Рабочая программа "Литературный багаж.8 класс"
Суть проекта: проектные коллективы 8-х классов выбирают для
исследования литературное произведение (или цикл) из школьной программы или по желанию участников проекта.
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
Вторая
Санкт-Петербургская Гимназия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Проект »Литературный багаж»»
Общекультурное направление личности
8
класс
Составитель: педагог-библиотекарь высшей категории
Вальчук Марина Константиновна
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности является элементом эффективной реализации нового ФГОС и разработана для обучающихся гимназии с целью повышения интереса к чтению.
Актуальность.
Конкурс творческих проектов школьников «Литературный багаж» (далее - конкурс) проводится Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО). Конкурс проводится в соответствии с настоящим положением.
Инициатором и организатором конкурса является кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО.
Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся 1-11-х классов общеобразовательных организаций (далее - школьников), на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Итогом конкурса являются передвижные выставки творческих работ школьников, которые проводятся в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению.
Программа внеурочной деятельности - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для
самостоятельного чтения и работы с книгой.
Цель проекта: помочь детям и подросткам постичь смыслы литературных произведений с помощью исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях.
Суть проекта: проектные коллективы 8-х классов выбирают для
исследования литературное произведение (или цикл) из школьной программы или по желанию участников проекта. Его внимательное прочтение сопровождается образовательными путешествиями по музеям и городскому пространству, цель которых – воссоздать предметную среду литературного текста. Во время путешествий ученики собирают коллекцию (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая, к завершению проекта, приобретает вид небольшой передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из творческих работ школьников (рисунков, макетов, предметов ручного творчества и т.д.). Коллекция может быть посвящена одному или нескольким литературным персонажам, фрагменту текста, пространству книги и т.д.
Принципиальными требованиям к коллекции являются:
а) связь с конкретным литературным произведением или циклом
произведений: все предметы в коллекции должны быть косвенно или
напрямую связаны с этим произведением/циклом;
б) «мобильность» коллекции – она должна быть переносима из одного места в другое без потери целостности. Для этого каждая коллекция должна быть заключена в некоторую «упаковку», «багаж» (можно воспользоваться знаменитой строчкой С.Я.Маршака - «чемодан, саквояж, картина, корзинка, картонка…»). Формой экспонирования коллекции может стать шкатулка, ларец, аквариум, коробка, сундук, банка и т.д., но в любом случае выбор этой формы должен быть связан со смыслом произведения. Виртуальное представление коллекции не допускается.
в) образность и законченность – коллекция должна быть интересна для рассматривания, в ней должна «считываться» сквозная идея, выраженная образно. Возможно включение в коллекцию поясняющих текстов, лейблов,
инфографики, цитат, визуальных образов и т.д.
Этапы проекта
Первый этап (сентябрь-октябрь 2018 года): создание проектного коллектива, выбор объекта исследования, заполнение электронной заявки: https://goo.gl/forms/gYQKzMbOaxKWBKtg2, получение методических материалов от музеев-участников проекта.
Второй этап (октябрь 2018 – февраль 2019 года): исследование литературного произведения в школе, музее, городском пространстве и т.д. Работа над созданием коллекции.
Третий этап (март-апрель 2019 года): оформление коллекции в виде «багажа», создание этикетки-описания, фото- и видеосъемка коллекции, передача коллекции в музей и Оргкомитет.
Четвертый этап (апрель-май 2019 года): экспертная оценка и составление выставок собранных школьниками коллекций. Презентации, выставки на
различных общегородских и музейных мероприятиях.
Формы организации факультативных занятий могут быть различными:
Экскурсии,проектная деятельность,квест
Место проведения занятий: школьная библиотека, музеи города
Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 8-х классов .
Продолжительность одного занятия- 40 минут
Всего 34часа
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование интеллектуальных умений;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование умения рассуждать;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД.
Занятия формируют следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки;
- находить по каталогу нужную книгу;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- пользоваться словарями, справочниками;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
- строить рассуждения.
личностные:
у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
- осознание значимости чтения для личностного развития;
- потребность в систематическом чтении;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности поэтической речи;
- осознание роли речи в общении людей;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на примере героев книг).
регулятивные:
учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Структура курса
1.Создание проектного коллектива (1ч.)
Форма занятий: эвристическая беседа
УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении
2. Выбор объекта исследования, знакомство с условиями конкурса(1ч.)
Форма занятий: презентация
УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении
3. Паспорт проекта. Обучение этапам проектирования(2ч.)
Форма занятий: Беседа
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
осуществлять поиск необходимой информации
4. Выбор темы(1ч.)
Форма занятий: беседа
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
5.Биография А.Ахматовой.(1 ч.)
Форма занятий: презентация
УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями
6. Погружение в творческое наследие А.Ахматовой(1ч.)
Форма занятий: беседа
УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; научатся строить рассуждения; формирование учебно-познавательной мотивации учения, интереса к чтению
7. Просмотр и обсуждение художественного фильма «Половина луны»(2 ч.)
Форма занятий: просмотр фильма
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
8.Обучение написания эссе.(2 ч.)
Форма занятий: урок-творчество
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
9. Комментированное прочтение поэмы «Реквием»(1ч.)
Форма занятий: громкие чтения
УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; пользоваться
словарями, справочниками; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
10.Исследование мемориальной экспозиции музея А.Ахматовой.(2 ч.)
Форма занятий: экскурсия
УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;
11.Экскурсия «Ахматовский Петербург» (3ч.)
Форма занятий: экскурсия
УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;
12.Самостоятельное путешествие-квест по мемориальной квартире.(2ч.)
Форма занятий: квест
УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;
13. Экскурсия по маршруту поэмы «Реквием»(3 ч)
Форма занятий: экскурсия
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
14.Мозговой штурм - проектирование модели багажа. (2ч)
Форма занятий: проект
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
15.Поясняющие лейблы, инфографика, цитаты.(2 ч)
Форма занятий: практическое занятие
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
16.Оформление коллекции в виде «багажа» (1ч)
Форма занятий: практическая работа
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
17. Создание этикетки- описания коллекции (4ч.)
Форма занятий: творческая работа
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
18.Создание пояснительной записки к коллекции .(1ч)
Форма занятий: практическая работа
УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
19. Представление коллекции на конкурс( 1ч)
Форма занятий: презентация
УУД: учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Форма занятий |
||
теория |
практика |
||||
1 |
Создание проектного коллектива |
1ч |
|
беседа |
|
2 |
Выбор объекта исследования, знакомство с условиями конкрса |
|
1ч |
презентация |
|
3 |
Паспорт проекта. Обучение этапам проектирования |
|
2ч |
беседа |
|
4 |
Выбор темы |
|
1ч |
беседа |
|
5 |
Биография А.Ахматовой. Презентация |
|
1ч |
презентация |
|
6 |
Погружение в творческое наследие А.Ахматовой |
1ч |
|
беседа |
|
7 |
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Половина луны» |
|
2ч. |
Просмотр фильма |
|
8. |
Обучение написания эссе |
|
2ч |
Урок-творчество |
|
9. |
Комментированное прочтение поэмы «Реквием» |
|
1ч |
Громкие чтения |
|
10. |
Исследование мемориальной экспозиции музея А.Ахматовой |
|
2ч |
экскурсия |
|
11. |
Экскурсия «Ахматовский Петербург» |
|
3ч |
экскурсия |
|
12. |
Самостоятельное путешествие-квест по мемориальной квартире |
|
3ч |
квест |
|
13. |
Экскурсия по маршруту поэмы «Реквием» |
|
3ч |
экскурсия |
|
14. |
Мозговой штурм-проектирование модели багажа |
|
2ч |
проект |
|
15. |
Поясняющие лейблы,инфографика,цитаты |
|
2ч |
Практическая работа |
|
16. |
Оформление коллекции в виде »багажа» |
|
1ч |
Практическая работа |
|
17. |
Создание этикетки-описания коллекции |
|
4ч |
Практическая работа |
|
18. |
Создание пояснительной записки к коллекции |
|
1ч |
Практическая работа |
|
19 |
Представление коллекции на конкурс |
|
1ч |
Презентация |
|
|
ИТОГО: |
34ч |
|
Планируемые результаты
-
Участие в конкурсах
-
Создание собственной коллекции
Прогнозируемый результат реализации программы.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с текстом книги.
Умение работать со справочным аппаратом книги, элементы аннотирования книги.
Умение работать над отзывом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию
познавательных способностей у своих детей.
Информационно-методическое обеспечение
-
Павловский А.И. Анна Ахматова.-Л.,1982
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность.- М.:Аркти,2014
-
Служевская И. Китежанка. Поэзия Ахматовой. –М .: Новое литературное Обозрение,2008
-
Хренков Д. Анна Ахматова в Петербурге-Петрограде_Ленинграде.-Л.:Лениздат,1989
-
Царское Село Анны Ахматовой.-Спб: ЛИК,2009
-
Янушевский В.И. Методика и организация проектной деятельности в школе. - М.:Владос,2015
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»