Дистанционный формат конкурсных мероприятий как неизбежный атрибут информатизации образования
МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Дистанционный формат конкурсных мероприятий как неизбежный атрибут информатизации образования
Марьина Надежда Геннадьевна, методист
г.Екатеринбург
2021
Процесс информатизации всех сфер общественной жизни идет быстрыми темпами, приобретя, в последнее время, поистине глобальный характер. Система образования сегодня, в период всеобщей пандемии, переживает коренной перелом в связи с необходимостью перехода на новые форматы обучения. Сложности перехода в дистанционный режим испытали на себе все уровни образования: от детских садов до ВУЗов. Система выявления одаренных детей посредством конкурсных мероприятий также претерпевает существенные изменения.
Направление городских конкурсных мероприятий на базе образовательных организаций, реализуемое под координацией МАОУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», изначально задумывалось не только как механизм выявления одаренных детей, но и как особая среда для коммуникации единомышленников. Традиционно, мероприятия направления пользуются спросом у участников, т.к. охватывают все образовательные области, ориентированы на разные формы участия (командные и индивидуальные), максимально приближены к участникам – мероприятия проходят во всех районах города. По итогам 2020/2021 учебного года в городских мероприятиях на базе образовательных организаций приняли участие свыше 15 тысяч обучающихся города Екатеринбург. В 2021/2022 учебном году в графике мероприятий числится 62 конкурсных события по 10 образовательным направленностям.
Организаторы мероприятий, ориентированные в 2021/2022 уч.году на позитивный (очный) сценарий проведения, сегодня вынуждены прописывать изменения в положения и переходить в дистант. Связано это с новым витком заболеваемости covid-19 и нормативной базой, продлевающей ограничительные мероприятия в Свердловской области и Екатеринбурге, в частности.
Подобная задача для направления не нова – в конце 2019/2020 уч.года, когда массово все закрывалось при первом локдауне, большинство городских мероприятий переводились в дистант, хотя изначально конкурсы были ориентированы исключительно на очный формат проведения.
Уточним понятия форматов проведения и рассмотрим реализованные алгоритмы перевода мероприятий в дистант.
Под очным форматом проведения понимаем проведение мероприятия с физическим присутствием участников на площадке организатора. Дистанционный формат – участие в мероприятии без физического присутствия. Дистанционный формат городских мероприятий обеспечивается двумя вариантами проведения: онлайн и офлайн. Рассмотрим данные варианты проведения более подробно:
Проведение конкурса офлайн (без применения онлайн-технологий) |
|||
Вид конкурса: |
Вид задания: |
Время на выполнение работ (примерно): |
Способ отправки заданий: |
Проектные конкурсы |
Текстовые файлы doc, docx |
Любое время на подготовку с четко обозначенным днем сдачи |
Почта / загрузка работ по ссылке |
Конкурсы чтецов |
Видеозапись выступлений |
Любое время на подготовку с четко обозначенным днем сдачи |
Почта / загрузка работ на видео-хостинги, предоставляется ссылка |
Игры, викторины, турниры |
Ответы на вопросы / решения заданий |
Строгое ограничение по времени (например, 30 минут) |
Получение и отправка заданий обычно через почту конкурса |
Проведение конкурса онлайн (с применением онлайн-технологий) |
|||
Вид конкурса: |
Вид задания: |
Способ коммуникации с участниками: |
|
Игры, дебаты, викторины, турниры |
Ответы на вопросы / решения заданий |
- Онлайн-платформы c видео-участием (Zoom, Google Meet, Teams, Discord и др.) - Платформы, обеспечивающие онлайн прохождение заданий (Test pad, google Forms, выборочно Kahoot и др.) |
|
Конкурсы чтецов |
Публичные выступления |
- Онлайн-платформы c видео-участием (Zoom, Google Meet, Teams, Discord и др.) |
При организации и проведении мероприятий в дистанционном формате существуют определенные риски. Условно их можно поделить на две категории: первая – те, на которые организатор мероприятия может повлиять, нивелировать; вторые – соответственно, на которые не может повлиять. К первой категории относятся сбои в работе интернета, недостаточная квалификация педагогов, помогающих организатору в проведении мероприятия, необходимость своевременной оплаты онлайн-платформ. Ко второй категории отнесем риск, связанный с участниками, и здесь наиболее остро стоит проблема списывания или подсказок.
Какие есть механизмы реагирования на описанные группы рисков?
В отношении первой категории – организатор максимально прикладывает усилия и движется в сторону их устранения: заранее производит необходимые оплаты, планирует расписание трансляций так, чтобы в этот период не было активного потребления в ОО интернет-трафика, проводит обучение персонала и тестовые трансляции.
Риск, относящийся ко второй группе, наиболее сложно не допустить. Как правило, риск списывания или подсказок возникает при участии детей дистанционно в конкурсах, требующих дать быстрый ответ: викторины, игры, турниры, марафоны…
В копилке городских мероприятий на базе ОО сложилась следующая практика по недопущению списывания:
-
Ограничение по времени отправки выполненного решения (в зависимости от сложности заданий, в среднем выделяется от 30 минут до 2 часов), которое не позволяет участникам «сидеть» на других сайтах в поисках ответа. Используя такой вариант проведения, организатор тщательно продумывает регламент проведения, с которым знакомит участников до начала мероприятия, чтобы не возникло проблем технического характера в процессе выполнения заданий. Желательно обеспечить возможность тестового участия. Подобная практика использовалась на Городских конкурсах «Азы информатики» (школа № 23), «Мой Урал» (школа № 140) и др.
-
Визуальная проверка посредством видео-трансляции процесса выполнения заданий командой. Используется любая онлайн-платформа. Камера снимает команду, наблюдатель от организатора просматривает участников на предмет самостоятельности выполнения заданий. Практика применялась на Городских конкурсах «Приглашение к дебатам» (гимназия № 94), «Юный техник» (лицей № 128) и др.
Дистанционный формат проведения определенно ставит перед организаторами конкурсных мероприятий новые задачи, иногда вызывая затруднения. Но эти трудности, в большинстве случаев, решаемы, а положительный эффект налицо - в трудный эпидемический период жизни страны, региона, не допускается смешение детей из разных коллективов, что препятствует распространению вируса, а следовательно, сохранению здоровья наших детей, нашего будущего.
Очный формат проведения мероприятий в пост-пандемийное время, скорее всего, не будет удерживать столь крепко свои позиции, а это значит – дистанционный формат начнет занимать лидирующие позиции, станет преимущественным выбором и для участников, и для организаторов.
Устремляя свои взоры на прогрессивные достижения электронного образования и работая посредством дистанционных технологий, организаторы мероприятий предоставляют одинаковые образовательные возможности для развития, выявления и сопровождения одаренных детей Екатеринбурга независимо от внешних обстоятельств VUKA-мира.
- Классификация методов оценивания на городских мероприятиях на базе образовательных организаций
- Обеспечение объективности оценочной процедуры в рамках городских мероприятий на базе образовательных организаций
- Рекомендации экспертам по процедуре вхождения в состав жюри городских мероприятий на базе образовательных организаций. Алгоритм работы эксперта на мероприятии.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»