Проект "Что такое календарь?"
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ
МЭРИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15»
162626 г.Череповец, ул.Рыбинская, дом 26, тел. (8202) 31-15-05, E-mail: sad15@cherepovetsciti.ru
Проект в подготовительной группе № 17
«Что такое календарь?»
Направление
информационно-творческий
Воспитатели:
Успенская Т.А.
Головесова А.С.
Череповец
2021
Тема проекта: «Что такое календарь?»
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации: 1 неделя (29 ноября 2021- 03 декабря 2021)
Участники: дети, родители, педагоги группы № 17
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема: Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
Детская цель: Познакомиться с особенностью календаря, названиями месяцев года и их последовательностью.
Актуальность
В ходе бесед и опроса детей в нашей группе выяснилось, что большинство детей усвоило названия дней недели, их количество и последовательность. Но понятие «год», следование месяцев один за другим дети путали, не знали количество дней в месяце, дату своего рождения, текущее число дня. Для решения этой проблемы, мы решили реализовать проект, в ходе которого мы планировали не только закрепить эти понятия, но и познакомить детей с историей, разновидностью и назначением календаря.
Цель проекта:
Способствовать формированию временных представлений старших дошкольников через художественно-продуктивную и творческую деятельность детей совместно с родителями.
Задачи для детей:
-
Познакомить детей с особенностью календаря, как системой измерения времени
-
Познакомить детей с названиями месяцев года и их последовательностью.
-
Формировать умение ориентироваться в последовательности дней недели, очерёдности месяцев и времён года.
-
Обогащать словарь за счёт существительных, обозначающих названия дней недели и месяцев года.
-
Активизировать в речи понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
-
Развивать творческие способности детей в процессе работы на дизайном календаря.
-
Развивать мышление, память.
Задачи для родителей:
-
Создать условия для совместной с детьми творческой деятельности в рамках проекта.
-
Привлечь родителей к созданию совместных с детьми календарей.
Предполагаемый результат для детей:
-
В результате проекта дети получат элементарные представления о времени и его периодичности.
-
Усвоят последовательности дней недели, очерёдность месяцев и времён года. Познакомятся с календарём, как системой измерения времени.
-
На основе полученного опыта дети смогут самостоятельно создать свою модель календаря, активно действовать с материалами модели календаря, и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевать эталонами времени.
-
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Предполагаемый результат для родителей:
- родители активно участвуют в реализации проекта;
-родители обогатят свои знания о видах календаря;
-благодаря совместной работе педагогов и родителей в группе появится выставка «Календари бываю разные».
Продукт проектной деятельности:
-
Оформление календаря «Праздник каждый день» и «Мой календарь».
-
Организация выставки «Календари бывают разные»
Этапы и ход проекта
Подготовительный этап 22.11 2021-26.11.2021
Выбор темы проекта, обоснование актуальности темы и возможности решения поставленных задач в условиях ДОУ;
Выбор средств диагностики и проведение диагностических мероприятий с участниками проекта;
Составление перспективного и тематического планирования работы;
Изучение литературы с временной тематикой, работа с календарём погоды.
В начале работы над проектом были проведены:
-
мониторинг по развитию детей (основная общеобразовательная программа «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой);
-
индивидуальные беседы с родителями;
В процессе диагностики детей группы, а также наблюдений за детьми в совместной и самостоятельной деятельности, тематических бесед был выявлен недостаточный уровень знаний об истории и пользовании календаря:
• дети не знали понятие «год», количество дней в месяце, дату своего рождения, текущее число дня.
• дети не знают, виды календарей.
• не могут ориентироваться в последовательности дней недели, очерёдности месяцев и времён года.
На достаточном уровне – 7 человек (29%)
Близкий к достаточному – 12 человек (50 %)
Недостаточный уровень – 5 человека (21 %)
Проведя индивидуальные беседы с родителями о календарных временных эталонах, мы пришли к выводу, что родители не уделяют должного внимания этой теме. Для родителей были подготовлены консультации, наглядная информация. Родителям рекомендовано изготовить с ребёнком календарь «Мой календарь» и участие в организации выставки «Календари бывают разные».
Беседуя с детьми, мы конкретизировали тему проекта. Познакомившись в ходе рассматривания иллюстраций и презентаций какие бывают календари, дети уделили большее внимание календарю природы. Для детей проведены занятия по рисованию, аппликации, итоговое занятие по теме «Мой календарь».
Основной этап 29.11.2021-02.12.2021 Понедельник 29.11.2021 НОД «Как появился календарь» -Беседа «Что такое календарь», «Для чего он нужен?» -Беседа «Почему год называют «круглым»? Цель: Ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности. Показать детям с помощью опыта, что земля имеет свойство вращаться. Дидактические игры: «Живая неделя» «Вчера, сегодня, завтра» Работа с календарём природы. Для родителей Папка передвижка «История появления календаря» Вторник 30.11.2021 ХЭР (рисование) Модель календаря (коллективная работа воспитателей и детей) «Праздник каждый день» Цель: Учить планировать свою работу. Самостоятельно придумывать дизайн своего календаря. Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус, развивать чувство композиции. Чтение худ. литературы: - С. Михалков «Открываем календарь» - Г. Люшнин «Хоровод круглый год» - Просмотр мультфильма «12 месяцев» Консультация для родителей «Это интересно! Происхождение названий дней недели и месяцев» Среда 01.12.2021 НОД «Открываем календарь - начинается январь» Цель: закрепить знания о начале нового годового цикла, составление схемы календаря на год. -Опыт «Смена дня и ночи, времён года» Цель: Показать детям с помощью опыта, что земля имеет свойство вращаться. Дидактические игры: «Когда это бывает?» «Назови соседей?» Четверг 02.12.2021 -ХЭР (аппликация) Создание «Мой календарь» -Ручной труд «Карманный календарик» Беседа «Что такое «Птичий календарь?», «Для чего нужен лунный садово-огородный календарь?» - Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года» -просмотр развивающего мультфильма «Наш календарь» Подвижная игра: «Кидаем мяч» «Лови, бросай, дни недели называй» |
Заключительный этап 03.12.2021 Оформление выставки «Календари бываю разные»; Проведение повторной диагностики участников проекта; Оформление календаря «Праздник каждый день» и «Мой календарь» |
В результате реализации проекта у детей сформировались знания о последовательности дней недели, очерёдность месяцев и времён года. Познакомились с календарём, как системой измерения времени, с разновидностью календарей и историей их появления. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. Возросла познавательная активность детей по теме проекта; работа над проектом способствовала развитию у детей творческого мышления и воображения, а так же развитию речи (активизация словаря, умение рассуждать, строить диалог); повысилась самооценка детей.
Результаты мониторинга положительные:
Достаточный уровень знаний – 18 человек (54 %)
Близкий к достаточному – 6 человек (46 %)
Недостаточный – 0
Родители воспитанников приняли активное участие в реализации проекта, обогатили свои знания о видах календаря, благодаря совместной работе педагогов и родителей в группе появилась выставка «Календари бываю разные».
Фотоотчет
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Подробнее о критериях оформления материалов см. инф. в разделе Помощь.