Природные красители
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 237 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы
по образовате льной области «Познавательное развитие»
на тему: «Природные красители»
Автор-разработчик:
Шаболдина Ольга Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Новосибирск, 2021
Тема непрерывной образовательной деятельности: «Природные красители»
Цель: создание условий для опытно-исследовательской и творческой деятельности детей.
Образовательные задачи:
Обучающие: формировать умение самостоятельно проводить опыты, используя необходимые для этого оборудование и материалы.
Развивающие: развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности (опыт с природными красителями); учить видеть «неизвестное в известном» (можно сделать краски из пищевых продуктов); Развивать творчество и воображение.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпеливость, дружеские взаимоотношения.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Форма организации детей: групповая, подгрупповая; самостоятельная деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображением кофе, чая, лука, свеклы, моркови; героев сказки «Незнайка и его друзья». Клубни свеклы и моркови, тёрка, два кусочка марли; сухой чай и молотый кофе; два пустых стакана; два блюдца. Квадраты белой ткани, картон, стаканы с раствором крепкого чая, кофе, луковой шелухи, соком свеклы и моркови. Ватные палочки, простые карандаши или цветные мелки – по количеству детей, шесть кусочков белой ткани для образца. Наборы акварельных красок, гуаши, цветных карандашей, фломастеров для показа. Аудиофайлы с записью музыкальной игры, спокойной музыки. Фартуки для детей.
Планируемый результат: дети знают, как сделать красители в домашних условиях; умеют проводить опыты, используя необходимые для этого оборудование и материалы. Проявляют творческое воображение и фантазию. Открыты для познания неизвестного.
Предварительная образовательная деятельность с воспитанниками. Беседы о назначении и пользе продуктов питания; где и как их производят, выращивают. Чтение литературных произведений. Рассматривание иллюстраций. Просмотр видеофильмов познавательного характера, мультфильмов. Проведение опытов на познавательных занятиях. Рисование на занятиях и во время самостоятельной деятельности красками, карандашами, гуашью, фломастерами.
Накануне данного занятия Королева красок приглашает детей в царство красок.
Части НОД |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Способы поддержки детской инициативы |
|
1 часть – вводная |
Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность. |
|||
Создание образовательной ситуации. |
Дети заходят в группу, их встречает Королева красок (воспитатель в соответствующем костюме). Королева: «Ребята, я очень рада видеть вас в моём царстве красок. Любите ли вы рисовать? Чем? Краски каких цветов вы знаете? На чём вы рисуете? А я предлагаю порисовать в воздухе! Хотите? (Проводится пальчиковая игра под музыку «Вот мы взяли краски в руки»). Королева: «Где изготавливают акварельные краски и гуашь? А умеете ли вы сами делать краски?» (Королева выслушивает ответы детей). В это время раздаётся стук в дверь, входит Незнайка (воспитатель в костюме). Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь! В моём городе в магазинах закончились краски! А я пообещал девочкам, что подарю им платочки, разукрашенные своими руками! Что мне делать?» |
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед Королевой красок. Дети вступают в диалог с Королевой, отвечают на её вопросы. Ребята под музыку «рисуют» в воздухе воображаемые картинки руками и пальцами вместе с воспитателем-Королевой. Дети слушают рассказ Незнайки, размышляют, чем можно ему помочь. |
Располагающий доброжелательный тон воспитателя. Вопросы воспитателя, погружающие детей в интересные размышления. Использование аудиозаписи музыкальной игры. Сюрпризный момент с появлением Незнайки. |
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность. |
Королева обращается к детям: «Ребята, как мы можем помочь Незнайке?» |
Дети высказывают своё мнение, варианты способов помочь Незнайке. |
Педагог создаёт ситуацию интереса, сочувствия к герою сказки. |
|
2 часть – основная |
Цель: создание условий для опытно-исследовательской и творческой деятельности детей. |
|||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. |
Королева спрашивает детей, что они могли бы сделать в ситуации, где нет обычных красок? Их негде купить. А в королевстве только пищевые продукты и напитки. Поддерживает предложения детей сделать краски при помощи экспериментов с пищевыми продуктами. |
Дети высказывают предположения, и приходят к выводу, что можно изготовить краски самим, используя какие-либо продукты. |
Воспитатель наводящими вопросами подводит детей к решению сделать краски. |
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. |
Королева: «Ребята, вы знаете, что такое кофе и чай? (дети отвечают, что это напитки). Верно (обращает внимание на картинки). Как приготовить чай, кофе? (дети отвечают). Но оказывается, крепко заваренные чай и кофе можно использовать как природные красители. Также прекрасными красителями являются: отвар луковой шелухи, сок свеклы и моркови». Королева спрашивает детей, как приготовить сок из свеклы и моркови; отвар лука. Дети отвечают. Королева показывает, как при помощи тёрки и марли получить сок. На столе стоят стаканы с кофе, чаем, луковым отваром, соком свеклы и моркови. Педагог обмакивает лоскутки белой ткани по очереди в каждый стакан. Королева: «Ребята, посмотрите, что произошло с белой тканью?... Верно, сейчас повесим лоскутки на верёвочку, а когда высохнут, сравним оттенки, получившиеся от разных настоев. Незнайка, теперь тебе понятно, как сделать красители в домашних условиях? А сейчас волшебство! (Королева читает заклинание, все участники выполняют движения в соответствии с текстом, можно под музыку). Если дружно встать в кружок, Скушать вкусный пирожок, А потом всем потянуться, И друг другу улыбнуться, Топнуть, хлопнуть, поморгать, Друга ласково обнять, Заклинанье нам поможет Всем художниками стать. (Помогает детям надеть фартуки). Теперь вы настоящие художники! Ребята, красители у нас готовы, мы можем научить Незнайку, как природными красителями раскрасить платочки! Приглашаю вас за столы. Занимайте места. |
Дети отвечают на вопросы Королевы. Королева наглядно демонстрирует приготовление напитков, соков из свеклы, моркови. Ребята размышляют, делают выводы. Дети отвечают, что ткань поменяла цвет. Ребята отмечают, что с помощью такого опыта Незнайка узнал, как делать красители. Включаются в игру, выполняют движения. |
Поощряет рассуждения детей, задаёт наводящие вопросы. Доброжелательный тон воспитателя, создание ситуации волшебства. Эксперимент с природными пищевыми красителями Помощь детей в решении проблемы Незнайки Незнайка выражает удивление, восхищение. |
|
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей. |
Воспитатель объясняет детям последовательность выполнения рисунка. Сначала нужно подложить под ткань лист картона, чтобы не испачкать стол. Рисунок нужно продумать заранее, так как исправить нарисованное уже будет нельзя: растительные красители очень стойкие. Королева: «Ребята, сначала нужно нарисовать на ткани контур с помощью простого карандаша или цветного мелка. Рисунок может быть любым, узор на ткани вы можете придумать сами. Затем нужно обмакнуть ватную палочку в настой и рисовать с помощью точек, нанося их по контуру». Педагог показывает ход работы. |
Дети слушают объяснения педагога. Дети рисуют (можно под музыку). |
Необычность рисунка новыми красками, изготовленными самостоятельно В процессе самостоятельной работы Королева и Незнайка поощряют действия детей, подбадривают их. Незнайка тоже раскрашивает платочек. |
|
3 часть – заключительная |
Цель: подведение итогов деятельности. |
|
||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. |
Королева: «Молодцы! Вы теперь не просто девочки и мальчики, а настоящие дизайнеры. Вы умеете украшать ткани своими неповторимыми узорами. И Незнайку вы тоже научили такому мастерству (обращается к Незнайке). Незнайка, ты теперь сможешь сам сделать краски, и украсить платочки для девочек». Незнайка благодарит детей и уходит. Королева обращается к детям: «Ну а вы уже решили, кому подарите свои платочки?» |
Дети вступают в диалог с Королевой, отвечают на вопросы. Воспитанники рассказывают, кому они подарят платочки. |
Располагающий тон воспитателя. |
|
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность. |
Королева: «А что интересного, необычного вы можете дома рассказать о сегодняшнем приключении? Что за эксперимент мы делали? Зачем нам нужны красители? Как они вам пригодились?» Рефлексия. Королева: «Ребята, если вам было интересно помогать Незнайке украшать платочки природными красками, похлопайте в ладоши. А если было не интересно, закройте лицо ладошками». Спасибо вам за помощь, примите от меня подарки – тоже красители, но немного другие (Королева дарит детям «умные» раскраски и фломастеры). |
Дети отмечают, что особенного они узнали на занятии, как им это может пригодиться в дальнейшем. Выражают своё отношение к занятию. |
Наводящие вопросы воспитателя, похвала за ответы. Одобрение ответов детей. Слова благодарности. Подарки. |
Используемая литература:
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Составитель: Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»