«Организации творческих мастер-классов в летней работе с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности на примере мастер-класса «Ботаническое панно»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов Кировского района Волгограда»
Мастер-класс
«Организации творческих мастер-классов в летней работе с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности на примере мастер-класса «Ботаническое панно»»
Автор:
Кузнецова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительно образования, методист
Волгоград, 2022
Подготовила и провела Кузнецова Т.В.
Цель: передача личного профессионального опыта посредством помощи в организации творческих мастер-классов в летней работе с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности
Задачи:
-
показать особенности организации летней работы учреждений дополнительного образования естественнонаучной направленности
-
создать условия для развития творческого потенциала участников мастер-класса
-
познакомить с технологией ботанического панно, используя доступные природные материалы.
Материалы и оборудование:
-
лист акварельной бумаги А3, А4;
-
акварельные краски;
-
кисти разного размера, большая флейцевая кисть
-
полиэтиленовый пакет;
-
бумажные салфетки;
-
непроливайка с водой;
-
малярный скотч;
-
клей ПВА, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка, поднос;
-
гербарный материал
-
определитель растений
-
образец работы
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса! Тема нашей встречи «Организации творческих мастер-классов в летней работе с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности на примере мастер-класса «Ботаническое панно».
Летняя работа в учреждениях дополнительно образования разнообразна и строится на основе краткосрочных общеобразовательных общеразвивающих программ. В программах раскрыты различные компоненты, помогающие реализовать потребности учащихся в летний период.
Мастер-класс «Ботаническое панно» входит в структуру модулей летней краткосрочной программы, являясь одной из форм контроля. На мастер-классе закрепляются знания о морфологическом строении объектов гербарного материала, о способе заготовки и хранении гербарного материала, о систематической принадлежности объектов и особенности местопроизрастания.
Изготовление данного панно, влияет на развитие мелкой моторики, цветовосприятия и развитию творческой индивидуальности учащихся.
Давайте рассмотрим, что же представляет ботаническое панно. Ботаническое панно – это картина объединяющая элементы ботанических объектов (гербарий) во флористическую композицию с использованием различных техник рисования.
Энциклопедии и большое количество словарей и говорят, что гербарий – это коллекция засушенных растений.
Работа с гербарным материалом положительно влияет на сенсомоторное развитие детей, говорится в статье Е.А. Скребцовой [2]. В работах Дрямовой С.В., Шикаловой М.С. говорится о развитии творческих способностей, воображения, художественного вкуса детей, формированию устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе. Сделан акцент на значимость, необходимость, последовательность занятий флористикой, которые помогают детям стать активными участниками образовательного процесса.[1]
Итак, нам понадобятся:
-
лист акварельной бумаги А3, А4;
-
акварельные краски;
-
кисти разного размера, большая флейцевая кисть
-
полиэтиленовый пакет;
-
бумажные салфетки;
-
непроливайка с водой;
-
малярный скотч;
-
клей ПВА, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка, поднос;
-
гербарный материал
-
определитель растений
-
образец работы
Практическая часть.
-
Возьмите акварельную бумагу и малярный скотч
-
По периметру бумаги приклейте малярный скотч, для создания рамки в конце работы.
-
Положите перед собой гербарный материал и определите колористику фона работы.
-
На палитре разместите краски.
-
Смочите бумагу большим количеством воды.
-
С помощью полиэтиленового пакета наберите краски и перенесите их на бумагу, получив фактуру.
-
Второй вариант, краски можно набрать большой флейцевой кистью и перенести на бумагу
-
С помощью бумажных салфеток, уберите часть краски
-
Тонкой кистью нанесите силуэты вазочек
-
Подберите ботанический объект подходящий по колористике и объему
-
Возьмите клей и намажьте выбранный ботанический объект
-
Аккуратно прижмите бумажной салфеткой не нарушая целостность гербарного образца.
-
Таким образом доделайте работу до конца.
-
Аккуратно отклейте малярный скотч, для получения рамки работы.
-
Работа готова.
Мастер-класс поможет разнообразить занятия, закрепить полученные знания в нетрадиционной форме обучения.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, большое спасибо за участие в мастер-классе, я надеюсь, что такие работы помогут разнообразить занятия и станут отчетными при организации выставки по итогам работы летних смен. Пожалуйста, выберите один из цветов в гербарии и перенесите его на один мольбертов с вазами: 1-понравилось, 2- что-то новое, 3- буду использовать в работе. Посмотрите какие разнообразные букеты у нас получились, ни одна ваза не осталась пустой.
Большое спасибо за участие, вас ждет чек-лист мастер-класса «Ботаническое панно».
Литература
1. Дрямова С.В., Шикалова М.С., Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников. Сборник материалов межрегиональной (с международным участием) заочной научно-практической конференции под. Ред. Е.А. Рязанцевой. Образовательные Инновации: Опыт и перспективы, Саратов, 25-26 февраля, 2016, С.69-73.
2. Скребцова Е.А., Флористика как средство сенсомоторного развития у дошкольников с нарушением речи. Вопросы педагогики. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований" (Москва) 12-1, 2021. С. 344-345
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»