Внеклассное занятие на тему "Перенос смысла сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть" на жизненные ситуации"
Садофьева Ирина Михайловна
Учитель начальных классов, ГБОУ школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника
Внеклассное занятие на тему Перенос смысла сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть" на жизненные ситуации
Данное внеклассное мероприятие было первым в работе со сказками. Дети осваивали разные уровни понимания текста от понимания сюжета до понимания смысла и переноса смысла сказки на жизненные ситуации. Подобная работа помогает научить детей выделять проблему, учиться решать ее сообща, учитывая возможности и пожелания других людей. Такой вид работы со сказкой позволяет развивать способность воображения, которое является основой теоретического мышления, развивающегося в старших классах.
Воображение, понимание сказки, разыгрывание сказки, решение конфликтных ситуаций, внеклассное занятие, умение договариваться, развивающее обучение.
Список литературы:
https://moi-skazki.ru/home-2/2-ru/262-puzyr-solominka-i-lapot.html
Целевые категории учащихся.
1 класс 6-7 лет
Этапы.
I: знакомство со сказкой;
II: выделение качеств героев, разыгрывание;
III: придумывание хорошего конца, разыгрывание версий;
IV: перенос на жизненные ситуации.
Концепция мероприятия:
Цели: научить детей при решении общих трудностей договариваться, действовать вместе и сообща, учитывая возможности и пожелания других; развивать способность воображения. Такая работа необходима, так как не все ученики этого класса могут думать о других, действовать сообща при решении общих задач. Воображение, в свою очередь, позволяет применять усвоенный смысл сказки в жизни. А также оно является фундаментом теоретического мышления, развитие которого происходит в старших классах.
Ожидаемые воспитательные результаты:
1. Дети поняли смысл сказки, произошел перенос на жизненные ситуации (находят подобные ситуации в своей жизни).
2. Отсроченный результат: дети в течение года, попадая в трудные ситуации, обращаются к понятому смыслу сказки (когда эти ситуации по смыслу похожи на те, в которые попали герои сказки); могут выйти из сложившейся трудной ситуации, используя приобретенные способы и умения (договориться, действовать вместе и сообща, думать не только о себе, но и о других).
3. Воображение: придумали хороший конец сказки, поняв ее смысл; разыграли его; применили в жизни выделенный в ходе работы со сказкой способ выхода из трудной ситуации.
Место мероприятия в календарном цикле:
Данное мероприятие проходит в несколько этапов на уроках труда, ИЗО, а также во внеурочное время (в ГПД). Развитие способности воображения является частью образовательных задач учреждения. Сказка выбрана с учетом актуальных задач класса и особенностей адаптационного периода первоклассников. Работа по осмыслению ситуаций из своей жизни с помощью переноса смысла сказки на свои ситуации может продолжаться детьми и педагогами с детьми в течение всего учебного года (как в ГПД, так и на уроках в любых формах). Также в течение всего года дети смогут соотносить действия героев сказки со своими поступками и поступками одноклассников.
Описание сценария мероприятия:
Дети впервые работали со сказкой в такой форме. Работа проводилась в несколько этапов, в течение нескольких дней. При этом один этап не обязательно равен одному дню.
1 этап. Задачи: знакомство со сказкой; описание действий героев; погружение в сказку.
Ход занятия:
1. Чтение сказки учителем. Вопросы детям по сюжету сказки.
- Кто главные герои сказки?
- Где происходит действие сказки?
- Что делали герои?
- На ком первом предложили перебраться через ручей?
- Кто предложил перетянуться Соломинке?
2. Рисование героев сказки. Детям задавались вопросы о том, в какую ситуацию попали герои, каковы их действия, каков результат их действий. Часть детей рисовала героев, а часть детей - ситуацию, в которую попали герои.
2 этап. Задачи: выделение характеров героев с выходом на их нравственные качества; разыгрывание с остановками (вопросами на понимание).
Ход занятия:
Чтение сказки, обсуждение характеров и качеств героев ("Лапоть. Он какой?"). Дети назвали следующие качества, обосновывая свой ответ.
Лапоть: хитрый, трусливый, организовал других. Соломинка: добрая, смелая, готова пожертвовать собой. Пузырь: злой, хитрый, "не захотел выполнить просьбу Лаптя, перекинул на Соломинку".
Рисунок 1. Качества героев.
2. Разыгрывание сказки, "показывая характер героев". Дети стали разыгрывать сказку, выбирая роли по желанию. Учитель читал текст сказки (слова автора), а дети разыгрывали. После совершения героями значимого действия сказка останавливалась и задавался вопрос на понимание:
- Пузырь, почему ты отказался, чтобы на тебе переплыли?
- Соломинка, зачем ты перетянулась на другой берег?
- Лапоть, почему ты пошел по Соломинке?
- Пузырь, ты почему хохотал?
Сказку разыгрывали несколько раз. В результате дети дали оценку действиям героев.
3 этап. Разбился на 2 дня.
Задачи: различить 1) умение думать о других, учитывая их возможности и пожелания, и неумение думать о других (то есть только о себе), 2) умение действовать сообща и неумение (то есть каждый сам за себя) при решении общих трудностей; придумать сказку с хорошим концом и разыграть ее; развивать способность воображения.
Ход занятия:
1. Восстановление в памяти итогов проделанной работы.
- Что делали вчера?
- Для чего инсценировали сказку?
- Какой герой понравился больше всего?
2. Обсуждение концовки сказки (хорошая/плохая), придумывание сказки с хорошим концом и разыгрывание версий (в том числе используя героев, слепленных из пластилина).
Дети предложили две значимые версии: герои договорились и построили мост через реку/плот.
Перед детьми ставился вопрос: как следовало бы измениться героям, чтобы изменить выход из ситуации? Данный вопрос позволил задуматься учащимся над тем, что не только над техническим решением вопроса, но и над морально-этическим.
Некоторым группам удалось удачно разыграть эти версии, дети сумели договориться и сыграть сказку. Ребятам понравилось лепить героев из пластилина и играть ими.
Рисунок 3. Разыгрывание сказки с хорошим концом.
4 этап. Задачи: перенос смысла сказки на жизненные ситуации.
Ход занятия:
Рефлексия, был задан вопрос: "Случались ли у вас в жизни такие ситуации?"
Дети привели примеры из своей жизни по смыслу сказки, то есть помощь другому и умение договориться для достижения общей цели. К сожалению, лишь некоторые учащиеся в приведенных жизненных ситуациях смогли указать, что они сами как-то изменились, чтобы исправить ситуацию.
В наблюдении на занятиях отмечалось, могут ли дети выделить качества героев; дать нравственную оценку их поступкам; привести пример из жизни (то есть соотнести действия героев сказки со своей жизненной ситуацией) в соответствии со смыслом сказки, а не с сюжетом.
Результаты работы: во время разыгрывания дети не всегда могли договориться как герои (это отмечалось ими в рефлексии); в ходе обсуждения версий с хорошим концом двое детей выделили идею сказки (необходимо быть дружными, уметь договариваться); только небольшая часть детей привела пример по смыслу сказки, а не по сюжету (Саша Д. вспомнил ситуацию на недавнем занятии: "Когда мы лепили сказку, мы не смогли договориться, как ее сыграть"); уже после проведения всех этапов занятий воспитателем ГПД было отмечено, что дети стали понимать, что значит "договариваться друг с другом" и стали пытаться это делать во время конфликтов.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»