Консультация для педагогов «Организация занятий по обучению дошкольников безопасности на улице»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс педагогического мастерства "Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы")
просмотров: 640
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
«Организация занятий по обучению дошкольников
безопасности на улице»
Рассказенкова О.Н.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
-
развитее у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
-
обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
-
формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучений правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах, транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы по изучения слов, выражений, по тематике дорожной безопасности и т.д.
В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность».
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключатся в формировании у них необходимых умений, навыков, в выработке у них положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
-
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.
-
в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т.е. понимание ребенка того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например бежать, когда это опасно).
Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнения, поощрение. Им необходимо внушить, что за пределы детского сада выходить нельзя. На улице можно находится только со взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использование дорожной лексики при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовывать стремление к познанию.
В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы умели ориентироваться в дорожной среде. Основных из них:
-
умение вовремя замечать опасные места, приближающий транспорт;
-
умение различать величину транспорта;
-
умение определять расстояние до приближающего транспорта;
-
значение сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
-
понимание особенностей движения транспорта; того что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода;
-
понимание потенциальной опасности транспорта, того что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранением людей.
Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот слишком заторможенные. Сними воспитатель проводить занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
В младшей группе занятие лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителям, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение сигналов. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по назначению и величине. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость).
На прогулках с детьми среднего возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить нельзя. На занятиях в группах педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько дети владеют дорожной лексикой.
Таким образом, к 5 годам у детей расширяется представление о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.
В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляются умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного «словаря».
На прогулке за территорией детского сада рекомендуется обращать внимание на правильные или неправильные действия пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
Особенно внимательно нужно относится к детям подготовительной группе, ведь они - будущее первоклассники, которым скоро придётся самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, с понимание объяснить опасные места в окружающей дорожной среде.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»