В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа "Литературный багаж.8 класс"

Рабочая программа "Литературный багаж.8 класс"

Марина Вальчук
Тип материала: Программа
просмотров: 793 комментариев: 2
Краткое описание
Цель проекта: помочь детям и подросткам постичь смыслы литературных произведений  с помощью исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях.
Суть проекта: проектные коллективы 8-х классов  выбирают для
исследования литературное произведение (или цикл) из школьной программы или по желанию участников проекта.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
литературный багаж 8 класс.docx Скачать

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Вторая Санкт-Петербургская Гимназия












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Проект »Литературный багаж»»

Общекультурное направление личности


8 класс













Составитель: педагог-библиотекарь высшей категории

Вальчук Марина Константиновна

















Санкт-Петербург

2017







Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности является элементом эффективной реализации нового ФГОС и разработана для обучающихся гимназии с целью повышения интереса к чтению.


Актуальность.


Конкурс творческих проектов школьников «Литературный багаж» (далее - конкурс) проводится Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО). Конкурс проводится в соответствии с настоящим положением.

Инициатором и организатором конкурса является кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО.

Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся 1-11-х классов общеобразовательных организаций (далее - школьников), на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Итогом конкурса являются передвижные выставки творческих работ школьников, которые проводятся в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению.

Программа внеурочной деятельности - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для

самостоятельного чтения и работы с книгой.

Цель проекта: помочь детям и подросткам постичь смыслы литературных произведений с помощью исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях.

Суть проекта: проектные коллективы 8-х классов выбирают для

исследования литературное произведение (или цикл) из школьной программы или по желанию участников проекта. Его внимательное прочтение сопровождается образовательными путешествиями по музеям и городскому пространству, цель которых – воссоздать предметную среду литературного текста. Во время путешествий ученики собирают коллекцию (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая, к завершению проекта, приобретает вид небольшой передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из творческих работ школьников (рисунков, макетов, предметов ручного творчества и т.д.). Коллекция может быть посвящена одному или нескольким литературным персонажам, фрагменту текста, пространству книги и т.д.

Принципиальными требованиям к коллекции являются:

а) связь с конкретным литературным произведением или циклом

произведений: все предметы в коллекции должны быть косвенно или

напрямую связаны с этим произведением/циклом;

б) «мобильность» коллекции – она должна быть переносима из одного места в другое без потери целостности. Для этого каждая коллекция должна быть заключена в некоторую «упаковку», «багаж» (можно воспользоваться знаменитой строчкой С.Я.Маршака - «чемодан, саквояж, картина, корзинка, картонка…»). Формой экспонирования коллекции может стать шкатулка, ларец, аквариум, коробка, сундук, банка и т.д., но в любом случае выбор этой формы должен быть связан со смыслом произведения. Виртуальное представление коллекции не допускается.

в) образность и законченность – коллекция должна быть интересна для рассматривания, в ней должна «считываться» сквозная идея, выраженная образно. Возможно включение в коллекцию поясняющих текстов, лейблов,

инфографики, цитат, визуальных образов и т.д.

Этапы проекта

Первый этап (сентябрь-октябрь 2018 года): создание проектного коллектива, выбор объекта исследования, заполнение электронной заявки: https://goo.gl/forms/gYQKzMbOaxKWBKtg2, получение методических материалов от музеев-участников проекта.

Второй этап (октябрь 2018 – февраль 2019 года): исследование литературного произведения в школе, музее, городском пространстве и т.д. Работа над созданием коллекции.

Третий этап (март-апрель 2019 года): оформление коллекции в виде «багажа», создание этикетки-описания, фото- и видеосъемка коллекции, передача коллекции в музей и Оргкомитет.

Четвертый этап (апрель-май 2019 года): экспертная оценка и составление выставок собранных школьниками коллекций. Презентации, выставки на

различных общегородских и музейных мероприятиях.

Формы организации факультативных занятий могут быть различными:

Экскурсии,проектная деятельность,квест

Место проведения занятий: школьная библиотека, музеи города

Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 8-х классов .

Продолжительность одного занятия- 40 минут

Всего 34часа


Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:


- формирование интеллектуальных умений;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование умения рассуждать;


- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать;


- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

Планируемые результаты, включающие формирование УУД.

Занятия формируют следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки;

- находить по каталогу нужную книгу;

- находить нужную информацию в газетах и журналах;

- пользоваться словарями, справочниками;

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную;

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

сравнение, классификацию, обобщение)

- строить рассуждения.

личностные:

у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;

- осознание значимости чтения для личностного развития;

- потребность в систематическом чтении;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности поэтической речи;

- осознание роли речи в общении людей;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на примере героев книг).

регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

















Структура курса



1.Создание проектного коллектива (1ч.)

Форма занятий: эвристическая беседа

УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении


2. Выбор объекта исследования, знакомство с условиями конкурса(1ч.)


Форма занятий: презентация

УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении


3. Паспорт проекта. Обучение этапам проектирования(2ч.)


Форма занятий: Беседа

УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

осуществлять поиск необходимой информации

4. Выбор темы(1ч.)

Форма занятий: беседа


УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

5.Биография А.Ахматовой.(1 ч.)

Форма занятий: презентация

УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями

6. Погружение в творческое наследие А.Ахматовой(1ч.)

Форма занятий: беседа

УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; научатся строить рассуждения; формирование учебно-познавательной мотивации учения, интереса к чтению

7. Просмотр и обсуждение художественного фильма «Половина луны»(2 ч.)

Форма занятий: просмотр фильма

УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

8.Обучение написания эссе.(2 ч.)

Форма занятий: урок-творчество

УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;

9. Комментированное прочтение поэмы «Реквием»(1ч.)

Форма занятий: громкие чтения

УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; пользоваться

словарями, справочниками; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;


10.Исследование мемориальной экспозиции музея А.Ахматовой.(2 ч.)

Форма занятий: экскурсия

УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;

11.Экскурсия «Ахматовский Петербург» (3ч.)

Форма занятий: экскурсия

УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;

12.Самостоятельное путешествие-квест по мемориальной квартире.(2ч.)

Форма занятий: квест

УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;



13. Экскурсия по маршруту поэмы «Реквием»(3 ч)

Форма занятий: экскурсия

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития


14.Мозговой штурм - проектирование модели багажа. (2ч)

Форма занятий: проект

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития


15.Поясняющие лейблы, инфографика, цитаты.(2 ч)

Форма занятий: практическое занятие

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития

16.Оформление коллекции в виде «багажа» (1ч)

Форма занятий: практическая работа

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития


17. Создание этикетки- описания коллекции (4ч.)


Форма занятий: творческая работа

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития


18.Создание пояснительной записки к коллекции .(1ч)

Форма занятий: практическая работа

УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

19. Представление коллекции на конкурс( 1ч)

Форма занятий: презентация

УУД: учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать

вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма занятий

теория

практика

1

Создание проектного коллектива


беседа

2

Выбор объекта исследования, знакомство с условиями конкрса


презентация

3

Паспорт проекта. Обучение этапам проектирования


беседа

4

Выбор темы


беседа

5

Биография А.Ахматовой. Презентация


презентация

6

Погружение в творческое наследие А.Ахматовой


беседа

7

Просмотр и обсуждение художественного фильма «Половина луны»


2ч.

Просмотр фильма

8.

Обучение написания эссе


Урок-творчество

9.

Комментированное прочтение поэмы «Реквием»


Громкие чтения

10.

Исследование мемориальной экспозиции музея А.Ахматовой


экскурсия

11.

Экскурсия «Ахматовский Петербург»


экскурсия

12.

Самостоятельное путешествие-квест по мемориальной квартире


квест

13.

Экскурсия по маршруту поэмы «Реквием»


экскурсия

14.

Мозговой штурм-проектирование модели багажа


проект

15.

Поясняющие лейблы,инфографика,цитаты


Практическая работа

16.

Оформление коллекции в виде »багажа»


Практическая работа

17.

Создание этикетки-описания коллекции


Практическая работа

18.

Создание пояснительной записки к коллекции


Практическая работа

19

Представление коллекции на конкурс


Презентация


ИТОГО:

34ч







Планируемые результаты

  1. Участие в конкурсах

  2. Создание собственной коллекции



Прогнозируемый результат реализации программы.


Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

Умение работать с текстом книги.

Умение работать со справочным аппаратом книги, элементы аннотирования книги.

Умение работать над отзывом.

Заинтересованность и активное участие родителей по развитию

познавательных способностей у своих детей.





Информационно-методическое обеспечение

  1. Павловский А.И. Анна Ахматова.-Л.,1982

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность.- М.:Аркти,2014

  3. Служевская И. Китежанка. Поэзия Ахматовой. –М .: Новое литературное Обозрение,2008

  4. Хренков Д. Анна Ахматова в Петербурге-Петрограде_Ленинграде.-Л.:Лениздат,1989

  5. Царское Село Анны Ахматовой.-Спб: ЛИК,2009

  6. Янушевский В.И. Методика и организация проектной деятельности в школе. - М.:Владос,2015



























Обсуждение материала
Сергей Колодин
28.01.2022 11:29
Уникальность текста разработки не превышает 32%. К сожалению, ранее в интернете уже были опубликованы аналогичные материалы.
Марина Вальчук
30.01.2022 22:03
Подобные материалы не могут быть опубликованы, так как это уникальная авторская разработка. Для информации: именно с этой разработкой мы получили первое место на городском уровне. Спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос