В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

«Дополнительное образование как основа творческого развития и социализация ребенка с ОВЗ в ГБОУ Туймазинская КШИ № 2»

«Дополнительное образование как основа творческого развития и социализация ребенка с ОВЗ в ГБОУ Туймазинская КШИ № 2»

Андрей Чуклин
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 917 комментариев: 1
Краткое описание
«Дополнительное образование как основа творческого развития и социализация  ребенка с ОВЗ в ГБОУ Туймазинская КШИ № 2». Опыт работы с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе и подготовке к конкурсу профессионального мастерства "Абилимпикс"
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Доклад ГБОУ Туймазинская КШИ №2.doc Скачать


Доклад на тему:

«Дополнительное образование как основа творческого развития и социализация ребенка с ОВЗ в ГБОУ Туймазинская КШИ № 2»

«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок,

не нужно насильно развертывать лепестки,

а нужно создать условия, при которых он сам распустится».

Л.Н.Толстой


Перед педагогами коррекционных школ стоят ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Всем детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. А детям нашего интерната особенно это необходимо, так как основная часть этих детей это дети-сироты, дети отставшие без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Круглосуточное пребывание воспитанников в интернате оптимизирует их социализацию в обществе. Эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как это прекрасная возможность для их творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Одна из задач дополнительного образования в нашей коррекционной школе - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого учителя и воспитатели.

Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для наших воспитанников – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

В нашей школе 9 кружков дополнительного образования. В них занимаются 160 обучающихся из 164. Более конкретно хотела бы остановится на двух объединениях дополнительного образования нашего учебного заведения.

Объединение «Город мастеров», руководителем является Чуклин Андрей Владимирович. Андрей Владимирович в системе дополнительного образования работает 27 лет. Данным объединением руководит 7 лет. Цель объединения: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работы с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно – прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. Обучающиеся этого объединения имеют возможность проявлять и реализовывать свои индивидуальные способности посредством занятий резьбы по дереву. Цель занятий не только дать навыки приемов работы с деревом, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах, почувствовать свою значимость. На протяжении многих лет работы он старается создать комфортную среду для общения, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие мальчики нашей школы. Возраст воспитанников от 11 до 17 лет. Каждый год кружок посещают не менее 16 человек. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые художественные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся. На занятиях в кружке дети знакомятся с наследием художественной обработки древесины и с основными видами резьбы по дереву, обучаются практическим навыкам, умению создавать собственные творческие композиции.

В кружке школьники осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву – контурную, кобчатую и геометрическую резьбу. Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним или двумя инструментами. Создавая резные композиции, воспитанники осваивают профессиональные приѐмы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространѐнных древесных пород, приобретают познания в области обобщения видимых предметов и явлений, претворяя их в декоративные формы и образы. Обучающиеся посещающие не первый год кружок резьбы по дереву успешно справляться с более сложными видами работ – рельефной и объѐмной резьбой. В течение учебного года воспитанники участвуют в различных зональных, республиканских и всероссийских конкурсах. Таких как ежегодное участие в Всероссийском фестивале детского творчества «Варенье», участие в выставке приуроченной во Всероссийском совещании представителей органов управления образования субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных организаций дополнительного образования. Участие в региональном отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Республике Башкортостан в компетенции «Резьба по дереву» Паксеватов Салават занимает два года подряд (2017, 2018) второе место. И по окончании учебного года наши воспитанники участвуют в городской выставке детского творчества «Мир моих увлечений». На этой выставке многие кружковцы занимают призовые места, награждены грамотами за лучший экспонат, в 2018 году объединение «Город Мастеров» признан лучшим объединением дополнительного образования среди учреждений дополнительного образования города Туймазы и Туймазинского района.

Объединение «Волшебный клубочек», руководителем являюсь, я. В системе дополнительного образования работаю более двадцати лет. С «особыми» детьми работаю 7 лет. Актуальность программы моего объединения – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся с ОВЗ качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Ко мне на кружок всегда ходили девочки, их увлекало это занятие. Но три года назад с желанием научиться вязать пришел ко мне Рустем. Это был скромный тихий мальчик, с огоньком в глазах.

При знакомстве Рустема с технологией вязания крючком и спицами, я увидела что его потенциал раскрывается от занятия к занятию. Учитывая специфику нашего учебного заведения, пользоваться инструментами разрешалось только в мастерской. И поэтому всё своё свободное время он интересовался технологией и приемами вязания, развивая технику вязания. Ему приходилось изучать только теоретически. В библиотеке он находил интересующую книгу, в интернете просматривал мастер-классы. Каждый день обращался ко мне за помощью и интересующими вопросами. Но ему очень хотелось свободное время осваивать практические навыки вязания. Он сам нашел выход из положения. Вместо спиц Рустем придумал использовать стержни от ручек. Так он начал совершенствовать навыки вязания спицами. Он старался и у него получалось.

В сентябре 2017 года мы впервые выехали на конкурс профессионального мастерства. На Региональном отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Республике Башкортостан в город Салават Рустем стал призёром и занял второе место. Через месяц нам предоставилось возможность, представлять нашу Республику на III Национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Москве. В Москве мы заняли первое место в компетенции «Вязание крючком» среди школьников. В сентябре 2018 года на Региональном отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Республике Башкортостан в городе Уфа Рустем стал призёром (второе место) в компетенции «Вязание спицами» среди школьников.

Его желание продолжать совершенствовать свои навыки мне кажется безграничным. Участия в выставках и конкурсах, мальчик достиг высоких результатов, это повысило его самооценку, мотивировало её к дальнейшим занятиям и совершенствованию своих работ. Он стал общительным, раскрепощённым и более уверенным в себе. Он гордится тем, что имеет много грамот и дипломов.

В настоящий момент он продолжает заниматься любимым делом, а это значит, что мы выбрали правильный путь. И кто знает, может это хобби, когда-нибудь будет приносить ей не только удовольствие, но и доход, ведь многими людьми высоко ценятся работы выполненные вручную.

Мы гордимся успехами наших воспитанников, но самое главное для нас – передать им мастерство, научить общаться, уважать  друг друга.  Некоторые наши воспитанники выбирают профессии, схожие  по профилю с тем, чему они обучались в наших объединениях. Но даже если ребенок выберет совершенно иную профессиональную область, знания и умения, которые он получил  в занимаясь в кружке,  останутся   с ним на всю жизнь.

Таким образом, дополнительное образование  увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,  педагоги дополнительного образования помогают  обучающимся реализовывать свои личностные качества,  демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием

Своё выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского.

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достиг, образно говоря, своего потолка»


Обсуждение материала
Сергей Колодин
4.12.2021 11:53
Нарушены критерии оформления разработки: нет авторских данных, списка использованной литературы. отсутствует логотип Портала.
Подробнее см. инф. в разд. Помощь.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос