на низко подвешенные игрушки» Ход игры: привлечь внимание ребёнка к игрушке, вызвать двигательную активность, во время которой ребёнок будет наталкиваться на игрушки, побуждать ребёнка захватить игрушку.
-
«Возьми игрушку». Ход игры: использовать игрушку, удобную для захвата, показать её ребёнку, привлекая внимание, следить за движениями его рук, при попытке ребёнка взять игрушку позволить ему это сделать; если это вызывает затруднение, вложить игрушку в ладошку.
-
«Игра на пианино». Ход игры: перед малышом, лежащим на животе, устанавливают пианино так, чтобы он мог дотянуться руками до клавиатуры, взрослый привлекает внимание нажатием клавиш и предоставляет ребёнку возможность коснуться клавиатуры, извлекая звуки.
-
«Игра с рукавичками». Ход игры: привлечь внимание ребёнка к рукавичкам с бубенчиками, добиваться слежения за движением рукавичек, а также стимулировать слуховое восприятие, дать возможность ощупать рукавички.
Игры-занятия, стимулирующие подражание и действия с предметами, а также движения рук, от 6 до 9 месяцев
-
«Рученьки крошки». Ход игры: посадив ребёнка перед собой, взрослый хлопает в ладоши, добиваясь подражания, спрашивает у ребёнка «Где ручки?», если ребёнок затрудняется, помогает ему выполнить движения, называя их.
-
«Ладушки». Ход игры: посадить ребёнка спиной к себе, выполнять руками ребёнка движения в соответствии с песенкой «Ладушки», добиваться самостоятельного выполнения по показу.
-
«Потяни за ленточку». Ход игры: привлечь внимание малыша к игрушке, к которой привязана ленточка, побуждать ребёнка схватить ленточку и притянуть к себе.
-
«Разноцветная гирлянда». Ход игры: разместить гирлянду недалеко от малыша и побуждать его притянуть её к себе, побуждать ощупывать предметы на гирлянде, называя их.
-
«Барабан». Ход игры: показать ребёнку барабан и познакомить со звуками, которые можно из него извлечь, учить ребёнка стучать одной или двумя палочками.
-
«Открывание коробочки». Ход игры: использовать коробочки, которые открываются по-разному, положить в них предметы, показывать ребёнку, как открываются коробочки, радоваться вместе с ребёнком найденному сюрпризу, добиваться самостоятельного выполнения.
-
«Плюх и бултых». Ход игры: используя таз с водой и игрушки, разные по весу, побуждать ребёнка повторять за взрослым действия – бросать в воду игрушки, доставать из воды игрушки.
-
«Вынимание игрушек из ведёрка». Ход игры: показать малышу игрушки, находящиеся в ведёрке, если малыш никак не реагирует, взрослы вынимает одну игрушку, показывает её малышу, снова кладёт в ведёрко, добиваясь самостоятельного выполнения действий, при затруднении помогать малышу.
-
«Собери игрушки». Ход игры: 3-4 игрушки разной текстуры разложить на полу, предложить ребёнку взять игрушки, ощупать, отдать взрослому, побуждать брать предметы по-разному (объёмные – ладошкой, плоские – кончиками пальцев).
Игры-занятия, стимулирующие подражание и действия с предметами от 9 до 12 месяцев
-
«Весёлый бубен». Ход игры: посадить малыша напротив, держа бубен вертикально, ритмично ударять по нему в такт песенке, протянуть бубен малышу, дать возможность ударить по нему, затем дать ему такой же бубен, побуждая к подражанию.
-
«Вынимание и вкладывание предметов». Ход игры: показать малышу игрушки, которые лежат в ведёрке, закрыть крышкой, дать малышу, предоставив ему возможность снять крышку и достать предметы, рассмотреть каждый предмет, поманипулировать им, затем предложить сложить в ведёрко и закрыть его.
-
«Где же погремушка?» Ход игры: взять 2 погремушки в свои руки и 2 погремушки в руки ребёнку, побуждать выполнять действия за взрослым – постучать погремушкой друг об друга, по ладошке, по коленке и т.д.
-
«Собираем и разбираем пирамидку». Ход игры: предложить малышу снят кольца со стержня пирамидки, затем надеть их, побуждать ребёнка действовать самостоятельно, ориентируясь на слова взрослого.
-
«Игра с тестом». Ход игры: спрятать в тесто небольшую игрушку (шарик, кубик), предложить ребёнку найти её, при затруднении помочь.
-
«Кукла спит». Ход игры: показать ребёнку, как можно уложить куклу спать, побуждать ребёнка повторять за взрослым, выполнять укачивающие действия.
Литература
-
Доскина В. А., Макарова З. С. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.
-
Теплюк С. Н. Ребёнок от рождения до года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
-
Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманист, Изд. Центр Владос, 2003.
-
Фрухт Э. Л. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни.
-
Пилюгина Э. Г. Игры-занятия с малышами от рождения до трёх лет. – М.: Мозаика-Синтез.
-
Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»