В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Мы идем в гости

Мы идем в гости

Наталья Манжула
Тип материала: Урок
просмотров: 507
Краткое описание
Цели урока: учить формировать представления о  культуре поведения, учить обобщать и систематизировать, способствовать формированию интереса к знаниям, взаимодействовать друг с другом, любви к родному краю и его традициям.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Мы идем в гости.doc Скачать


государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»










Конспект урока

по социально-бытовой ориентировке

в 9 классе

по теме: «Мы идем в гости»













Подготовила и провела:

учитель СБО Манжула Н.А.










                               

Слайд .Заставка.

(Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой. Оба в русских народных костюмах.)

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

X о з я и н. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

( На сцену входят гости. Гости кланяются хозяевам, рассажива­ются .)

Хозяйка. Проходите! Проходите, гости дорогие!

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило ме­ста. Да не тесновато ли хозяевам?

X о з я и н. В тесноте - не в обиде.

(Хозяева усаживаются.)

Введение в тему.

Учитель. Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые взрослые. Ребята, всех присутствующих в этом классе вы хорошо знаете. Наши учителя хотят посмотреть как вы умеете работать на уроках СБО. Не волнуйтесь, будьте внимательны. На поставленные вопросы отвечайте полными ответами, красивыми предложениями. Мы продолжаем изучение темы « Культура поведения». Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о правилах поведения гостя и хозяина;

о традициях русского гостеприимства;

развивать коммуникативные навыки, выразительность речи, память;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Слайд

Учитель : Русский человек всегда считался и счи­тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.

ученик -Доброму гостю хозяин рад.

ученик - Что есть в печи. то на стол мечи.

ученик - С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.

Ученик - Добрый гость всегда впору.


Слайд

Учитель: Соберите из данных слов пословицу, «Много гостей – много новостей»

ученик : когда люди собираются вместе, они разговаривают, обмениваются информацией.

Учитель: Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, а значит, будет много новостей.

Но прежде чем мы начнем работать с новым материалом скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке?

ученик : На прошлом уроке мы говорили о жизни людей древней Руси, о традициях русского гостеприимства.

Учитель: Откройте свои тетради . Я сейчас буду показывать слайды. А вы к каждому слайду подберите текст из ваших записей.

Итак приглашаю войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт.

Слайд

ученик Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

Слайд

ученик В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.

Слайд

ученик Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.

Слайд

ученик Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом ступа, горшки, чугунки.

Слайд

Учитель: Обратите внимание на посуду. Скажите в чём разница между посудой тех времён и этих?

ученик Раньше посуда в основном была глиняная или деревянная. Посуда была грубая, тяжёлая не красивая. А сейчас производят посуду из различных материалов: фарфор, хрусталь, пластик. Даже если это деревянная или глиняная посуда, то очень высокого качества .

Слайд

С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства.

ученик Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.

Слайд

ученик На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные.


Слайд

ученик Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.



Учитель: А сейчас люди живут в таких же домах?

ученик Нет. Сейчас многие люди живут в добротных кирпичных домах. Пользуются газом и электричеством. Быт людей очень изменился, стал лучше.

Учитель: А сейчас где мы можем увидеть крестьянскую избу?

ученик В Краснодарском крае создан Этнографический центр Атамань .Каждый житель России может приехать туда на экскурсию и посмотреть как жили раньше люди на Кубани.

Учитель: Правильно. Но вы все хорошо знаете что на территории центра есть наша хата. Она создана руками учителей трудового обучения таких школ как наша. Мужчины строили , женщины создавали и продолжают поддерживать уют. На уроках швейного дела были сшиты казачьи костюмы, а сколько венков они сделали. На уроках столярного дела были сделаны вешалки для одежды на которые повесили костюмы, сложили венки и головные уборы. Каждый год старшие ребята нашей школы ездят на экскурсию в центр Атамань, изучают историю Кубани. С традиционным русским гостеприим-ством наши учителя и воспитатели встречают всех людей, посетивших центр Атамань.

Слайд

Учитель: почему этот центр назван именно Атамань?

ученик В 1792 году ( 219 лет назад) на Тамани высадились казаки- черноморцы, ведомые полковником Саввой Белым. В честь этого события и был создан центр « Атамань».

Вывод: Молодцы ребята. С домашним заданием вы справились. Нашли верные ответы к показанным слайдам. Правильно отвечали на поставленные вопросы.

Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён . Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол­жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

Слайд 20


Тема урока: «Мы идём в гости»


Учитель: Откройте свои тетради , запишите число и тему нашего урока.


Сообщение теоретических сведений:

Учитель: Принимать гостей всегда очень приятно, и, как правило, это не создаёт больших проблем для хорошей хозяйки дома. Она может организовать приём даже в последнюю минуту, не опасаясь ударить в грязь лицом.

Советую продумать заранее, кого пригласить на торжество. Как гостей рассадить за столом, чем их развлечь и накормить. Тогда приём принесёт радость как гостям, так и хозяевам и сделает вечер незабываемым. Кроме того, нужно помнить, что количество приглашённых должно соответствовать не только размерам вашего дома, но и вашей способности устроить домашний приём.

Друзей нужно приглашать заранее, чтобы дать им возможность не нарушать собственные планы, а дня за два до срока следует обзвонить всех ещё раз и получить подтверждение, что приглашённые придут.

Пунктуальность – необходимое условие для успешного проведения приёма.( Пунктуальность - это новое слово. Пунктуальность значит точность. А когда мы говорим о человеке, что он пунктуальный - это значит очень точный, аккуратный в исполнении. Пунктуальность – это словарное слово)

Хозяевам, принимающим гостей, полагается быть одетым элегантно, но скромно, чтобы чрезмерной пышностью не смущать гостей.

Перед приходом гостей проверьте еще раз, все ли в порядке на кухне, гостиной. Сразу открывайте дверь на звонок; помогите гостям снять и повесить пальто. Здороваясь с гостем, хозяева приветствуют каждого. Смотря в глаза, радушной улыбкой.

Гостей по прибытии сразу же представляют другим приглашенным. Можно упомянуть при этом: « Это мой друг»

Не проявляйте нетерпения, не делайте более или менее скрытых намёков на поздний час. Находиться в гостях необходимо до 23.00 часа, так как по правилам общежития люди после23.00 должны отдыхать.

Хозяева не должны показывать что они устали. Нарушение данных правил всегда считалось грубым нарушением этикета, неприятным как для гостей. Так и для хозяев.


Что же такое Этикет?

Этикет – это установленный, принятый порядок поведения людей в обществе.


Но вот подробнее об истории возникновения этикета, о правилах поведения в гостях я хочу услышать от вас ребята.

Все должны внимательно слушать, когда ребята закончат по данному материалу я буду задавать вопросы.

ученик – история возникновения этикета

История возникновения этикета


Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение:"Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. . Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четыр надцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..."

В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения.


Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослу шание.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.


Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.


ученик – современный этикет

Это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Изучая правила современного этикета мы можем узнать как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Все правила этикета собраны по разделам. Чтобы в них было легче ориентироваться:

Внешность, одежда

Этикет за столом

Общение

Официальный этикет

Идем в гости

Развлечения

Повседневный этикет Дом, семья

Мужчина и женщина

Этикет в общественных местах

Международный этикет

Печальный этикет


ученик – первый визит

В недавнем прошлом первый визит проходил иначе, чем последующие: приглашенный должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут, и в таких случаях никогда не подавалось угощения. В наши дни первое посещение ничем не отличается от последующих. Прежде также было принято после первого визита прислать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Сегодня никто не берет на себя подобных обязательств. Мы ждем приглашения, которое должно поступить по случаю или без случая в ближайшие два-три месяца.

ученик – визит

Если вы приглашены и приняли приглашение, будет неуважительным не явиться. Крайний срок, когда еще можно отказаться от званого ужина - два дня до назначенной встречи, при этом следует назвать достаточно вескую причину. Но если уж все-таки случилось, что мы не сдержали обещания и не пришли, необходимо как можно быстрее в устной или письменной форме объясниться.

Опаздывать на ужин, куда вас пригласили, более чем на 10 минут неприлично. Еще хуже, чем опоздание, досрочный приход... Мы можем застать хозяев передвигающими столы, а горячий ужин в таком состоянии, когда он еще требует забот.


ученик – гости

Если вас приглашают в гости, долг хозяев сообщить, идет ли речь об обеде или легком ужине, и дать понять, как следует быть одетым, чтобы не нарушать общую гармонию вечера.


Прежде чем за вами захлопнется дверь, нелишне критически оглядеть себя. Да, выглядите вы неплохо, вы даже успели немного, насколько позволило вам время, отдохнуть и теперь предвкушаете удовольствие от встречи с друзьями.


Совершенно недопустимо опаздывать без серьезной на то причины, особенно тогда, когда вы приглашены к определенному часу (ведь к этому времени хозяева спешат закончить все приготовления).


Но не стоит приходить и раньше назначенного времени, вы можете поставить хозяев в затруднительное положение и помешать последним приготовлениям. Следует всегда рассчитывать время так, чтобы приехать точно в назначенное время. Если вы добираетесь не на машине или такси, а ваши друзья живут не блиско, постарайтесь учесть капризы общественного транспорта или ситуацию на дорогах.


Гость в будущем не должен забывать, что его святая обязанность - оказать ответное гостеприимство.



ученик – как долго оставаться в гостях

Здесь нет четкого правила. Во всяком случае если нас пригласили «на чашку кофе» после обеда, то следует считаться с тем, что, возможно, на вечер у хозяев другие планы. Званый ужин, в зависимости от общего настроения, может затянуться и за полночь. Стоит лишь обращать внимание, не слишком ли устали хозяева.


Если мы приходим в дом и застаем телевизор не включенным, неприлично предлагать хозяевам его включить. В таких случаях естественно предположить, что хозяева хотят побеседовать и поэтому пригласили к себе гостя. Можно иногда вскользь заметить, что именно в это время предполагается интересная передача, но, если хозяева не проявили готовности ее посмотреть, настаивать не следует.


Если телевизор включен, гость не следует критиковать четкость изображения или предъявлять претензии хозяевам, что певица безвкусно одета, а репортаж неинтересный - это не вина хозяев. Неудобно заявлять, что вам надоела программа, когда остальные ее с интересом смотрят или, когда другие начинают прощаться, выражать желание досмотреть фильм.


Учитель:. Молодцы.

- Что такое этикет?

- Как вы должны выглядеть когда идёте в гости?

- Можно ли опаздывать в гости?

- Как долго ждут опаздывающего гостя?

- До какого времени можно находиться в гостях, почему?

- До какого времени вы можете быть на улице. Почему?


Хорошо, молодцы! Давайте рассмотрим все эти правила поведения на примерах из жизни.


СЦЕНКА. « Ералаш. Гостеприимство.»

Учитель.. События происходят в современной квартире.


Учитель: Какие правила этикета выполнила девочка?

Почему гости ушли?

ученик Потому что девочка запретила своим друзьям всяческое передвижение по своей квартире. Она больше переживала за порядок в комнате, чем за друзей.


Учитель. Хорошо, молодец. Сделайте вывод : Какие правила этикета девочка должна была выполнить для того чтобы ребята остались у неё в гостях?

Слайд

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.

ученик 1.Встречай гостей в нарядной одежде.

ученик 2.Необходимо удовлетворить желание гостей, не показывая,

что вам жалко ту или иную вещь.

ученик 4. Предложи беседу или игру, интересную для всех.

ученик 5. Обязательно угости гостя.

ученик 6.Поблагодари гостей за визит.



Учитель: Молодцы ребята! Посмотрите на эти правила ещё раз. Запомните их.


На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец!


Следующая ситуация, которую мы рассмотрим называется

«В гостях».

Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу ... Музыку послу­шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает с полки часы.)

Игорь. Это подарили маме. На память.

Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматрива­ет другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. А Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!

Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-ни­будь.

Автор. Вот и вся история!


Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос­тя?


ученик Виктор опоздал на целый час, Так нельзя.

ученик Он без разрешения всё трогал, сломал часы.

ученик Вел себя не красиво.

ученик Когда уходил забрал без разрешения диск с игрой.

Слайд

Учитель: Сделайте вывод! Какие правила этикета должен был выполнить Виктор чтобы выглядеть культурным и воспитанным человеком. Чтобы Игорь захотел ещё раз пригласить его к себе в гости?

Правила поведения гостя


ученик 1.Отправлясь в гости, будь опрятным и аккуратным.

ученик 2. Приходи точно в назначенное время.

ученик 3.Поддерживай общую беседу или игру.

ученик 4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.

ученик 5. В гостях долго не засиживайся.

ученик 6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.


Учитель: Хорошо. Молодцы! А сейчас откройте тетради и самостоятельно запишите 5 основных правил поведения в гостях.

А Слава и Борис будут работать индивидуально:

Борис - зеленым цветом подчеркнёт правила поведения хозяина.

Слава – красным цветом подчеркнёт правила поведения гостя

А проверят выполнение работы у Бориса – Света, у Славы – Вадим.


Закрепление.

( Тест - 11 вопросов )

Учитель..

Перед вами тест, который состоит из 11 вопросов. После каждого вопроса есть ответы. Но только один ответ правильный. Во время работы будьте очень внимательны.

Вы должны дать правильный полный ответ. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Обведите ручкой те ответы, которые по вашему верные. А правильность ваших ответов мы проверим с помощью компьютора.

Слайд

тест

1. Можно ли разговаривать по телефону, когда у вас гости?

а) Да;

б)Не совсем;

в)Нельзя разговаривать по телефону , если у вас в гостях гости.

2. Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?

а)Да если хозяева не видят;

б) нет;

в) нельзя в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует.

3.Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

а)нельзя встречать гостей в домашних тапочках;

б) да4

в)нет.

4. Как долго следует ждать опоздавшего гостя?

а) не ждать;

б) 5 минут;

в) опаздывающего гостя следует ждать 15 минут.

5.Нужно ли , уходя, прощаться со всеми гостями?

а) уходя, следует попрощаться сначала со всеми гостями. а потом с хозяевами;

б) нет;

в) да.

6. Можно ли в гостях отказываться от предложенной , хозяином игры?

а)да;

б) в гостях нельзя отказываться от предложенной хозяином игры;

в) нет.

7.Как ты поступишь, если тебя пригласили в гости к назначенному часу?

а) приду в гости вовремя, к назначенному часу.

б) немного опоздаю.

в) приду пораньше.

8. Может ли быть включён телевизор во время приёма гостей?

а)во время приёма гостей телевизор должен быть выключен.

б) да.

в) нет.

9. Можно ли садиться за стол без приглашения хозяев?

а)нельзя садиться за стол без приглашения хозяев.

б) нет.

в)да.

10. Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

а) опрятным.

б) весёлым.

в) человек, идущий в гости, должен быть опрятным и красиво одетым.

11. Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже поблагодарить их?

а) нет.

б) да.

в) Хозяева, прощаясь с гостями, тоже должны поблагодарить их.


Итог.

Учитель. Молодцы ребята, правильно. Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем.

Оценка учащихся.

Учитель. Мне хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы были воспитанными гостями и гостеприимными хозяевами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Домашнее задание у вас будет не совсем обычное, В школе есть стенд « Правила поведения в столовой, за столом» но он пока ещё пустой. Используя книгу « Секреты этикета» на занятии в компьютерном классе подготовьте материал для оформления этого стенда. Поделитесь своими знаниями с другими, расскажите о них малышам. И тогда наша столовая станет эталоном культурного поведения.


Учитель. Ребята я сегодня вами очень довольна Всем спасибо .


Хозяйка и Хозяин.

Дорогие гости!

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: «До новых встреч!» (Хором.)



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос