В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Дополнительная образовательная программа «Мы – юные психологи»

Дополнительная образовательная программа «Мы – юные психологи»

Вероника Сурина
Тип материала: Программа
просмотров: 488 комментариев: 1
Краткое описание
Разработка и внедрение дополнительной образовательной программы в учебный процесс поможет подростку разобраться в себе, в тех изменениях, которые с ним происходят; поможет в формировании компетенция для решения проблем, с которыми он сталкивается; также не допустить формирования аддиктивного поведения.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дополнительная программа.docx Скачать



Дополнительная

образовательная программа

«Мы – юные психологи»



Составитель: педагог – психолог Сурина В.В.

Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Н.В. Карпушкина



Возраст детей: Программа рассчитана на школьников от 11 до 16 лет.

Срок реализации программы: один календарный учебный год.



Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы «Мы – юные психологи» - социально – психологическая.

Подростковый возраст - одна из самых критических точек развития. Происходят не только физические изменения, но и психологические. Подростковый возраст – период, когда у школьника возникает противоречие нормам и правилам, они хотят выделяться из толпы.

Резкие изменения в поведении подростка, которые охватывают все стороны развития личности – главная особенность рассматриваемого возрастного периода. Характеризуется следующими проявлениями: желание всеми способами утвердить и показать свою самостоятельность и независимость, автономность.

Основные психологические проблемы, с которыми может столкнуться подросток в этот период развития:

1. Формирование стремления в самопознании и саморефлексии;

2. Формирование межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

3. Формирование мировоззрение, интересов;

4. Формирование нового уровня интеллектуальной и мнемической деятельности;

5. Формирование отношения к себя, как к личности (выделение критериев для собственной оценки);

6. Формирование новых форм взаимодействия в социуме;

7. Развитие моральных качеств.

Порой, подросток не справляется с трудностями и у него формируется зависимость.

В современном обществе можно наблюдать значительное увеличение масштабов формирования и стремительного развития различных видов аддиктивного (зависимого) поведения. Подростки становятся заложниками химической аддикции (наркотики, алкоголь, курение и т.д.), расстройства пищевого поведения, гэмблинга и многих других.

Молодые люди все чаще находят средства, которые «отрывают» их от условий повседневной жизни. Компенсируют то, что они не могут получить от близких людей или сверстников.

В работах Е.В. Змановской указано, что причина для появления различных зависимостей кроется в особенностях пубертатного периода – сензитивноси. То есть в эмоциональном реагировании подростков можно выделить несколько составляющих: смена настроения, обидчивость, облегченность появления психологических реакций и т.д.

Л.М. Семенюк делала акцент на том, что чувственная неустойчивость, агрессивное поведение подростков сочетаются с незрелостью волевой регуляции. Самоконтроль не развит на должном уровне, что является механизмом формирования определенных необдуманных действий.

С. Кон считал, что аддиктивное поведение – дисбаланс. Человек демонстрирует те особенности поведения, которые противоречат установленным в обществе нормам.

А. Личко, К. Леонгард, С. Шмишек провели работу по изучению черт характера, которые могли бы быть предпосылкой появления отклоняющегося поведения. Ими были выделены следующие характеристики: резкая смена настроения, без каких – либо причин, слабохарактерность, неуверенность, неспособность к саморефлексии и др.

Девиантное поведение (происходит от латинского «deviatio» – отклонение от нормы) – поведение и поступки человека, которые не соответствуют принятым в обществе ценностям, нормам и ожиданиям. Это касается не только каких-то нарушений (правовых или неформальных), но и характеризует образ жизни, стиль поведения, идеи, взгляды.

В. Миллер и М. Ландри ввели термин «аддиктивное поведение». Данное понятие означало злоупотребление веществами, которые приводили к изменению психического состояния индивида, до того, как сформируется зависимость.

Это стимулятор физического удовольствия. Они рассматривали аддиктивное поведение, как начальный этап формирования зависимости.

Аддитивное поведение – стремление уйти от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Подростки специально наносят вред своему здоровью, лишь бы восполнить то, чего им не хватает в настоящем времени.

Аддикция является процессом, который завершается зависимостью к аддиктивному агенту (сигареты, алкоголь, наркотики, еда, виртуальная реальность – то, что помогает без применения каких-либо усилий изменить психическое состояние).

В широком смысле слова под зависимостью понимается некая форма рабства, которая ограничивает возможности человека и уменьшает его способности к саморазвитию. Можно сказать о том, что человек зависит от чего-либо, если его настроение, мысли, ведение, комфорт зависят от некого внешнего условия.

Зависимость – постоянство в выборе действия, которое разрушает жизнь человека. Это способ сбежать от реальности, которая тебе неприятна. Но при этом человек лишается собственного «я» и реального существования, становится равнодушным ко всему и всем.

Конкретные психические черты индивида имеют все шансы содействовать или же препятствовать формированию всевозможных зависимостей. Тем не менее, довольно непросто отметить те черты, которые увеличивают риск формирования зависимости и те черты, которые считаются вторичными переменами, следствием уже сформированной зависимости.

Для таких людей характерен низкий уровень переносимости фрустраций. Они выбирают аддикцию в качестве основного метода восстановления психологического комфорта. Данный метод ведет к изменению психологического состояния, так сказать, искусственным путем – будут получены субъективные приятные впечатления. Решение трудностей будет лишь видимостью. Данный способ «борьбы» с реально возникающими проблемами в конечном итоге закрепляется в поведении человека, тем самым формируется устойчивая стратегия взаимодействия с окружающим миром.

Человека, который подвержен зависимому поведению, называют аддиктом. Объектами аддикции могут выступать вещество или род деятельности. Даже если человек пытается контролировать воздержание от этого объекта, он все равно возвращается к своей зависимости.

Лица, склонные к аддиктивному поведению, защищает свой внутренний мир от вторжения «негативных» проявлений из окружающей среды. Единственный способов их выживания – уход от проблем.

Естественные адаптационные возможности зависимого нарушены на психофизиологическом уровне. Первичным признаком этих нарушений является психологический дискомфорт, который возникает из-за несоответствия желаний и имеющихся возможностей. И тогда человек выбирает аддикцию, как способ получения приятных искусственных эмоций.

Выделяют общие признаки аддиктивного поведения:

1. Устойчивое стремление к изменению своего психофизического состояния – проявление зависимости личности (внешне выглядит, как борьба с самим собой, но чаще это утрата самоконтроля);

2. Аддиктивное поведение является непрерывным процессом формирования и развития аддикции, который зависит от объекта зависимости и индивидуальных особенностей личности;

3. Проявляется цикличность (фаза одного цикла: внутренняя готовность к аддиктивному поведению – усиление желания – поиск объекта аддикции – нахождение объекта и получение нужных эмоций – расслабление – ремиссия) с индивидуальной частотой и выраженностью;

4. Не обязательно проводит к смерти, но неизбежно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию.

С каждым годом в России возрастает количество людей, которые страдают от зависимого пищевого поведения.

Пищевая зависимость – состояние человека, при котором он осознанно сокращает порции еды (чтобы достигнуть желаемого результата в комплекции собственного тела) или же употребляет пищу не для утоления голода, а для того, чтобы снять психоэмоциональное напряжение (тем самым получить положительные эмоции). Наибольшее внимание со стороны медиков, психологов и родителей заслуживают подростки.

Актуальность разработанной программы заключается в том, что ее разработка и внедрение в учебный процесс поможет подростку разобраться в себе, в тех изменениях, которые с ним происходят; поможет в формировании компетенция для решения проблем, с которыми он сталкивается.

Выделенный спектр проблем накладывает отпечаток на весь процесс обучения в школе.


Раздел, темы

практ. (кол-во часов)

1. Вводное занятие

1

2. Тренинг формирования эффективной команды

6

2.1. Формирование чувства «Мы»

1

2.2. Сплочение и доверие

1

2.3. Путешествие

1

2.4. Спастись и выжить

1

2.5. Верёвочный курс

1

2.6. Портрет нашей группы

1

3. Тренинг коммуникативных навыков

9

3.1. Общение и умение слушать

1

3.2. Средства общения

1

3.3. Общение без слов

1

3.4. Наши эмоции и чувства

1

3.5. Проявление эмоций и чувств

1

3.6. Конфликты и причины их возникновения

1

3.7. Пути решения конфликтов

1

3.8. Навыки публичных выступлений

1

3.9. Отработка навыков публичного выступления

1

4. Тренинг «Развитие толерантности»

5

4.1. Толерантная личность

1

4.2. Знакомство со стереотипами

2

4.3. Быть принятым другими – не значит быть как все

2

5. Тренинг личностного роста

5

5.1. Кто я?

1

5.2. Тренинг креативности

2

5.3. Развитие мышления, памяти, внимания

1

5.4. Психодиагностика

1

6. Профилактика социальных заболеваний

3

6.1. Профилактика ВИЧ/СПИД

1

6.2. Аукцион ценностей

1

6.3. Профилактический семинар «Жизнь без наркотиков – реальная возможность»

1

7. Карта жизни: тренинг профессионального самоопределения

6

7.1. Тренинг профессионального самоопределения

3

7.2. Профориентационная диагностика

2

7.3. Профориентационная игра «Переспектива»

1

8. Социальное творчество

3

8.1. Разработка «социального проекта»

2

8.2. Реализация проекта

1

9. Итоговое занятие «Чему мы научились»

1

Промежуточная аттестация

7

ИТОГО:

46














Используемая литература


  1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М.: «Академия, 1995.
    Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ, 1999.
    Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой. - 1998.

  2. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского. - М.:, 1985 г.

  3. Рогов Е.И. «Психология общения» - Москва: Владос, 2001.

  4. https://infourok.ru/programma-kruzhkovoj-raboty-pedagoga-psihologa-shkoly-poznaj-sebya-5159517.html

  5. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/kruzhok-iunyi-psikhologh

  6. https://pandia.ru/text/78/421/10439.php

  7. https://multiurok.ru/files/programma-kruzhka-put-k-uspekhu.html

  8. https://studfile.net/preview/7877994/page:2/

  9. https://ik-ptz.ru/dictations-on-the-russian-language--grade-4/obshchaya-harakteristika-addiktivnogo-povedeniya-addikciya---eto-chto-vse.html




Обсуждение материала
Сергей Колодин
22.06.2022 09:55
Вероника Владимировна,
в предложенную Вами программу необходимо добавить блок содержания программы. То есть раскрыть каждую тему, дать примеры использования ТСО (если они будут использоваться), привести методические рекомендации по использованию программы. Подробнее о критериях Требований к публикации материалов в библиотеке Портала см. информацию в разделе Помощь.
С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров