В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Задержкаречевого развития детейдошкольного возраста

Задержкаречевого развития детейдошкольного возраста

Елена Клочкова
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 573 комментариев: 1
Краткое описание
Аннотация:в настоящей статье освещена актуальная в наше время проблема: задержки речевого развития у детей дошкольного возраста. В данной статье также предложены несколько вариантов решения такой проблемы.
Размещено в разделе: Дошкольное образование Логопед
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ZRR_detely_doshkolnogo_vozrasta_Klochkova_E_V.docx Скачать

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Клочкова Е.В.

МКДОУ "Новохоперский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка"

ya.klochkova2017@yandex.ru


Аннотация:в настоящей статье освещена актуальная в наше время проблема: задержки речевого развития у детей дошкольного возраста. В данной статье также предложены несколько вариантов решения такой проблемы.

Ключевые слова: задержка речевого развития; дети дошкольного возраста.


В настоящее время, когда компьютерные технологии тесно связаны с нашей жизнью, казалось бы, есть всё, что нужно для развития детей: компьютеры, телефоны, планшеты, интерактивные и развивающие игры. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. В том случае, когда речевое развитие детей происходит хаотично, ребенок не может достигнуть высокого уровня развития речи. Именно это и обуславливает необходимость обучения, направленное на освоение родного языка. Речь – это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения.

Важность полноценного овладения родной речью обусловлена тем, что владение языком является ключевым фактором коммуникативных навыков человека, что влияет на способность ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Однако, воспитатели в детских садах отмечают, что уровень детей по речевому развитию с каждым набором становится чуть ниже предыдущих показателей.

Так в чем же проблема? Почему современные дети начинают так поздно говорить, а у некоторых детей присутствуют дефекты речи?

Изучив информацию в интернете и поговорив с родителями на эту тему, я сформировала несколько причин данной проблемы:

  1. Повышенная занятость родителей. Многие родители слишком заняты на работе и домашними делами, у них не остается времени на развитие речи у ребёнка. Они уверена, что занятий в детском саду с ребёнком, достаточно, чтобы развить его коммуникационные навыки общения, а дома достаточно включить ребёнку мультик, дать планшет с игрой, чем вместе почитать книгу.

  2. Экранная зависимость у детей. Появляется из-за недостатка времени на общение, игры с детьми. Неумение родителями правильно установить запреты и ограничения.Желание доставить ребенку радость, так как видят, что ему хорошо или освободить свое личное время. Дать ребенку телефон или планшет намного проще, чем сесть и почитать развивающую книгу или поиграть в игру вместе.


Для формирования речи у ребёнка с ним необходимо просто постоянно разговаривать. Современные педагоги и психологи советуют разговаривать с детьми с самого их рождения. Так малыш начнёт узнавать голос своих близких и улыбается, когда вновь слышит голос родной мамы. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребёнка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребёнка недостаточный словарный запас. Каждый ребёнок любит рассматривать картинки или игрушки. Родителям следует делать это вместе с ним и при этом рассказывать всё, что они видят.

Поэтому необходимо научить детей рассказывать о том, что они прочитали. Начать можно с того, что каждый ребёнок любит больше всего – это сказки. Сначала нужно взять самые короткие и простые по содержанию, где содержится много повторений. Наример, «Колобок», «Теремок». В этих сказках все действия происходят по одному и тому же мотиву. Меняются только персонажи. Читать сказки необходимо до тех пор, пока ребёнок сам не начнёт их пересказывать. Однако, читать нужно не монотонно, а выразительно, чтоб привлечь внимание ребёнка. Помимо этого, считалки, песенки-приговорки, загадки легко запоминаются и развивают память. Они развивают как активный, так и пассивный словарный запас детей. Для правильного произношения звуков хорошо использовать чистоговорки и скороговорки. Ребёнка следует также учить слышать и различать одни звуки от других.

Академик М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Следовательно, нужно пытаться привлечь внимание ребёнка к таким предметам, как кубики, мозайка, конструктор. Чем младше ребёнок, тем крупнее предметы для игры следует применять. Одна из главных причин связана это с тем, что ребёнок может проглотить мелкие детали. Вторая причина заключается в том, что малышам легче захватить большой предмет. Сегодня есть множество игрушек, развивающих мелкую моторику. Это специальные мягкие кубики, развивающие коврики, сконструированные из различных материалов и многое другое. Кроме покупных игрушек в ход можно пустить и свою фантазию. Простым примером является обычная бумага. Детям всегда интересно, как она превращаются в объёмные игрушки. Даже сам ребёнок сможет их изготовить. Пусть он скомкает бумагу и обмотает её нитью, чтобы получился шарик. Им можно также играть, к примеру, бросать в ведёрко или мишень. Дети постарше могут самостоятельно сложить самолётик или кораблик. Но для этого нужно им показать последовательно, как же их можно изготовить. Память у малышей достаточно хорошая, поэтому они быстро изготовят новую игрушки, и в последующем будут делать её самостоятельно, без участия родителей. Развить мелкую моторику можно и при помощи специальных пальчиковых упражнений. К примеру, известные считалки пальчиков, игра «Кулак – ладонь» и тд.[1]

Для развития речи дошкольника возможно использовать следующие технологии речевого развития:

Развитие диалогического общения (А.Г. Арушанова). Азбука общения (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова). Технология активизирующего обучения речи как средству общения (О.А. Белобрыкина). Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.), Мнемотехника (В.К. Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П. Глухов, Т.В. Большева, Л.Н. Ефименкова и др.). Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ (Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук и др.). Обучение детей творческому рассказыванию по картинам помогает эффективно совершенствовать речь, логическое мышление, раскрывать творческие способности ребёнка, развивать детское воображение, память, внимание. Все эти процессы необходимы для школьного обучения. Остановимся подробнее на использовании технологии мнемотехника в развитии речи дошкольника.[4]

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам, пример можно увидеть на рисунке 1.На практике часто используют мнемотаблицы для составления описательных рассказов по разным лексическим темам: о посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и их детенышах и др.

https://womanadvice.ru/sites/default/files/34/mnemotehnika_dlya_doshkolnikov_tablicy5.jpg

Рис. 1 – Пример мнемотаблицы для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Данные схемы помогают дошкольникам самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: волк – серый, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольников и круга), медведь – большой коричневый круг и так далее. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и другие.[7] Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа;

  • последовательность рассказа;

  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Особое внимание следует уделить применению модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнёр, который незаметно помогает ребёнку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем вместе, сообща.[5]

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

  • раскрывать существенное в объекте;

  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Развивать речь ребёнка необходимо не только дома, но и на улице, и при походе в гости, то есть постоянно. Например, по дороге в детский сад можно рассмотреть окружающую природу, рассказать малышу, что есть что, какого оно цвета или формы. При виде животного следует показать ребёнку, как оно разговаривает. К примеру, кошка говорит «Мяу» и тд. Из всего выше изложенного следует, что работать над формированием речи ребёнка необходимо постоянно и везде. Для этого следует больше общаться с ребёнком, помогая ему постигать этот мир. Необходимо помнить, что неправильная речь может привести к проблемам в дальнейшем.Для того, чтобы этого избежать необходимо своевременная диагностика ЗРР и её устранение.


Список литературы:

  1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.,:Теревинф, 2009. – 272с.

  2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста/ К. С. Бахарева//изд. Феникс 2009. - 220с

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2009. 464 с.

  4. Печора К.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни // ПантюхинаГ.В.Изд. СФЕРА 2016г. - 72 с

  5. Смирнова Л.М., Малыш начинает говорить. Смирнова Л.М.Овчинников С.М. М.: Айрис-ПРЕСС. 2012. – 176с.

  6. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2012. - 240 с.

  7. 13 причин, почему ребенок может не говорить в 2 года – мнение психологов URL: https://guzgb6.ru/chto-bespokoit/malchik-2-goda-ne-govorit.html


Клочкова Елена Викторовна, воспитатель МКДОУ "Новохоперский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка" г. Новохопёрск.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
18.04.2022 17:52
Уникальность текста предложенного материала не превышает 41%. К сожалению, в интернете ранее уже были опубликованы аналогичные материалы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос