Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников на примере пособия «Наши книжки» (ВОП «Детский сад 2100»)
Сыктывкар» кар кытшлöнмуниципальнöйюкöнса
Муниципальное образование городского округа «Сыктывкар»
«Челядьöссöвмöдан 26 №-а видзанiн» школаöдзвелöданСыктывкарсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
г.СЫКТЫВКАРА
Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников на примере пособия «Наши книжки»
В ОП «Детский сад 2100»
Цель: Познакомить педагогов с современной технологией.
Задачи:
1.Формировать у педагогов понятие о деятельностном подходе к организации совместной образовательной деятельности
2. Познакомить с алгоритмом НОД по восприятию художественной литературы и фольклора
3. Научить проектировать НОД по восприятию художественной литературы и фольклора
Актуальность темы: Проблема чтения детям является актуальной и животрепещущей, в связи с развитием компьютерных и других ИТ происходит падение интереса к литературе. Родители перестали читать детям книги, значит, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание. Возможный путь решения этой проблемы - использование технологии продуктивного чтения(далее ТПЧ).
ФГОС, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при приобщении дошкольников к книге, как одной из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.
Художественно-эстетическое развитие(по ФГОС п. 2.6) «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного…),восприятиехудожественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений...»
Технология продуктивногочтения в ДО. ТПЧ(автор – О.В. Чиндилова) является образовательной технологией деятельностного типа, она природосообразна, так как опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель ТПЧ: восприятие текста на слух, его понимание.
Средство ТПЧ: особые приёмы на каждом этапе чтения текста.
Три этапа работы с текстом:
1) Работа с текстом до чтения
Предположение, о ком или о чём будем читать (по названию, иллюстрациям, игровой ситуации), рассматривание обложки книги, иллюстраций, в том числе в тетради, сообщение названия произведения и имени автора, ответы на вопросы детей, прогнозирование – о ком и о чём будем читать), цель которого вызвать у ребёнка желание прочитать (прослушать) книгу.Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
2) Работа с текстом во время чтения.
Взрослый читает вслух и делает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.)Не следует путать подобные «читательские» остановки с педагогическими (например, для развёрнутого толкования слова).
Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание,сопереживание героям.
3) Работа с текстом после чтения. Это вопросы и задания для выявления первичного восприятия, обсуждение прочитанного, творческие задания, в том числе выполнение заданий в тетради «Наши книжки».Тетради разработаны для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Задания к каждой теме подобраны таким образом, чтобы можно было не только познакомить детей с тем или иным произведением, но и обеспечить речевое развитие дошкольников, а также освоение ими ряда умений по изо-деятельности.
Первое задание по каждой теме в тетради для детей младшего возраста – задание на чтение рисунка. Оно традиционно начинается со слов «рассмотри», «покажи», «найди». Иногда детям предлагается обвести пальчиком изображения той или иной формы, найти оттенки одного цвета.
Не всегда дети будут работать с «правильными» и точными рисунками. Иногда художник что-то «забывает» нарисовать или делает это «неправильно», иногда рисунок нужно домыслить – например, найти, где спрятался герой (герои). Задача взрослого на этапе чтения рисунка – помочь ребёнку увидеть его в целостности и в деталях.
Второе задание– на раскрашивание, дорисовывание. Это тоже не механическая работа. Прежде чем ребёнок приступит к раскрашиванию, надо обсудить с ним, сколько карандашей и какого цвета ему потребуется, с чего он начнёт раскрашивание. Другой важный момент связан с тем, что детям даётся образец для раскрашивания (средний рисунок в нижнем ряду).
Задача взрослого связана с развитием конкретного изобразительного умения ребёнка. В рекомендациях к конкретному занятию указывается, что именно на рисунке предлагается раскрасить взрослому. Важно, чтобы взрослый показывал ребёнку, как надо раскрашивать, и делал это вместе с ним.
Третье задание связано с развитием конкретного речевого умения ребёнка. Предлагаются задания на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи.
Задача взрослого на этом этапе занятия – включить ребёнка в речевую деятельность, говоря при этом вместе с ним.
Структура занятия может быть следующая:
1. Обращение к прочитанному на прошлом занятии (первый рисунок в нижнем ряду). Повторение: что и о ком читали? Кто запомнился? Что случилось? Хочется ли ещё раз послушать?
2. По желанию детей – перечитывание текста прошлого занятия.
3. Обсуждение новой темы занятия (центральный рисунок на странице): что и о ком будем читать? Знакомо ли это произведение? Если читал раньше, то, что запомнилось?
4. Чтение нового текста с остановками.
5. Беседа о прочитанном.
6. Выполнение заданий 1–3 в тетради.
7. Прогнозирование темы будущего чтения с помощью рисунка.
В ТПЧ предложен следующий алгоритм проектирования НОД по восприятию художественной литературы и фольклора:
-
Педагог выбирает художественное произведение (сказку, рассказ,
стихотворение);
2) Сам предварительно вычитывает из него три уровня информации;
3) Определяет художественную задачу текста;
4) Формулирует цель НОД воспитателя в соответствии с возрастом
детей и художественной задачей текста;
5) Формулирует тему НОД, исходя из художественной задачи текста;
6) Формулирует задачи для каждого этапа деятельности; соотносит
задачи с соответствующими образовательными областями;
7) Продумывает действия детей на каждом этапе деятельности;
8) Прогнозирует цель, которую могут поставить дети;
9) Обдумывает работу до чтения;
10) Определяет в тексте места остановок;
11) Продумывает работу после чтения;
12) Продумывает вопросы рефлексивного этапа;
13) Продумывает перспективный этап [1].
Согласно п.1.4. ФГОС Основные принципы дошкольного образования с учетом этнокультурной ситуации развития детей, в старшем дошкольном возрасте можно дополнить данное пособие «Наши книжки» коми народными сказками.
Результативность применения технологии продуктивного чтения: стабильно высокие показатели мониторинга (инициативность, способность к активному слушанию, пониманию, готовность и умение задавать вопросы, высказывать свои суждения, мнения по возникающим вопросам и проблемам, строить умозаключения). Также решаются задачи непрерывного литературного образования, а именно полноценное восприятие и понимание текста.
Список литературы:
-
Образовательные технологии. Технология чтения слушания на занятиях с дошкольниками. О.В. Чиндилова, стр. 86–89.
-
Образовательная программа художественно-эстетического развития (развитие читательских умений) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7(8) лет) (О.В. Чиндилова).
-
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. – Часть 1, изд. 2-е, перераб. – М., Баласс, 2016, с. 430–432.
-
Программа Развитие читательских умений детей раннего и дошкольного возраста О.В. Чиндилова.
-
Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Чернышева М. Н. Роль книги и чтения в жизни детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 187-190.
-
Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема. – журнал «Начальная школа плюс До и После» № 07, 2010, с. 76–79.
Интернет – источники:
-
http://www.school2100.ru/download/index.php?SECTION_ID=1150\
-
https://drive.google.com/file/d/0B9nSGWqeo0ta3hCT05SbjNJQms/view?usp=sharing
-
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-problema-chteniya-v-sovremennom-obschestve-588708.html
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»