Тренинг для родителей детей с ТНР старшей группы "Такие разные звуки и слова"
цель тренинга: научить родителей различать гласные и согласные звуки, твердые-мягкие, звонкие-глухие. Определять место звука в слове. Различать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
1
2
5
много
нет
нет
(Д.П ) РАД …
(П п) ГОВОРЮ … \о, при, на, в\
(Тв п)
ЛЮБУЮСЬ … \с, перед, под, между\
ТАКИЕ
РАЗНЫЕ ЗВУКИ
И СЛОВА
Памятка для родителей
(старшая группа)
Составитель:
Учитель-логопед
Коломина Т.А.
ГЛАСНЫЙ ИЛИ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК?
Необходимо произнести звук, обратить внимание, как выходит воздух.
Если воздух выходит свободно и не встречает преграду - это гласный звук. Гласные звуки обозначаем красным сигналом. /А, И, У, О, Э, Ы/
Если воздух выходит несвободно, он встречает преграду /губы, язык, зубы/ -это согласный звук.
ЗВОНКИЙ ИЛИ ГЛУХОЙ ЗВУК?
Положите руку на горло и произнесите звук Б, Д… Что происходит?
Горлышко дрожит, голосок звенит, значит, звук звонкий.
Произнесите звук П, Т…
Горлышко не дрожит, голосок спит, значит, звук глухой.
ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ ЗВУК?
Как звучат песенки: ПА, МО, КУ …- грубо или нежно?
П, М, К… - ЭТО ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧАЕМ СИНИМ ЦВЕТОМ.
Как звучат песенки: МИ, ПЕ, КЯ…?
Мь, Пь, Кь… - ЭТО МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧАЕМ ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ.
Звуки И, Я, Е, Ё, Ю - смягчают согласный звук.
КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЗВУКУ?
ОБРАЗЕЦ: Звук К – согласный, когда его произносим, воздух встречает преграду; глухой-голосок спит; твердый, обозначаем синим сигналом.
Звук Кь – согласный, глухой-голосок спит; мягкий, обозначаем зеленым сигналом.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ?
Рассмотрим на примере звуков К-Кь.
КОТ в слове кот, я слышу 1-ый звук К, он находится в начале слова, он согласный, твердый, поэтому я положу синий сигнал в первое окошко.
|
|
|
ТОК
В слове ток, я слышу звук К, он последний, находится в конце слова, он согласный, твердый, поэтому я положу синий сигнал в последнее окошко.
|
|
|
ПЕРЧАТКИ
В слове п-перчатки 1-ый звук П, значит звука К в начале нет, перчатки-и-и последний звук И, значит в конце тоже нет звука К. В начале нет, в конце нет-звук К находится в середине слова. Он согласный, мягкий, поэтому я положу зеленый сигнал в среднее окошко.
|
|
|
СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР:
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ
?
ЖИВОЙ (кто это?) НЕЖИВОЙ (что это?)
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
(что делает?)
СЛОВА-ПРИЗНАКИ
(какой? какая? какое?)
МБ ДОУ «Детский сад № 17 «Пингвин» комбинированного вида»
Свердловская область г Лесной
ТРЕНИНГ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
детей с ТНР старшей группы
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЗВУКИ И СЛОВА»
Разработчик:
Учитель-логопед
Коломина Татьяна Александровна 1КК
В группах для детей с ТНР учитель-логопед проводит фронтальные занятия по звуковой культуре речи, где дети учатся не только правильно произносить и различать простые звуки, но уже сейчас создаются предпосылки к обучению грамоте /что помогает детям легче адаптироваться в школе/.
Многие родители испытывают затруднения при выполнении домашнего задания с ребенком. Для эффективного выполнения домашнего задания и был создан тренинг.
Как объяснить, как помочь ребенку?
Уважаемые родители, сегодня вы побываете в роли детей.
Наша речь включает в себя 5 компонентов языковой системы:
-
Звукопроизношение
-
Фонематические процессы
-
Словарь
-
Грамматический строй
-
Связная речь
Связные высказывания состоят из предложений. Предложения из слов. Слова из звуков. Звуки бывают разные: гласные и согласные.
КАК ОТЛИЧИТЬ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО?
Произнесите звуки А, У, О, И.
Как выходит воздух, когда мы их произносим?
Если воздух выходит свободно и не встречает преграды - это гласный звук. Гласный звук обозначаем красным сигналом.
Произнесите звуки М, П, Т, К.
Как выходит воздух, когда мы их произносим?
Если воздух выходит несвободно, он встречает преграду /губы, язык, зубы/ - это согласный звук.
КАК ОТЛИЧИТЬ ЗВОНКИЙ ИЛИ ГЛУХОЙ ЗВУК?
Положите руку на горло и произнесите звуки Б, Д .
Что происходит?
Горлышко дрожит, голосок спит, значит звук звонкий.
Произнесите звуки П, Т.
Что происходит?
Горлышко не дрожит, голосок спит, значит звук глухой.
КАК ОТЛИЧИТЬ ТВЕРДЫЙ ЗВУК ОТ МЯГКОГО?
Как звучат песенки: ПА, МО, КУ, ТЫ - грубо или нежно? (грубо)
ЭТО ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
Как звучат такие песенки: МИ, ПЕ, КЯ, ТЮ? (нежно)
ЭТО МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Звуки И, Я, Е, Ё, Ю - смягчают согласный.
Предлагаю закрепить полученные знания .
Игра «Сигнальщики» (родители выкладывают перед собой синюю, зеленую фишки).
Учитель-логопед называет слоги, слова, в названии которых слышится звук К или Кь (либо другой звук), а родители сигналят фишками, определяя твердый это звук или мягкий.
Ко-кы-ке-ку-кя-кю-ак-ук-ик Кот-корзина-перчатки-картина-паук-кеды-моряки
Мы научились различать звуки.
-Попробуем дать характеристику звуку К, Кь; Б, Дь. \родители упражняются\
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ?
|
|
|
Рассмотрим на примере звука К-Кь.
КОТ \картинка и схема определения места звука у каждого родителя\.
в слове кот я слышу 1-ый звук К, он находится в начале слова, он согласный, твердый, поэтому я положу синий сигнал в первое окошко.
ТОК \определите самостоятельно какой звук и где находится\
В слове ток я слышу звук К-последний, он находится в конце слова, он согласный, твердый, поэтому я положу синий сигнал в последнее окошко.
ПЕРЧАТКИ
В слове п-перчатки 1-ый звук Пь, звука К в начале нет, перчатки-и-и последний звук И, значит в конце тоже нет звука К. В начале нет, в конце нет-звук К находится в середине слова. Он согласный, мягкий, поэтому я положу зеленый сигнал в среднее окошко.
С детьми мы учимся дифференцировать слова-предметы (живые: отвечают на вопрос КТО? – неживые: отвечают на вопрос ЧТО?), слова-действия (отвечают на вопрос Что делать?), слова-признаки (отвечают на вопрос Какой? Какая? Какие?), составлять словосочетания, предложения, опираясь на пиктограммы.
Игра «Сигнальщики» словесный конструктор. Учитель-логопед называет слова, родители выдвигают сигналы.
Кот, дом, красивый, гулять, слушать, осенний, самолет, жук….
УЧИМСЯ составлять предложения по схеме.\с пояснением\
Пример: Бабушка печет капустные пироги.
Родители пробуют составить предложения по заданной схеме.
При развитии грамматического строя речи используем Помогалочки: Смайлики, сигналы, таблицы…которые позволяют изменять слова по падежам, числам \привести пример\
Обращаю ваше внимание:
* Необходимо контролировать поставленные звуки, играть в игры на поддувание.
* Подбирать слова на определенный звук, называть 1-ый, последний звук в слове. Играть в игру «Цепочка-слов» пример: аист-танк-кот….
Эти игры помогут ребенку лучше различать звуки и слова. Освоить грамоту в подготовительной к школе группе.
Желаю вам удачи!
Литература:
1 Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва «Просвещение» 2010
2 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
Приложение
Буклет для родителей.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»