Семья. Состав семьи. Родственные отношения. Личные взаимоотношения в семье.
Дать представление о понятии «Семья», о составе семьи, а также о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи, формировать умение оказывать помощь близким. Воспитывать уважение к дедушке, бабушке, родителям.
государственное
казенное общеобразовательное
учреждение
Краснодарского края
«Березанская школа-интернат для
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей»
Конспект урока
по социально-бытовой ориентировке
в 6 классе
по теме: « Состав семьи. Родственные отношения. Личные взаимоотношения в семье».
Подготовила и провела:
учитель СБО Манжула Н.А.
Тема:«Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения( мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя).Личные взаимоотношения в семье» — 2часа.
Цель:
Дать представление о понятии «Семья», о составе семьи, а также о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи, формировать умение оказывать помощь близким. Воспитывать уважение к дедушке, бабушке, родителям.
Оборудование:
фотографии, словарные слова, атрибуты для игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Организация класса
-
Повторение предыдущей темы:
- Какую тему изучали?
- Что учились делать?
- Кто обычно у вас дома готовит?
3.Сообщение темы и задач урока.
1. Беседа учителя с учащимися с опорой на имеющиеся знания.
Слово «семья» кажется простым, и сложным одновременно. Простое потому, что каждый из нас живет в семье. Каждый день много раз встречается, общается с родственниами, которые живут вместе с нами в одном оме. Сложное потому, что само слово с секретом: его ведь можно разделить на две части: «Семь-я», а оно от этого станет более целым- раве может быть раздельным « семь меня»?Ребята! Давайте попробуем заменить это слово каким-либо другим выражением:
- Как вы понимаете слово семья?
- Те, кто живут под одной крышей.
-Родственники.
-Коллектив родственников.
- Те , у кого все общее.
Обобщение, вывод.
1.Семья – коллектив родственников, которые живут под одной крышей и ведут общее хозяйство.
Работа с фотографией:
Называем имена, отчества, возраст, место работы членов семьи, родственные отношения ( мать, отец, брат, бабушка и т.д.)
2.Рассказ учащихся о своих семьях по плану. Спрашиваю у учащихся о том. Кто живет под одно крышей с ними: имя, отчество, место работы.
На доске план:
-
Количество членов семьи.
-
Имя
-
Отчество.
-
Возраст.
-
Место работы.
-
Родственные отношения.
- Кого в семье больше человек?
- В чьей семье живет бабушка?
- В чьей семье живут бабушка и дедушка?
7. Отгадай загадки: Мамина дочка, но не я (сестра)
Папин сын, а не я (брат)
Бабушкина дочь, но не моя мама (тетя)
Бабушкин сын, а не мой папа (дядя)
-
Определение родственных отношений между членами семьи.
Обратное задание- объясни, кого называют дедушкой, сестрой, племянником, двоюродным братом, внуком.
4.Обобщение.
В семье всегда есть человек, которого считают главой семьи. Обычно это самый старший мужчина в доме. Все остальные родственники, живуще в этом доме, называются членами семьи или домочадцами.
5. Домашнее задание.
Приготовьте рассказ о вашей семье по плану которым пользовались на уроке:
-
Состав семьи.
-
О каждом члене семьи: имя, отчество, возраст, место работы.
Можно принести фотографию и познакомит со своей семьей.
2-й час
-
Организация класса
-
Вводная беседа с учащимися.
Мы познакомились с семьёй- коллективом родственников, который живёт по одной крышей и ведёт одно хозяйство.А если все эти люди живут в одном доме, то они должны поддерживать мир и согласие в своей семье. Сохранять хорошие взаимоотношения. Родители много трудятся, и дети должны помогать по дому6 ведь они тоже члены семьи.
Моделирование реальных ситуаций:
1.Пришла мама села на стул:
- Ох устала. А нужно еще за картошкой сходить.
- Мама я схожу. Что еще купить?
- Спасибо сынок.
Анализ ситуации
2.Бабушка вяжет, уронила спицу. Наклонилась, хочет найти спицу, кряхтит.
– Внучка помоги.
- Я занята, учу роки.
Анализ ситуации
3.Одна девочка спрашивает другую:
-Почему ты не выходишь гулять на улицу?
-Я маме помогала. А ты помогаешь маме по дому?
- Она никогда не просит.
Анализ ситуации
4.Семья за столом пьет чай. Сын встаёт «Спасибо. Можно пйти играть на улицу?»
Анализ ситуации
Работа в тетрадях. Анкета.
А сейчас ребята, после того, как вы разобрали все ситуации я предлагаю вам ответить на вопросы. Отвечать будем честно. Я задам вопрос, а вы ответите «Да» или «Нет»:
- Сообщаешь ли ты о том, что задерживаешься?
- Лежат ли все вещи в твоей комнате на своих местах?
- Можешь ли ты назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев?
- Знаешь ли ты, какую вещь нужно срочно купить для мамы?
- Остается ли вкусное (апельсины, конфеты, пирожные) твоим родителям?
Подведём итог анкеты.
Если у вас ответ на все вопросы –«Да», значит вы внимательный, заботливый сын или дочь. Если есть другие ответы, нужно подумать о своем поведении и исправиться. Ответы мы оглашать не будем.
Сюжет для разбора.
Жили в семье мама и сын. Мама много работала, старалась все сделать для сынв. Сын благодарил маму и угоал её тем, что она принесла, а мама всегда отказывалась. Однажды мама пришла особенно усталая и голодная, а сыну принесла яблоко. А когда он, как обычно, предложил ей, она не смогла отказаться. Мама взяла яблоко, а сын обиделся.
Выскажи свое мнение.
-
Заключительная беседа ( обобщение к уроку)
«Дом труд любит» Это очень старая и мудрая пословица. Каждый человек должен стараться принести окружающим только радость. Тогда вам и всем будет гораздо легче. И не ждите, когда вас о чем-то просят, ищите себе дело сами. Когда придете домой, н аведите порядок в своей комнате, подметите пол, перемойте обувь. И не забудьте посмотреть, какие будут у мамы глаза, когда она увидит ваш сюрприз.
-
Итог урока.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»