В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Модель системы методического сопровождения педагога в современных условиях.

Модель системы методического сопровождения педагога в современных условиях.

Марина Васильева
Тип материала: другое
просмотров: 5044
Краткое описание
Данная работа является эффективным инструментом для построения методического сопровождения педагога в современных условиях. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических работников дошкольной организации с помощью  выстроенной гибкой, эффективной системы методического сопровождения поможет руководителю выстроить слаженную работу всего педагогического коллектива
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Модель системы методического сопровождения педагога.docx Скачать

Приднестровская Молдавская Республика

г.Бендеры, 2022г


Модель системы методического сопровождения

педагога в современных условиях.


Васильева М.К. – заведующий I квалификационной категории МОУ «Бендерский Центр развития ребёнка «Волшебная Ромашка»


В современных условиях кардинальное изменение содержания деятельности педагога происходит как ответ на государственный заказ, который четко обозначен в государственных образовательных стандартах дошкольного общего образования. А это, в свою очередь, влечет за собой изменения методической поддержки педагога, понимаемой как помощь профессионалу в формировании ориентации в поле развития, ответственность за действие, в котором ответственность несет сам субъект.

Изменение системы методического сопровождения педагога возможно лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольного образовательного учреждения. Руководитель должен быть компетентным в принятии управленческих решений, определяющих программу деятельности педагогического коллектива по разрешению актуальных проблем на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации её состоянии.

В настоящее время методическое сопровождение носит управленческий характер, который проявляется в повышении роли педагогического коллектива в развитии учреждения, управлении образовательной деятельностью на основе определения, прогнозирования и удовлетворения потребностей всех участников образовательных отношений.

Все это ставит перед руководителем образовательного учреждения более сложные задачи по использованию форм и методов методического сопровождения, диктует необходимость разработки и внедрения системы профессионального развития педагога.

Поэтому, в основу управления методическим сопровождением был положен тезис, ставший его основной идеей: современный подход к построению методического сопровождения должен быть востребован как механизм управления инновационными процессами в дошкольном учреждении с учетом запросов участников образовательных отношений и собственных реальных возможностей субъекта управления.

Цель разработки современной системы методического сопровождения педагога – удостовериться, что организация дошкольного образования находит и развивает сильные стороны деятельности и сокращает или вообще сворачивает слабые.

Исходя из этого, определены составляющие системы методического сопровождения педагога, которые представляют собой иерархические взаимосвязанные между собой компоненты: анализ требований к современному педагогу, отбор целевой аудитории, создание комплекса методического сопровождения, претворение в жизнь методических мероприятий, управление методическим сопровождением педагогов.

  1. Анализ требований к современному педагогу.

Любое дошкольное учреждение должно уметь выявлять открывающиеся возможности профессионального роста педагогов. Для того чтобы заниматься поиском современных подходов к профессиональному развитию педагогов, собрать достаточное количество нужных полезных и точных сведений в организации дошкольного образования разрабатывается система информации, которая предназначена для сбора, классификации, анализа и распространения точной информации в целях совершенствования планирования, организации и контроля за профессиональным развитием педагога.

Система информации состоит из:

  • внутренней информации, в которой собрана информация различных подразделений организации дошкольного образования,

  • сбора текущей информации – это изучение потребностей педагогов, сведения о педагогах (отношение к организации педагогического процесса и т.п.)

Чтобы изучить «должное» и реальное состояние профессиональной компетенции педагогов руководителю необходимо провести анализ современных требований и реального состояния деятельности педагога. Количественный и качественный анализ состояния кадрового и научно-методического обеспечения в соответствии с ГОС ДО покажет на принятие решений о дальнейшем построении методического сопровождения педагогов.

При определении профессионального развития педагогов в организации дошкольного образования необходимо учитывать состояние макро- и микросреды.

Образовательная макросреда включает в себя глобальные факторы, такие как политический, экономический, демографический, природный, культурный, которые определяют деятельность педагога дошкольного образования и состояние микросреды.

Руководителю, для изучения макросреды, следует изучать результаты исследований органов управления образованием, уделять внимание информации, представленной в СМИ и т.п.

Образовательная микросреда состоит из факторов, окружающих педагога дошкольного образования, и оказывающих непосредственное влияние на его деятельность.

Основной задачей системы управления методическим сопровождением является обеспечение профессиональной, квалифицированной поддержки педагогов.

  1. Отбор целевой аудитории.

Для определения, на удовлетворение каких запросов педагогов сконцентрирует свои усилия руководитель, с какой группой будет работать, необходимо выявить целевую аудиторию.

Необходимость выявления целевой аудитории обусловлена разнообразием образовательных запросов педагогов. Таким образом, перед руководителем встают задачи: выявление целевой аудитории; разработка индивидуальных профессиональных маршрутов, удовлетворяющих их требования; последующее сосредоточение на них образовательных усилий.

  1. Разработка и реализация комплекса мероприятий методического сопровождения.

Приняв решение относительно обеспечения педагогов необходимым методическим сопровождением, руководитель может приступить к планированию деталей комплекса методического сопровождения. Другими словами, комплекс методического сопровождения – разработка форм, методов, приёмов методического сопровождения, их совершенствование, расширение ассортиментного ряда путём внедрения новых.

Изменение окружающей ситуации, преобразование деятельности педагогов требуют осуществления целенаправленного управления методическим сопровождением педагогов.

Сегодня управление методическим сопровождением педагога рассматривается как программа методического сопровождения педагога, как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей.

Таким образом, модель системы методического сопровождения педагога будет представлять собой комплексный и целенаправленный процесс воздействия на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с целями.

Задача системы методического сопровождения педагогов заключается в воздействии на уровень, время и характер деятельности педагога таким образом, чтобы это помогло в профессиональном развитии и в достижении стоящих перед дошкольной организацией целей.

Функции модели системы педагогического сопровождения:

  • исследовательская, предполагающая изучение макро- и микросреды организации, форм и методов методического сопровождения, выявление существующего и потенциального спроса педагогов, определение целевой аудитории,

  • организационная функция предполагает разработку политики оказания методического сопровождения, управление качеством,

  • коммуникативная функция осуществляется посредством организации продвижения методического сопровождения, установления сопровождения профессионального роста педагога.

Чтобы цель была достигнута, определены наиболее оптимальные принципы, на которых будет базироваться процесс управления методическим сопровождением педагогов.

Наиболее значимые:

  • принцип приоритета интересов сопровождаемого (требует выявления и решения личных проблем, трудностей педагогов ОДО),

  • принцип учёта фаз профессионального становления.

Климов Е. А., ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности, выделяет следующие фазы профессионального становления: фаза оптации результатом, фаза адепта, фаза адаптации (привыкания), фаза интернала, фаза мастера, фаза авторитета, фаза наставничества.

Внедрение определённых принципов происходит через три основных блока модели: организационно-планировочный (планирование), основной (организация), заключительный (контроль).

  1. Блок организационно-планировочный. Состоит из организации и планирования методического сопровождения:

    1. анализа реального и «должного» состояния кадрового и научно-методического обеспечения, выявление затруднений и возможностей педагогов), отбор методов и приемов,

    2. определения целей методического сопровождения: удовлетворение потребностей педагогов, определение «точек» профессионального роста, получение квалифицированной поддержки.

    3. выработки стратегий методического сопровождения, которые будут разработаны исходя из общей стратегии деятельности организации дошкольного образования;

  2. Основной блок (организация).

Предполагает организацию методической деятельности с включением в организационную структуру педагогов дошкольной организации.

  1. Заключительный (контроль методической деятельности), завершает цикл управления методическим сопровождением педагога и одновременно является началом нового цикла.


Таким образом, модель управления системой методического сопровождения педагогов:

  • представляет собой совокупность субъектов и объектов цели, задач, функций и управленческих действий,

  • эффективный инструмент по реализации современной стратегии роста профессионального мастерства педагога.

  • служит для разработки программы по её применению






Программа по реализации модели системы сопровождения педагогов

Программа состоит из трех этапов (блоков) в которых определены цели этапа, мероприятия и ожидаемые результаты:

  1. Блок организационно-планировочный (организация и планирование методического сопровождения).

С целью принятия решения о дальнейшей деятельности, и чтобы понять запросы педагогов, необходимо проанализировать современные требования к педагогу и реальное состояние профессиональных компетенций педагогов.

    1. Проведение анализа реального и «должного» состояния кадрового и научно-методического обеспечения, выявление затруднений и возможностей педагогов), отбор методов и приемов:

  • Анкетирование педагогов (реальное состояние профессиональных компетенций) (Приложение № 2)

  • Анализ форм работы с педагогами, отраженных в годовом плане ОДО.

  • Анализ современных требований к педагогу.

  • Наличие сведений о проблемах, которые педагоги обсуждали с коллегами на городских профессиональных методических объединениях.

    1. Определение целей методического сопровождения: удовлетворение потребностей педагогов, определение «точек» профессионального роста, получение квалифицированной поддержки. Выработка стратегий методического сопровождения, которые будут разработаны исходя из общей стратегии деятельности организации дошкольного образования.




  • Создание индивидуальных маршрутов.

Маршрут - это ход, движение вперёд, путь следования объекта, учитывающий направление движения относительно ориентира.

Следовательно, образовательный маршрут педагога – это: самообразование, развитие профессиональных потребностей, расширение возможностей выбора собственного развития.

Отсюда, индивидуальный образовательный маршрут: это опыт работы педагога, характер его образовательных запросов и интересов, уровень его профессиональной компетентности, конкретные достижения, сильные и слабые стороны.

Индивидуальный маршрут можно создать двумя способами. Первый - создать индивидуальный маршрут («Для него»), т.к. не все педагоги могут самостоятельно, без посторонней помощи создать такой маршрут. Второй - помочь педагогу спроектировать индивидуальную траекторию повышения собственной компетентности и создать свой индивидуальный маршрут методического сопровождения («Для себя»).

Деление педагогов на фазы профессионального становления специалиста и

соблюдение принципа приоритета интересов сопровождаемого помогут руководителю определить, кому из педагогов создать индивидуальный маршрут методического сопровождения, а кому помочь определить свой индивидуальный запрос.

Составить индивидуальный маршрут методического сопровождения адаптантам, интерналам руководителю поможет заполнение матрицы маршрута индивидуального методического сопровождения педагога (Приложение № 3)

Представители остальных фаз в разработке своего маршрута должны для себя определить: профессиональные проблемы и затруднения; цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с условиями реализации государственного стандарта, стратегическими планами развития ОДО и его основной образовательной программой; профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать; средства (модели, механизмы) решения поставленных задач.

Разработать и составить свой индивидуальный образовательный маршрут педагог может, используя матрицу (Приложение № 4) или составить с помощью технологии «Интеллект-карта» (Приложение № 5).

  1. Основной блок (организация).

Чтобы увидеть полную картину затруднений педагогов руководителю необходимо провести сводный анализ затруднений, заполнив таблицу (Приложение № 6).

Сводный анализ покажет, что реализация методического сопровождения возможна: на основе личностного подхода (индивидуально); дифференцированного подхода (сгруппировав педагогов в «сообщества»); реализовать самостоятельно, т.е. индивидуально; путем объединения в самостоятельные «сообщества»; с помощью специалиста (по запросу).

Объединение педагогов в одну группу или объединение нескольких групп позволит руководителю создать «сетевую» систему методического сопровождения появившихся педагогических сообществ

(Приложение № 7).

«Сеть – это расширенная группа людей со схожими интересами, взаимодействующих друг с другом и поддерживающих личный контакт с целью взаимной поддержки и помощи». Предполагает организацию методической деятельности с включением в организационную структуру педагогов дошкольной организации.

Сводная таблица покажет руководителю,

  • какие затруднения испытывают адаптанты, интерналы, мастера, авторитеты и наставники;

  • какие формы работы потребуются для устранения их затруднений,

  • возможность сгруппировать данных педагогов.


Адаптантов, и интерналов руководитель может сгруппировать как по затруднениям, так и по формам устранения проблем. А при наличии общих затруднений, педагогов можно объединить в «сообщества» (по затруднениям и формам)

Данная таблица может показать руководителю, что у мастеров, авторитетов и наставников могут быть общие затруднения и формы их устранения. С целью эффективного взаимодействия данных групп, задача руководителя предложить им самим сгруппироваться по затруднениям и формам устранения. А при наличии общих затруднений, они могут объединиться в самостоятельные «сообщества» (по затруднениям и формам).

В итоге, при наличии у всех педагогов общих (схожих) затруднений и форм их устранения, руководитель может объединить их в два «сообщества».

Организация взаимодействия руководителя с педагогами внутри «сети» с помощью разных форм и методов работы, таких как коучинг (тренинги) и наставничество (индивидуальное консультирование), педагогическая панорама, мастер-класс, тьюторство.

Создание «сетевой» системы методического сопровождения позволит руководителю реализовать идею открытого образовательного пространства, обеспечит интеграцию всех ресурсов системы и объединит педагогов вокруг проблем в современном образовательном пространстве.

  1. Контроль или заключительный этап.

Является последним блоком модели и одновременно даёт начало новому циклу управления маркетинговой деятельностью.

Данный этап поможет руководителю проанализировать эффективность «сетевой» системы методического сопровождения, сохранение и динамическое преобразование единого образовательного пространства, обеспечение целостного образовательного процесса, гарантии прав каждого педагога на повышение профессионального мастерства, возможности выбора форм обучения, создания инновационной образовательной среды.

Как все системы, предложенная система методического сопровождения

имеет свои плюсы и минусы (Приложение № 8)

Плюсы - охватывает «всех и сразу», организация взаимодействия педагогов происходит внутри группы и между группами, педагогам не

навязываются формы и методы обучения, а инициируется выбор, создана возможность для приобретения межличностных контактов педагогов, помогает при составлении годового плана работы, повысить уровень профессионального мастерства педагога, способствует повышению мотивации педагога на саморазвитие и самореализацию. Минусы - непринятие педагогом форм обучения, предложенных руководителем, индивидуальный маршрут «Для себя» может быть необъективным (заниженная или завышенная самооценка педагога), трудоёмкая работа для руководителя.

Таким образом, «сетевая» система методического сопровождения будет способствовать сохранению и динамическому преобразованию единого образовательного пространства, обеспечению целостного образовательного процесса, гарантий прав каждого педагога на повышение профессионального мастерства, возможности выбора форм обучения, создания инновационной образовательной среды.

ПРОГРАММА по реализации модели «Система методического сопровождения педагогов в современных условиях»

(Приложение № 9)







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя теоретическое обоснование и опыт реализации состава и структуры методического обеспечения в контексте современного подхода к модернизации профессионального роста педагога, можно сделать выводы:

  1. методическое сопровождение — это особая деятельность, направленная на создание таких условий, при которых сопровождаемый сам становится субъектом собственного развития. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система,

  2. при организации методического сопровождения на любом уровне существенное значение имеют механизмы, связанные с возможностью выбора и использования индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагога в зависимости от его потребностей и возможностей,

  3. знание основополагающих методов построения методического сопровождения позволит руководителю дошкольного учреждения на основе зарубежного и отечественного опыта выработать конкретную стратегию и тактику для решения проблем профессионального развития педагога,

  4. создание «сетевой» системы методического сопровождения позволит руководителю реализовать идею открытого образовательного пространства, обеспечит интеграцию всех ресурсов системы и объединит педагогов вокруг проблем в современном образовательном пространстве.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  2. Волобуева Л.М. 2003. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера.

  3. Газман О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://setilab.ru.

  4. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. по материалам междунар. заоч. науч.-практ. конф., 31 янв. 2015 г. : в 16 ч. – Тамбов : Юком, 2015. – Ч. 10.

  5. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. – Москва: Новая шк., 1995. – 128 с.

  6. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

  7. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  8. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.

  9. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2008.

  10. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

  11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – Москва: ОНИКС: Мир и Образование, 2007. – 640 с.

  12. Прохорова, Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: « 5 за знания», 2007.

  13. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.

  14. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика, 2012.

  15. Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.














ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Этапы организации системы методического сопровождения в условиях ГОС ДО


Этапы

Мероприятия

Сроки

Организационно-планировочный


  1. Выявление затруднений педагогов (анкетирование).

  2. Создание индивидуальных маршрутов:

  • деление педагогов на фазы;

  • объединение педагогов на 2 группы: «Для него» и «Для себя»;

  • составление индивидуальных маршрутов.





май

Основной


Реализация «сетевого» взаимодействия:

  • сводный анализ затруднений;

  • создание «сетевой» системы (модель);

  • организация взаимодействия в сети.




июнь - август

Заключительный


Анализ эффективности «сетевой» системы методического сопровождения.





май

следующ. уч. года










ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Анкета № 1

Выявление профессиональных затруднений педагогов

в условиях ГОС ДО

Уважаемые педагоги!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что образовательная дошкольная организация переходит на ГОС ДО

(Государственный образовательный стандарт дошкольного образования)


Ф.И.О.______________________________________________________________________

образование___________________________________________________________________

категория______________________________

педстаж/в должности)__________________



Вопрос

Да

Нет

Ваш ответ

1.

Достаточно ли Вы информированы о стандартах?




2.

В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?




3.

В чем суть системно-деятельностного подхода: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.

Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?




5.

Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности воспитанников?




6.

Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других педагогов?




7.

Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ГОС ДО?




8.

Испытываете ли Вы затруднения в составлении конспектов?




9.

Способны ли Вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?




10.

Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения?




11.

Считаете ли Вы себя творческой личностью?




12.

Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты ДО?




13.

Что необходимо Вам, как педагогу, для успешной работы в условиях деятельности по стандарту ДО? (перечислите, пожалуйста)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14.

Какие профессиональные затруднения при введении и реализации ГОС ДО Вы можете назвать?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


15.

Какими источниками информации Вы пользуетесь для методической подготовки к внедрению ГОС ДО?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


16.

Ваши действия по эффективному введению и внедрению ГОС ДО.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Спасибо за ответы! Успехов Вам!










Анкета № 2

Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ГОС ДО»


Уважаемый педагог! Просим Вас заполнить диагностическую карту. Отметьте баллом свою готовность к введению ГОС ДО по 3-балльной системе, где 1-наименьший показатель, а 3-наивысший.

ФИО педагога_________________________________________________________


Критерий

Балл

Когнитивный аспект

Знание роли и значения введения ГОС ДО в дошкольное учреждение.


Знание документа ГОС ДО:

Знание особенностей технологии игрового и системно - деятельностного подхода в дошкольном образовании (метод проектов, интерактивная технология, ТРИЗ, опытно - экспериментальная деятельность и социоигровая технология).


Знание роли педагога в процессе введения и реализации ГОС ДО (создание психолого - педагогических условий).


Мотивационный аспект

Понимание значения ГОС для современного дошкольного образования.


Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ГОС ДО.


Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ГОС ДО.


Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем.


Настойчивость в преодолении затруднений.


Активность в саморазвитии, стремлении узнать, перестроить свою деятельность согласно модернизации дошкольного образования.


Личностный аспект

Умение выстраивать субъект - субъектные отношения.


Демократический стиль общения с воспитанниками.


Индивидуальный подход к воспитанникам.


Толерантность.


Технологический аспект

Умение провести отбор дидактического материала с точки зрения наличия в нем:

  • элементов воспитывающего, ценностно - смыслового характера;


  • элементов развивающего характера;


  • проблемы (противоречий);


  • возможности организовать элементарное исследование, экспериментирование;


  • вариативности.


Умение работать над формированием компонентов НОД:

  • целеполаганием (психологический настрой, мотивирование детей на деятельность, определение целей совместной образовательной деятельности);


  • актуализация имеющихся знаний;


  • организация поиска новых знаний;


  • содержательной рефлексии.


Умение организовать игровую деятельность воспитанников.


Умение организовать проектную деятельность воспитанников.


Умение предоставлять самостоятельность воспитанникам.


Умение использовать разные формы организации деятельности (групповая, парная, индивидуальная).


Умение предоставлять выбор воспитанникам (вариативность: выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)


Умение включать воспитанников в диалог.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Примерная матрица маршрута индивидуального методического сопровождения «Для него»


ФИО педагога ________________________________________________


Затруднения

Направления работы

Форма работы

Специалист

































ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


Примерная матрица маршрута индивидуального методического сопровождения «Для себя»

ФИО педагога _________________________________________________


Затруднения

Задачи

Мероприятия, средства

Специалист

(по запросу)






































ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Пошаговая инструкция составления интеллект-карты.

Автор методики Тони Бьюзен

Шаг 1. Подготовка

Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.

Шаг 2. Выберите центральный образ (проблему)

После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.

Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.

Шаг 3. Определите основные идеи

Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.

Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.

— Какая информация или знания вам необходимы?

— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?

— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?

— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)

— На какие подтемы можно разделить основную тему?

Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.

Шаг 4. Добавьте ветви

Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.

Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.

Шаг 5. Выражайте идеи через образы

Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.

Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.

Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.

Шаг 6. Играйте словами

Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.

Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.

Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.

Шаг 7. Развивайте синестезию

Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.

Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.

Шаг 8. Создавайте собственные коды

Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.

Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи

Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.

Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.

Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга

Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.

При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.

Шаг 11. Не забывайте о пустом пространстве. Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 6


Примерная сводная таблица затруднений педагогов



Деление педагогов

Ф.И.О. педагога

Затруднения

Формы (мероприятия)

Ответственный

Адаптант





Интернал





Мастер





Авторитет





Наставник








ПРИЛОЖЕНИЕ № 7



Аналитическая деятельность


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8


Положительные и отрицательные стороны системы


Плюсы

Минусы

  1. Даёт возможность охватить «всех и сразу».

  1. Непринятие педагогом форм обучения, предложенных руководителем.

  1. Организовать взаимодействие внутри группы и между группами.

  1. Индивидуальный маршрут «Для себя» может быть необъективным (в связи с заниженной или завышенной самооценкой педагога).

  1. Не навязывать формы и методы, а инициировать выбор.

  1. Создание такой системы - трудоёмкая работа.

  1. Позволяет создать возможность приобретения межличностных контактов педагогов.


  1. Поможет при составлении годового плана работы.


  1. Позволит повысить уровень профессионального мастерства педагога.


  1. Способствует повышению мотивации педагога на саморазвитие и самореализацию.











ПРИЛОЖЕНИЕ № 9


ПРОГРАММА

по реализации модели

«Система методического сопровождения педагогов в современных условиях»


Пояснительная записка

Модернизация системы образования, введение и реализация ГОС ДО требуют повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образования. Новые требования к качеству образования, выраженные в государственном образовательном стандарте, предполагают необходимость внесения изменений в организацию, содержание, технологии и масштаб деятельности педагогов.

Данная программа определяет цели, задачи, организацию и содержание системы методического сопровождения педагогов, предполагаемые результаты по повышению профессионального мастерства педагогов ОДО.

Цель программы: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических работников дошкольной организации через реализацию гибкой, эффективной системы методического сопровождения для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников с учётом современных требований.

  2. Совершенствовать научно-методическое и информационно-техническое обеспечение профессионального роста педагогов с учётом современных тенденций развития образования.

  3. Повысить мотивацию педагогов в росте профессионального мастерства.

  4. Разработать индивидуальные маршруты для повышения профмастерства педагогов.

  5. Вооружить руководителя прогрессивными педагогическими технологиями построения методического сопровождения педагогов, необходимыми для реализации ГОС ДО.


Практическая значимость программы.

Данная программа является эффективным инструментом для построения методического сопровождения педагога в современных условиях. В выстроенной системе методического сопровождения системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях. Существующие формы работы по повышению профессионального мастерства педагогов: коучинг, наставничество, педагогическая панорама, мастер-класс по типу «Обучение группой», «Обучение вдвоем», тьюторство, «сетевая» система взаимодействия имеют существенное значение, как для самих педагогов, так и для администрации ОДО.

Этапы реализации программы

Срок реализации программы – один год.



















Этап

Цель этапа

Мероприятия

Ожидаемый результат

Организационно-планировочный

Выявление затруднений педагогов и определение направлений методической помощи.

1.1. Выявление соответствия требованиям государственного стандарта ДО.

Изучение «должного» (требования к условиям реализации ООП дошкольной организации),

оценка «реального» состояния кадрового потенциала: проведение анкетирования педагогов по выявлению профессиональных затруднений в условиях ГОС ДО, сбор сведений из системы информации ОДО;

выявление проблемного поля.

отбор методов, средств, приёмов методического сопровождения.

1.2. Организация методического сопровождения на основе создания индивидуальных маршрутов, построенных на выявленных затруднениях и потребностях педагогов.

Деление педагогов на фазы профессионального становления специалиста.

Объединение педагогов на 2 группы: «Для него» и «Для себя».

Выявленные несоответствия современным требованиям, затруднения педагогов помогут определить рациональные пути и воплотить стратегию развития каждого педагога с сохранением интересов сопровождаемого


Основной

Оказание методической помощи по устранению выявленных проблем, в рамках реализации «сетевого» взаимодействия

сводный анализ затруднений педагогов (заполнение сводной) таблицы;

создание «сетевой» системы (модель);

организация взаимодействия в сети:

методы:

  • Коучинг,

  • Наставничество

  • Педагогическая панорама

  • Мастер-класс по типу «Обучение группой», «Обучение вдвоем»

  • Тьюторство.


Реализация методического сопровождения педагогов построена на основе: личностного, дифференцированного подхода,

педагоги могут самостоятельно выбрать пути развития, объединение в самостоятельные «сообщества» помогут создать «сетевую» систему взаимодействия педагогов для дальнейшего профессионального развития.

«Сетевая» система методического сопровождения позволит реализовать идею открытого образовательного пространства, обеспечит интеграцию всех ресурсов системы и объединит педагогов вокруг проблем в образовательном пространстве.

Заключительный

Выявление эффективности работы системы методического сопровождения

Анализ мнения педагогов и представителей окружения.

Определение положительных и отрицательных сторон системы.

Доказательство эффективности реализации

«сетевой» системы

Сохранение и динамическое преобразование единого образовательного пространства,

обеспечение целостного образовательного процесса, гарантия прав каждому педагогу на повышение профессионального мастерства, возможность выбора форм обучения, создание инновационной образовательной среды.












Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров