Эссе «Роль и место дополнительного образования в современной модели образования»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Международный конкурс педагогов и обучающихся "От мастерства до гениальности")
просмотров: 1242
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Первомайского района Тамбовской области
Эссе
«Роль и место дополнительного образования в современной модели образования»
Педагога МОУ ДО «Дом детского творчества»
Первомайского района
Ломакиной Оксаны Александровны
Первомайский
2020
«Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,-зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В.Сухомлинский.
Дополнительное образование выходит на новую ступень своего развития. Я как работник этой сферы весьма это приветствую.
Что мы понимаем под понятием дополнительное образование? Многими исследователями дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Термин «дополнительное образование» появилось в начале 90–х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители (законные представители), а также общество и государство.
Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона, повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место. С принятием новых Стандартов Образования, «Новая школа», увеличивается требования к системе дополнительного образования.
Концепция развития системы дополнительного образования Тамбовской области на 2010-2014 гг. (далее - Концепция) разработана с учетом основных направлений Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 года и направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования.
Концепция определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования детей в Тамбовской области.
Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и родителей на основе кооперирования возможностей и ресурсов различных отраслей и сфер вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности. Такое «полисферное» развитие дополнительного образования становится одной из основ его развития.
Таким образом, одно из ведущих положений Концепции – межведомственный подход - консолидированное участие управления образования и науки, управления культуры и архивного дела, управления по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, общественных организаций области в решении задач развития системы дополнительного образования.
Концепция является основой для разработки соответствующих программ с учетом социально-экономических, культурных, этнических, демографических, других особенностей территорий области.
Какова история дополнительного образования?
Система дополнительного образования в России формировалась из отечественных форм внешкольной работы и внешкольного воспитания. Внешкольное воспитание в России возникло в конце 19 века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей. Это были единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно- просветительское общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким своей целью ставило удовлетворение культурных и общественных потребностей детей. В 1909 году им было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году создана детская колония «Бодрая жизнь». В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание».
Происходил бурный рост детских учреждений, и они вскоре стали называться внешкольными учреждениями. Несмотря на тяжёлое послевоенное время система внешкольного воспитания продолжала развиваться, росло число Домов и Дворцов творчества, спортивных школ, станций юных туристов и техников. Несмотря на присутствие достаточных минусов, мешавших решению задач личностно- ориентированного развития ребёнка, его интересов был накоплен опыт взращивания талантов и массовостью посещения. Многие звёзды кино и спорта, искусства и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: Это чемпионы мира по шахматам А.Карпов, Б.Спасский, актёр С.Никоненко, хоккеист В.Фетисов и другие.
Наступили тяжёлые в политической и социальной среде 80-90-е годы. Но система внешкольного воспитания не только устояла, а даже получила приращение. В соответствии Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. При таком обновлении произошло не только качественное изменение содержания и форм деятельности учреждений, но и педагогов дополнительного образования.
2008 год- это год 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Этот год был отмечен яркими мероприятиями, выступлениями детских творческих коллективов Домов творчества, школ, Дворцов творчества, выставками декоративно- прикладного творчества.
Из выше написанного мы видим, что дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, у него будет больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов.
Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей.
Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется - оно безбрежно: работая с ребёнком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти вширь и ввысь и вглубь.
Я как педагог имею возможность свободного построения программ с учётом интересов детей. Я выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок получил возможность реализовать свои способности и научился не отдельным умением и навыкам, а овладел целой системой понятий, представлений, практических действий. Таким образом, дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, учатся «примерять» свои физические и психологические качества к разным ситуациям. Это даёт им преимущество в приобретении практического опыта и овладении различными компетенциями.
Я считаю, что дополнительное образование это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:
-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;
-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
Таким образом, я прихожу к мысли, что дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.
Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Свою роль как педагога дополнительного образования, используя инновационные направления «Новой школы» я вижу в выполнении следующих задач:
- В образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты;
- Формировать систему одаренности ;
- Сохранение и укрепление здоровья;
-Научить ребёнка учиться и творить;
-Научить ребёнка сотрудничать;
-Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.
Отсюда я делаю вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.
Так как специфика моей работы связана с вокальным творчеством я хочу закончить словами Ф.Шиллера
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
САМОРЕЦЕНЗИЯ
на образовательную программу «Лира»,
Ломакиной Оксаны Александровны, педагога дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Первомайского района, Тамбовской области
Данная Программа реализуется в рамках творческого объединения детей «Лира». Она рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 7 до 16 лет. Программа имеет культурологическую направленность, является модифицированной, т.к. базируясь на программе «Музыка» в общеобразовательной школе, в неё введён курс обучения вокальному искусству, игры на фортепиано, обучения музыкально-ритмическим движениям. Она направлена на развитие творческого потенциала личности обучающихся посредством приобщения к вокальному искусству.
Подобной Программы в общеобразовательных школах нет.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она приобщает детей к миру прекрасного через вокальное искусство, учит ребёнка передавать свои эмоции, чувства в исполняемом произведении.
Отличительная особенность её в том, что она формирует вокально-технические навыки, обучает исполнительским навыкам игры на фортепьяно, готовит детей к самореализации в процессе жизнедеятельности. Программа реализуется в три этапа: «Азбука пения», «Музыкальная гармония» и «Юный вокалист».
В пояснительной записке чётко изложены цель, задачи и предполагаемые результаты, указан срок реализации программы.
Учебно-тематические планы каждого года обучения имеют разделы, темы с указанием количества теоретических и практических занятий.
В кратком содержании изучаемого материала указаны темы и количество часов теоретического и практического материала.
По каждому году обучения предусмотрен диагностический этап.
В методической части указаны необходимые условия для реализации Программы: материально-техническое, методическое и дидактическое обеспечение Программы, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы приведён в двух вариантах: для педагога и детей.
Все структурные части в Программе содержатся. Цели и задачи согласованы и соответствуют возрасту детей и направлению программы. Качество подачи материала чёткое, ясное, логичное.
Разработана методика проверки и контроля ЗУН по Программе.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствуют развитию творческих способностей личности, профессиональному самоопределению, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию.
Программа успешно используется в общеобразовательных школах района.
Рецензент: ____________________Ломакина Оксана Александровна,
педагог I квалификационной категории МБОУДОД «Дом детского творчества» Первомайского района, Тамбовской области.
Конспекты открытых занятий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») I год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Начальная диагностика
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Музыкальные умения и навыки |
Творческие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% каче-ства зна-ний |
||||||||||||||||||
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Певческое дыхание |
Музыкаль-ная память |
Вырази-тельность исполнения |
|||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого обучающихся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») I год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Итоговая аттестация
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Теоретические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
||||||||||||||||||||
Элемен-тарная теория музыки |
Музы-кальные жанры |
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого обучающихся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») II год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Начальная диагностика
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
||||||||||||||||||||
Элемен-тарная теория музыки |
Твор-чество компо-зиторов |
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого обучающихся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира) II год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Итоговая аттестация
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
||||||||||||||||||||
Элемен-тарная теория музыки |
Твор-чество компо-зиторов |
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого обучающихся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») III год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Начальная диагностика
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творческие способности |
Коммуникативные навыки |
% качества знаний |
Количество баллов |
||||||||||||||||||||
Элементарная теория музыки |
Творчество композиторов |
Интонирование |
Звукообразование |
Владение дыханием |
Выразительность исполнения |
||||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого обучающихся: |
|
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний-
5- высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») III год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Итоговая аттестация
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
|||||||||||||||||||||||
Теория музыки |
Твор-чество компо-зиторов |
Инто-ниро-вание |
Звуко-обра-зова-ние |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
Игра на форте-пиано |
|||||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого обучающихся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Вопросы по начальной диагностике
обучающихся I года обучения.
Практический блок.
1. Исполнить музыкальное произведение на выбор обучающегося. Критерии оценки ставятся по следующим разделам: интонирование, звукообразование, певческое дыхание, выразительность исполнения.
2. Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом.
3. На слух исполнить заданный звук, предложенный педагогом.
4. Отгадать на слух музыкальные произведения, исполненные педагогом (песня, танец, марш).
5. На слог «лё» исполнить Т53; S53; D53 в фортепианном сопровождении.
Начальная диагностика I года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня знаний, умений обучающихся на начальный этап изучения программы I года обучения.
Задачи:
- выявление знаний, умений на начало I года обучения;
- развитие познавательной активности, логического мышления, интереса к вокальному искусству.
Оборудование:
- «цветик - семицветик» - 2 экз. (на лепестках первого - задания по теории, на лепестках второго - творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход диагностики.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории). При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые воспитанники кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся I года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 - 21 |
Средний уровень знаний и умений |
22 -28 |
Высокий уровень знаний и умений |
29 - 35 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения; отгадать на слух звук, предложенный педагогом; ). Творческая активность отсутствует (обучающийся затрудняется простучать ритмический рисунок ,заданный педагогом). |
Средний |
При интонировании вокального произведения: чистота интонации частично неточная, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»; исполнить на слух заданный звук, предложенный педагогом). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами. |
Высокий |
Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, интонирует прикрытым звуком; чувствует общее настроение произведений. Музыкальная память достаточно развита (определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения без ошибок, отгадывает на сух звук, заданный педагогом,чисто интонирует T5/3,S5/3,D5/3. ). Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. |
Вопросы по итоговой аттестации
для обучающихся I года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое певческая установка?
2. Что такое ансамбль и строй?
3. Строение голосового аппарата.
4. Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом, или ритмическую организацию стихотворения:
«Андрей воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек!»
5. Что такое певческое дыхание, типы дыхания? (Упражнения дыхательной гимнастики.) Как правильно пользоваться дыханием?
6. На каких «трех китах» строится музыка?
7. Что такое музыкальный звук? Свойства музыкального звука.
8. Что такое интонация?
9. Какие вы знаете основные приемы звуковедения?
10. Что такое дикция?
11. Какие основные средства музыкальной выразительности вы знаете?
Практический блок.
Творческие задания:
1. Вспомнить и пропеть песни, где встречаются слова «солнце», «мама», «снег», «Родина», «школа».
2. На предложенный текст придумать ритмический рисунок в размере 2/4.
3. Определить на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш» и дать анализ.
Итоговая аттестация обучающихся I года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся в ходе изучения программы I года обучения.
Задачи:
- выявление полученных знаний, умений за I год обучения;
- развитие познавательной активности, логического мышления, интереса к вокальному искусству.
Оборудование:
- «цветик-семицветик» - 2 экз. (на лепестках первого - задания по теории, на лепестках второго - творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход аттестации.
Обучающиеся берут по одному лепестку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории). При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые обучающиеся кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся I года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 - 42 |
Средний уровень знаний и умений |
43 - 56 |
Высокий уровень знаний и умений |
57 - 70 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальный способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения). Творческая активность отсутствует (обучающийся на текст придумывает ритмический рисунок с помощью педагога). |
Средний |
При интонировании вокального произведения: чистота интонации частично неточная, недостаточная артикуляция, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами |
Высокий |
Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, поет короткие фразы на одном дыхании, четко, ясно артикулирует; чувствует общее настроение произведений; самостоятельно отмечает выразительные музыкальные средства. Музыкальная память достаточно развита (определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения без ошибок). Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. |
Вопросы по начальной диагностике
для обучающихся II года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое певческое дыхание? Типы певческого дыхания.
2. Дать характеристику певческого голоса. Названия каких голосов женских и мужских, детских вы знаете?
3. Какие вы знаете динамические оттенки, как они обозначаются?
4. Какие длительности нот и паузы вы знаете?
5. Что такое лад? Какой он бывает?
Практический блок.
1. Исполнить песню на тему «Времена года , « Родина».
2. Досочинить мелодии на предложенные тексты.
3.Определить на слух жанры танцевальной музыки и дать анализ.
Начальная диагностика обучающихся II года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся на начальном этапе изучения программы II года обучения.
Задачи:
-выявление знаний и умений, на начальном этапе II года обучения;
- развитие творческих способностей, самостоятельной деятельности.
Оборудование:
- «цветик-семицветик» - 2 экз. (на лепестках первого - задания по теории, на лепестках второго - творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- карточки с изображением нот, ритмического рисунка;
- портреты композиторов;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход диагностики.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории). При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые обучающиеся кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся II года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 -24 |
Средний уровень знаний и умений |
25 - 32 |
Высокий уровень знаний и умений |
33 - 40 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание прерывное. Музыкальная память слабо развита (обучающийся с помощью педагога определяет на слух жанры танцевальной музыки). Творческая активность слабо развита (обучающийся с помощью педагога сочиняет мелодию на предложенные тексты). |
Средний |
Обучающийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы. Музыкальная память средне развита (обучающийся определяет на слух жанры танцевальной музыки и делает анализ, но имеются небольшие недочеты). Творческие способности проявляются в меньшей степени: обучающийся досочиняет мелодию на предложенный текст, имеются ошибки. |
Высокий |
Обучающийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на цепном дыхании). Эмоциональная отзывчивость на музыку очень развита. Определяет на слух жанры танцевальной музыки и самостоятельно анализирует пьесу, отмечает выразительные музыкальные средства без ошибок. Активно проявляет творческие способности к вокальной импровизации, выполняет творческие задания без ошибок. |
Вопросы по итоговой аттестации
для обучающихся II года обучения.
Теоретический блок.
1. Дать характеристику певческого голоса. Названия каких голосов женских и мужских, детских вы знаете?
2. Что такое певческое дыхание? Какие вы знаете упражнения дыхательной гимнастики?
3. Какие вы знаете динамические оттенки, как они обозначаются?
4. Рассказать о творчестве композиторов.
5. Что такое ансамбль? Какие виды ансамбля вы знаете?
6. Что такое гамма? Написать гамму на выбор педагога (a-moll, G-dur, e-moll, С-dur и их главные трезвучия Т53, S53, D53).
7. Какие длительности нот и паузы вы знаете?
8. Какие знаки альтерации вы знаете? Анализ нотного примера.
9. Что такое размер, какие размеры вы знаете? Проанализировать музыкальный пример.
10. Что такое лад, какой он бывает?
11. Какие вы знаете типы октав, регистры?
Практический блок.
Творческие задания:
1. Исполнить песню на тему времена года: «зима», «весна», «лето», «осень», одно вокальное произведение исполнить acappella.
2. Досочинить мелодии на заданный ритмический рисунок.
3. Написать гамму С-dur, a-moll и их главные трезвучия.
4. Определить на слух вокально-инструментальные пьесы, исполненные педагогом, и дать самостоятельный анализ.
Итоговая аттестация обучающихся II года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся в ходе изучения программы II года обучения.
Задачи:
- закрепление знаний и умений, полученных за II год обучения;
- развитие творческих способностей, самостоятельной деятельности.
Оборудование:
- «цветик-семицветик» - 2 экз. (на лепестках первого - задания по теории, на лепестках второго - творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- карточки с изображением нот, ритмического рисунка;
- портреты композиторов;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход аттестации.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории). При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые обучающиеся кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся II года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 - 45 |
Средний уровень знаний и умений |
46 - 60 |
Высокий уровень знаний и умений |
61 - 75 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание прерывное. Музыкальная память слабо развита (обучающийся с помощью педагога определяет на слух вокально-инструментальную музыку). Творческая активность слабо развита (обучающийся с помощью педагога сочиняет мелодию на предложенный ритмический рисунок). Обучающийся не может исполнить песню acappella. Обучающийся пишет гамму с помощью педагога. |
Средний |
Обучающийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы. Исполняет произведение acappella с незначительными ошибками, не соблюдая строй и ансамбль. Музыкальная память средне развита (обучающийся определяет на слух вокально-инструментальную музыку и делает анализ, но имеются небольшие недочеты). Творческие способности проявляются в меньшей степени: обучающийся досочиняет мелодию на заданный ритмический рисунок, имеются ошибки. Обучающийся самостоятельно пишет гамму С-dur, а-moll, их главные трезвучия, допуская небольшие ошибки. |
Высокий |
Обучающийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на цепном дыхании). Исполняет песню acappella в ансамбле чисто, слаженно. Эмоциональная отзывчивость на музыку очень развита. Определяет на слух вокально-инструментальную музыку и самостоятельно анализирует пьесу, отмечает выразительные музыкальные средства без ошибок. Активно проявляет творческие способности к вокальной импровизации, выполняет творческие задания без ошибок. Обучающийся пишет гаммы С-dur, а-moll и их главные трезвучия самостоятельно без ошибок. |
Вопросы по начальной диагностике
для обучающихся III года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое диапазон голоса?
2. Каких русских композиторов-классиков вы знаете? Рассказать о творчестве М.И.Глинки, П.И. Чайковского.
3. Что такое гамма? Правописание гаммы C-dur, a-moll и главных трезвучий: Т53, S53, D53.
4. Что такое звукообразование?
5.Что такое размер, какие размеры вы знаете?
Практический блок.
1. Исполнить песню на выбор педагога, сопровождая мимикой, жестами.
2. На четверостишье педагога сочинить мелодию.
3.Интонировать чисто гаммы C-dur, a-moll и их главные трезвучия.
Начальная диагностика III года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся на начальном этапе изучения программы.
Задачи:
- выявление творческого потенциала;
- развитие самостоятельной деятельности;
- активизация аналитической деятельности.
Оборудование:
- карточки с вопросами и практическими заданиями;
- «конверт качества»;
- портреты композиторов;
- нотная тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов.
Ход диагностики.
Занятие проводится в игровой форме с волшебными конвертами. В один конверт вложены карточки с теоретическими вопросами, а во второй конверт – с творческими заданиями. Обучающиеся берут задания из каждого «конверта качества», садятся за парты и готовятся к ответу. При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы.
Практический блок состоит из 3 заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний , умений и навыков , а результат заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся III года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 -24 |
Средний уровень знаний и умений |
25 - 32 |
Высокий уровень знаний и умений |
33 - 40 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся даёт ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся в процессе исполнения песни не может контролировать чистоту пения; владеет навыками певческого дыхания, использует оттенки голоса с помощью педагога. Исполняет песню фальшиво, отсутствует ансамбль, строй). Навык сценического выступления отсутствует. Творческая активность недостаточно развита: обучающийся не способен самостоятельно сочинить песню на четверостишье, фальшиво интонирует гаммы C-dur,a-moll и их главные трезвучия (помощь педагога). |
Средний |
Эмоциональная выразительность голоса, жестов, мимики средне развита. В процессе исполнения вокального произведения обучающийся контролирует чистоту пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. В проявлении творческой активности (сочинение песенки на четверостишье, интонирование гамм C-dur,a-moll и главные трезвучия) имеются недочеты. |
Высокий |
Обучающийся владеет техникой исполнения, подвижностью голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет произведение выразительно, чисто, слаженно в ансамбле. Активизируется творческая самостоятельность: обучающийся сочиняет мелодии на предложенные тексты, чисто интонирует гаммы C-dur, a-moll и их главные трезвучия Т53,S53,D53. |
Вопросы по итоговой аттестации
для обучающихся III года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое диапазон голоса?
2. Каких композиторов-современников, композиторов-романтиков вы знаете? Рассказать о творчестве С.В. Рахманинова, Ф. Шопена.
3. Что такое интервал? Какие они бывают?
4. Двухголосное пение, что такое канон? Привести примеры («Камертон», «Со вьюнком я хожу»).
5. Рассказать о фольклоре, жанрах народного творчества. Привести примеры ( «Сарафанчик», «Волга», «Я на горку шла»).
6. Что такое музыкальная форма? Строение музыкального произведения.
7. Что входит в понятие «Дыхательный аппарат»? Как правильно пользоваться дыханием при пении?
8. Какие обозначения темпов в музыке вы знаете?
9. Каких выдающихся русских дирижеров вы знаете? Какие русские хоры знаете?
10. Что такое гамма? Написать гамму D-dur, h-moll, главные трезвучия.
Практический блок.
Творческие задания:
1. Исполнить двухголосное вокальное произведение на выбор педагога, сопровождая мимикой, жестами, танцевальными движениями.
2. Составить танцевальную композицию к песне.
3. На четверостишие педагога сочинить песенку и дорисовать картинки к песенкам.
4. Исполнить на фортепиано гамму на выбор педагога, любую песенку.
Итоговая аттестация обучающихся III года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся по итогам изучения программы.
Задачи:
- выявление творческого потенциала;
- развитие самостоятельной деятельности;
- активизация аналитической деятельности.
Оборудование:
- карточки с вопросами и практическими заданиями;
- «конверт качества»;
- портреты композиторов;
- нотная тетрадь, авторучка (для детей);
- сборник для игры на фортепиано;
- диагностическая карта для заполнения результатов.
Ход аттестации.
Занятие проводится в игровой форме с волшебными конвертами. В один конверт вложены карточки с теоретическими вопросами, а во второй конверт – с творческими заданиями. Обучающиеся берут задания из каждого «конверта качества», садятся за парты и готовятся к ответу. При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы.
Практический блок состоит из 4 заданий.
В конце занятия педагог вручает воспитанникам «знаки качества», которые символизируют успешное окончание обучения по программе «Лира»
На каждую итоговую аттестацию приглашаются родители, которым показывается итоговый концерт.
Критерии оценки обучающихся III года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 - 42 |
Средний уровень знаний и умений |
43 - 56 |
Высокий уровень знаний и умений |
57 - 70 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся в процессе исполнения песни не может контролировать чистоту пения; владеет навыками певческого дыхания, использует оттенки голоса с помощью педагога; исполняет двухголосье в ансамбле дуэтом (неточность исполнения – фальшивая интонация, отсутствие ансамбля, строя). Навык сценического выступления отсутствует. Творческая активность недостаточно развита: обучающийся не способен самостоятельно составить танцевальную композицию к песне, сочинить песню на четверостишье, исполнить на фортепиано гамму, песенку (помощь педагога). |
Средний |
Эмоциональная выразительность голоса, жестов, мимики средне развита. В процессе исполнения вокального двухголосного произведения обучающийся контролирует чистоту пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. В проявлении творческой активности (сочинение песенки на четверостишье, составление танцевальной композиции к песне, игра на фортепиано гамм, песенок) имеются недочеты. |
Высокий |
Обучающийся владеет техникой исполнения, подвижностью голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет двухголосное произведение выразительно, чисто, слаженно в ансамбле. Хорошо развита техника исполнения игры на фортепиано. Активизируется творческая самостоятельность: обучающийся сочиняет мелодии на предложенные тексты, составляет танцевальные композиции к песням. |
Протокол результатов
начальной диагностики обучающихся детского объединения
за ___________ учебный год.
Название объединения_______________________________________________
Фамилия , имя, отчество педагога _____________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________
Форма оценки результатов ___________________________________________
Члены аттестационной комиссии _____________________________________
__________________________________________________________________
Результаты начальной диагностики.
№п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
Год обучения |
Содержание диагностики |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам диагностики __________ обучающихся имеют начальный уровень ЗУН.
Подпись педагога _________________
Подписи членов аттестационной комиссии:
__________________________________________________________________
Протокол результатов
итоговой аттестации обучающихся творческогоого объединения
за _______ - _______ учебный год.
Название объединения ______________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________
Дата проведения ___________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________
Форма оценки результатов___________________________________________
Члены аттестационной комиссии _____________________________________
__________________________________________________________________
Результаты итоговой аттестации.
№ п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
Год обучения |
Содержание аттестации |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам аттестации ____________ обучающихся переведены на следующий год обучения,______________ оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году)
Подпись педагога _____________________
Подписи членов аттестационной
комиссии: _____________________________________
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»