Организация успешного социального партнерства детского сада и семьи через внедрение комплекса творческих проектов
Организация успешного социального партнерства детского сада и семьи через внедрение комплекса творческих проектов
Мозговая Людмила Валентиновна заведующий
Кудейко Екатерина Сергеевна старший воспитатель
МОУ «Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда»
В настоящее время, заметно увеличился интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна являться активным субъектом образовательной политики. Достижение высоких целей модернизации образования возможно только посредством взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как малым социальным институтом.
Для достижения высот в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет не прерывная работа с родителями воспитанников. Педагоги и родители – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Одним из видов такого партнерского взаимодействия выступает проектная деятельность, в результате которой дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. На данный момент ФГОС ДО определен принцип партнерского взаимодействия с родителями.
Нами был разработан комплекс творческих проектов, который строится на основе календарно-тематического планирования. Для повышения уровня взаимодействия с родителями.
Наглядное отображение плана реализации творческих проектов предложено в виде схемы (Рисунок № 1)
Рисунок 1
Проект « Улица полна неожиданностей» (в рамках проведения «Недели безопасности»). По характеру содержания – практико - ориентированный. В ходе реализации проекта были приобретены самокаты, совместно с родителями была оснащена транспортная площадка дорожными знаками, и т. д. С целью информации родителей создан устный журнал «Воспитываем пешехода», состоящий из памяток для родителей. С детьми проведены беседы: о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов, экскурсия «Дорожная азбука», практическая работа с перфокартами «Выполни верно», в группе появилась коллекция моделей – машинок и т. д. Родители вместе с детьми стали участниками игротеки «Страна – Светофория». Развлечение «В гостях у светофора» стало итоговым мероприятием детей, родителей и педагогов. (Рисунок 2,3)
Рисунок 2 Рисунок 3
Проект « Герб моей семьи». Данный проект стал составной частью месячника « Все начинается с семьи». В ходе реализации воспитанники контрольных групп совместно с родителями создавали герб своей семьи и представляли на итоговом мероприятии в группе. Были проведены беседы с детьми о членах семьи, об истории герба, рассматривание герба России, Волгоградской области, Волгограда с пояснениями. (Рисунок 4)
Рисунок 4
Проект « Осенняя фантазия». В соответствии с календарно-тематическим планированием был реализован проект «Осенние фантазии». Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Наблюдая за изменениями, которые происходят осенью в природе, дети задали вопрос: « А что же могут люди сделать из того, что нам подарила природа осенью?». В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые выработали совместный план действий. Это серьёзная часть работы соответственно и вопросы звучали по – деловому.
-
Что ты хочешь сделать?
-
Когда у тебя появился этот план?
-
Что ты предполагаешь сделать сегодня?
-
Что ты хочешь узнать?
-
Чему научиться?
-
Какие материалы тебе понадобятся?
-
Как ты считаешь, достаточно ли тех материалов, которые есть в группе (дома)?
-
Какие инструменты тебе могут понадобиться?
-
С чего ты начнёшь?
-
Кого бы ты хотел видеть своим партнёром?
-
Как вы распределите работу?
-
Кто будет ответственным за выполнение этой работы?
-
Сколько нужно времени, чтобы выполнить всё запланированное?
В результате была организована выставка совместного творчества детей, родителей и педагогов. Итоговым мероприятием данного проекта было проведение утренника «Волшебный подарок осени» и презентация данного проекта «Осенние фантазии».
Итогом данного проекта стала выставка- конкурс совместных детско-родительских творческих работ из природного материала. (Рисунок 5)
Рисунок 5
Проект « Мой папа-защитник». Целью реализации данного проекта выступает воспитание уважительных чувств к защитникам Родины, к папе, как защитнику семьи, и Отечества и воспитание патриотизма. Реализация данного проекта проходила в несколько этапов. На первом этапе родители (мамы) вместе с детьми готовили выступления о своем папе и оформляли стенд в группе с их фотографиями. На втором этапе педагоги вместе с детьми готовили подарки для пап. Итоговым мероприятием являлся праздник «Мой папа-защитник», включающий в себя спортивные соревнования команд папы с ребенком, и концертные номера, подготовленные мамами и дочерями.
Проект «Мир похож на цветной луг». В детском саду создана экологическая тропа, которая состоит из 27 видовых точек. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, заботливого отношения к окружающему миру.
В ходе реализации проекта «Мир похож на цветной луг» для родителей были изготовлены буклеты:
-
«Прогулка в выходной день»
-
«Это русская сторонка, это Родина моя!»
-
«Ура! Сегодня выходной, мои родители со мной!»
-
«Прогулка по парку».
Создан устный журнал «Домашняя игротека для детей и их родителей». Итоговое мероприятие состоялось в уголке леса на экологической тропинке детского сада. Форма проведения – театрализованное представление «На лесной полянке», с участием не только детей, но и их родителей.(Рисунок 6)
Рисунок 6
Проект « Кошкин дом». Данный проект был реализован в рамках проведения « Недели детской Книги». Участие детей в проекте «Кошкин дом» позволило более подробно познакомить с творчеством С.Я. Маршака, продолжать развивать как диалогическую, так и монологическую речь, художественное восприятие и эстетический вкус. Реализация познавательно-творческого проекта «Кошкин дом» потребовало от родителей не только знаний произведений С.Я. Маршака, но и умений изготовить атрибуты к спектаклю (подборка ткани для пошива костюмов в определённой цветовой гамме; шитьё костюмов; помощь своим детям в исполнении роли в спектакле). В результате реализации проекта была сформирована рукописная книга «Кошкин дом», поставлен спектакль «Кошкин дом», который стал победителем районного конкурса театральных постановок «Родное слово». (Рисунок 7)
Рисунок 7
Проект « Парад Победы». Взаимодействие с родителями по воспитанию у детей патриотических чувств носит систематический характер под девизом «Город мой, моя семья – это Родина моя!». Проект «Их помнит Родина, их помнит родной Волгоград» предполагает знакомство с памятниками в нашем городе, нашим землякам, и людям известным всей стране. Воспитатели говорят с родителями о том, что любовь к Родине начинается с любви к матери, к дому, к семье, к близким людям, привязанности, где родился и живёшь. Старших дошкольников мы знакомим с военным прошлым родного города Волгограда. Воспитатели разработали маршруты выходного дня и предложили родителям вместе с детьми организовать цикл экскурсий к памятным местам города – героя Волгограда. В результате совместной творческой деятельности родителей и детей были созданы рукописные журналы о военном прошлом города: «Аллея Героев», «Дом Павлова», «Вечный огонь» и т.д. Итоговым мероприятием в рамках проекта стал «Парад Победы», где присутствовали не только родители, но и приглашённые жители посёлка – дети войны.
Проект « Малая летняя академия». Одно из самых неотъемлемых условий воспитания здоровых детей – прогулки. Совместно с родителями был спланирован и реализован экологический проект «Малая летняя академия» - это опыт совместной детско – взрослой деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды в летний период. Для детей это увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых (воспитателей, родителей) это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:
- каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
- при ознакомлении ребёнка с окружающим миром следует делать упор не только на знания о предметах и явлениях, но и на навыки бережного неразрушающего обращения с ними.
Главным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:
- подвижные игры и игровые упражнения
- трудовые действия
- практические занятия
- разнообразные наблюдения.
Совместно с воспитателями родители определили, как создать условия для двигательной, творческой и познавательной деятельности детей. В результате для двигательной деятельности: создана тропа здоровья, классы, приобретены разнообразные игры и т. д. Для творческой деятельности: разнообразные конструкторы, природный материал, оборудованы столики и скамеечки для продуктивной деятельности и т. д. Для познавательной деятельности изготовлены солнечные часы, оборудован центр воды и песка, альпийская горка и т.д. (Рисунок 8)
Рисунок 8
Практика дошкольного образования на сегодняшний день обновляется в соответствии с требованиями общества, для которого главным показателем качества деятельности педагогов детского сада является успешная социализация воспитанника. Важнейшим условием обновления практики дошкольного образования является освоение педагогами проектного метода, как средства обеспечения нового качества образовательной работы с детьми в детском саду.
Проектная деятельность и ее постоянная составляющая продуктивная деятельность, на наш взгляд, особенно в дошкольном возрасте, имеет огромное значение не только для развития ребенка, но и для укрепления межличностных отношений в системе ребенок – родитель - педагог. Цикл проектов, переплетаясь с календарно-тематическим планированием, позволяет каждому педагогу детского сада использовать его в своей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2008.
-
Густомясова А.Л. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2014 . № 73
-
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.40.
-
Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»