В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Вера Крохина
Тип материала: Планирование
просмотров: 5380
Краткое описание
тематическое планирование к учебно-методическому комплексу Коровиной В.Я.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
тематическое планирование.doc6 илт (1).doc Скачать

Городецкий филиал МБОУ -- Кокинская СОШ




Согласовано

Заведующая филиалом Е.М. Сорина.




Рабочая программа


по литературе в 6 классе


учителя Крохиной В.В.








2014-2015 учебный год









Пояснительная записка

Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.








реферативное изложение программы

введение

Художественное произведение.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор

Пословицы и поговорки. Загадки

Теория литературы

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись

Из литературы 18 века

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев «Муха»

Мораль в басне. Аллегория.

Из русской литературы 19 века

Иван Андреевич Крылов «Ларчик». «Листы и Корни», «Осёл и Соловей»

Мораль в басне. Аллегория.

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивая тема.

«Зимнее утро». Картины природы, мотивы единства красоты человека и красоты природы.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в испытаниях.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

«Дубровский»

Теория литературы: эпитет, метафора, композиция, стихотворное послание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Ученические годы поэта.

«Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утёс», «Три пальмы»

Теория литературы: антитеза, размеры стиха, поэтическая интонация.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Бежин луг»

Федор Иванович Тютчев

«Листья», «Неохотно и несмело», «С поляны кршун поднялся»

Афанасий Афанасьевич Фет

«Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы»

Теория литературы: пейзажная лирика

Николай Алексеевич Некрасов

Историческая поэма «Дедушка»

«Железная дорога». Картины подневольного труда.

Теория литературы. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа.

Николай Семёнович Лесков

«Левша». Гордость писателя за народ.

Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Теория литературы. Юмор.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов: Полонского, Баратынского, Толстого.

Теория литературы. Лирика как род литератур.

Из русской литературы 20 века

Андрей Платонович Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Александр Степанович Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», Д. Самойлов «Сороковые»

Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет. Герой-повествователь.

Николай Михайлович Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Родная природа в русской поэзии 20 века: А. Блок, С. Есенин, А.Ахматова. чувства радости и печали, любви к родной природе.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев.

Из литературы народов России (обзор): Габдулла Тукай, Кайсын Кулиев. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Теория литературы. Миф.

Гомер. «Одиссея», «Илиада». Героический эпос.

Произведения зарубежных писателей

Мигель Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Ложные и истинные идеалы.

Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».

Пропер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Философская сказка и мудрая притча.



По программе и учебному плану отводится 68 часов (2 часа в неделю)



Учебник-хрестоматия. 6 класс. М. «Просвещение», 2010г.


Авторы-составители: Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, И.С. Збарский,

В.И. Коровин





Программа для общеобразовательных учреждений


Литература 5-11 классы

Базовый профиль


Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение», 2008г.


Программа под редакцией В.Я. Коровинй








тематическое планирование (68)


п/п

Система уроков

(тема и цель урока)

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические средства,

формы

Вид
деятельности

учащихся.

Творческие

и индивидуальные задания

Планируемый результат и уровень освоения.

Компетенции

Информационно-методическое обеспечение

Дата
проведения

учебно-познавательная

информационная

базовая

программа

продвинутый

уровень

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Цели: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся

Объяснительно-иллюстра-тивная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная.

Индивидуальная: подготовить сообщения о мифологии разных народов

Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.

Продуктивный уровень: К., Р.

Знать: литература и другие виды искусства.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

Уметь конспектировать

Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова и др. Литература

в 6 кл.: урок

за уроком (М., 2001–2004)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Весенние, летние, осенние песни.

Цели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментарий, беседа

Коллективная. Индивидуальная

Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

Продуктивный уровень: К.

Знать: следующие жанры обрядового фольклора: колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни.

Уметь: характеризовать их содержание и поэтику.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе

В. П. Аникин,

Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество (Л.: Просвещение, 1983)



3

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Поэтика.

Цели: дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; расширить представления о прямом и переносном смысле пословиц

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Коллективная. Индивидуальная: придумать загадку, а отгадку нарисовать

Знать: понятия пословицы
и поговорки.

Уметь: отличать пословицу от поговорки, характеризовать их отличительные признаки.

Продуктивный уровень: К.

Знать: тематическое многообразие пословиц и поговорок; некоторые известные собрания

(Даль В. И.
и др.); народная мудрость в пословицах.

Продуктивный уровень:КУЛЬТ.

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сооб-щения

Литература.

6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В. Я. Коровиной / авт.-сост. С. Б. Шадрина (Волгоград: Учитель, 2011)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Русская летопись.

Цели: ввести учащихся в художественный мир древнерусской литературы; продолжить знакомство с ее жанрами; постичь нравственные аспекты

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, работа

с учебником, комментированное чтение, беседа

Коллективная. Индивидуальная: подготовить устный комментарий
к репродукциям картин художников, изображающих Древнюю Русь

Знать: жанры древнерусской

литературы; летопись.

Уметь: характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет».

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Знать: стилевые особенности летописи.

Уметь: характеризовать их.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Составление конспекта

Культура Древней Руси / сост.

Э. С. Смирнова; под ред.

Д. С. Лихачева (М.: Просвещение, 1967. С. 26)



5

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов.

Цели: продолжить знакомство с летописными жанрами; дать представление о сказании как жанре древнерусской литературы; учить художественному пересказу произведения

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Коллективная. Индивидуальная: составить словарик трудных слов

Знать: сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о белгородском киселе».

Уметь: выполнять художественный пересказ текста.

Продуктивный уровень: К.

Знать: особенности связи предложений в тексте летописи.

Уметь: характеризовать поэтику произведений.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

Энциклопедия для детей. Т. 9: в 2 ч. Ч. 1 (М.: Аванта+, 2003)



6

Из литературы XVIII века. Русские басни. И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Мораль.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником;

Коллективная. Индивидуальная

Знать: жанровые особенности басни; понятия «эзопов

Знать: историю развития басенного жанра.

Совершенствование навыков работы с книгой




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Цели: актуализировать имеющиеся знания о басне и расширить их; воспитывать внимательного и вдумчивого читателя


выразительное чтение


язык», «мораль», «аллегория».

Уметь: анализировать басню

уметь: находить жизненные соответствия содержанию басни





7







8





9



Из литературы XIX века. И. А. Крылов. Рассказ о писателе-баснописце. Басни «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи.


«Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.


«Ларчик». Пример критики мнимого мудреца и неумелого хвастуна. Цели: расширить представления учащихся о творчестве Крылова; развивать умение анализировать текст

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование

Групповая.

Индивидуальная

Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория».

Уметь: воспринимать и понимать характер героев басен

Уметь: находить литературные аналогии между произведениями разных баснописцев

Умение аргументированно представлять свою читательскую позицию







10

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.

Стихотворение

«И. И. Пущину». Тема дружбы в творчестве поэта.

Цели: познакомить с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с жанром стихотворения-послания, показать, как раскрывается тема дружбы в стихотворении

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, репродукция

И. Е. Репина

«Пушкин

на лицейском экзамене»; фотографии Царского Села

Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение; сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни»

Знать: период жизни Пушкина
в Царскосельском лицее; жанр послания.

Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

Продуктивный уровень:КУЛЬТ., К.

Знать: основные этапы жизни
и творчества Пушкина; мотивы лирики поэта.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем, интернет-ресурсами

Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя
(М.: Просвещение,

1988. 352 с.)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

11

Стихотворение

А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения.

Цели: познакомить
с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи
в стихотворении); дать понятие об интонации стихотворения; обучать выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению

Коллективная. Индивидуальная

Знать: вольнолюбивый характер стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения.

Продуктивный уровень: К.

Знать: основные мотивы лирики Пушкина.

Уметь: характеризовать интонационную окраску стихотворения.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение




12

Р/р. А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.

Цели: познакомить с Пушкиным-художником, способным видеть красоту окружающей природы; дать понятие о двусложных размерах; познакомить с новыми фигурами речи (антитеза, прием контраста); дать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; показать роль композиции в понимании смысла стихотворения

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя; беседа по тексту

Групповая.

Индивидуальная: творческое сочинение-миниатюра
о любимом уголке родной природы

Знать: двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

Уметь: определять их самостоятельно.

Продуктивный уровень: К.

Знать: понятия темы и поэтической идеи стихотворения.

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13









14








15

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.



Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.



Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Цели: знакомство с исторической подоплёкой романа; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; познакомить с композицией романа; совершенствовать умение составлять план произведения

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма «Дубровский»

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов

Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь: составлять план событий, говорить
о композиции романа.

Продуктивный уровень: К.

Знать: историческую подоплёку произведения.

Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

План как вид информационной переработки текста

Литература.

6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В. Я. Коровиной / авт.-сост. С. Б. Шадрина (Волгоград: Учитель, 2011)



16

А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина» («Метель», Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

Цели: познакомить с циклом «Повести Белкина», содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты (тема «маленького человека»)

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Коллективная. Индивидуальная: проиллюстрировать понравившиеся эпизоды повестей

Знать: содержание текстов, историю создания.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

Знать: художественные особенности повестей; идейное содержание.

Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

Продуктивный уровень: К.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16


Р/р. Сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»

Цели: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуальная

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Творческий уровень: К., Р., Л.С.

Уметь: проводить сравнительный анализ тем, идей, образов.

Творческий уровень: К., Р., Л.С.

Отражение

в письменной форме

результатов своей деятельности

Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5–8 кл. / авт.-сост.

Л. Н. Савина, Л. Н. Ситникова. (Волгоград: Учитель, 2011)



17








М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

Цели: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; рассмотреть прием сравнения как основу построения стихотворения «Тучи»; работать над выразительным чтением стихотворений поэта; совершенствовать умение анализировать, делать выводы

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг

Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор

Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворений; приём сравнения в композиции произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Знать: основные мотивы лирики поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст и делать выводы.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение

З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова. «Листок», «Утес». Три пальмы

Цели: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; дать понятия антитезы и метафоры; показать антитезу как основной композиционный прием в стихотворениях («Листок», «Утёс»); продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучать анализу лирического произведения; работать над выразительным чтением

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

Коллективная. Индивидуальная: подготовить иллюстрации к текстам

Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Продуктивный уровень: К.

Знать: трехсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий).

Уметь: вступать в речевое общение

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя (М.: Просвещение, 1988. 352 с.)



19

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Записки охотника». «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям, их духовный мир.

Цель: познакомить с рассказом; раскрыть духовный мир крестьянских детей; отметить мастерство писателя в описании природы, роль пейзажа в рассказе; проанализировать портреты героев как средство изображения их характеров; определить авторское отношение к героям; уяснить смысл рассказа

Частично-поисковая, исследовательская

Комментированное чтение; аналитическая беседа, чтение наизусть

Групповая.

Индивидуальная

Знать: понятия «пейзаж», «портретная характеристика персонажей»; содержание рассказа; отличительные черты художественного мира Тургенева.

уметь: воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание

Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. В поэтическом мире Тютчева и Фета.

Цели: расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала ХХ в.; продолжить работу над выразительным чтением учащихся; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. (Творчество

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

и др. поэтов XIX в.)

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; портреты, выставка книг; музыкальные фрагменты из «Времен года»

П. И. Чайковского

Коллективная. Индивидуальная: подготовить иллюстрации

Знать: русских поэтов: Фета, Баратынского, Тютчева, Полонского, Толстого и др.

Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

Знать понятия: «лирический герой», «художественный образ».

Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

Продуктивный уровень: К., Л.С.

Уметь находить и использовать информацию

Лингвистический анализ текста



21



22






23



24

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин.


Работа над стихотворениями «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда.


Мысль Некрасова о величии народа.


Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии.

Цели: рассмотреть художественные особенности стихотворений (сочетание реальности и фантастики); постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство
с трехсложными стихотворными размерами стиха

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины

К. А. Савицкого. Беседа

Коллективная. Групповая

Знать: художественные особенности стихотворения.

Уметь: характеризовать стилистические средства.

Продуктивный уровень: К.

Знать: дактиль, анапест, амфибрахий.

Уметь: определять трехсложные размеры.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25






26

Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.





Сказ «Левша». Анализ «Сказа…» гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Цели: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания «Левши» и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над ткстом; работать над выборочным пересказом, особенностями языка произведения, словарем

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Слово учителя, комментированное чтение; портрет, иллюстрации

Коллективная. Индивидуальная

Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К., Р.

Знать: автор и сказитель (рассказчик) в сказе.

Уметь: характеризовать язык
и стиль писателя.

Продуктивный уровень: К., Р.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать
в речевое общение

Энциклопедия для детей. Т. 9: в 2 ч. Ч. 1 (М.: Аванта+, 2003)



27

«Портрет» Левши. Продолжение работы над сказом.

Цели: начать работу над характеристикой Левши; отметить своеобразие произведения; его связь с фольклором; продолжить работу над непонятными учащимся словами; составить цитатный план

Объяснительно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Чтение по ролям; беседа по вопросам

Коллективная. Индивидуальная

Знать: понятие «речевая характеристика».

Уметь: выполнять характеристику героя.

Продуктивный уровень: К.

Знать: фольклорные элементы в сказе; понятие «цитата».

Уметь: составлять цитатный план произведения.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

План как вид информационной переработки текста




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан».

Цель: совершенствование навыков изложения содержания эпизода близко к тексту, сопровождая цитатами (из сказа Лескова)

Репродуктивная и частично-поисковая

Работа

с текстом

Индивидуальная

Уметь: определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; писать подробное изложение.

Творческий уровень: К., Р., Л.С.

Уметь: анализировать авторские языковые сред-ства.

Творческий уровень: К., Р., Л.С.

Создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости




29

Лесков «Человек на часах». Нравственные проблемы рассказа.










30

А. П. Чехов. Встреча с писателем и человеком. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия. Юмористическая ситуация.

Цели: расширить представления о творчестве А. П. Чехова; раскрыть природу смешного в рассказах писателя; пронаблюдать роль художественной детали в тексте; осмыслить авторское отношение к лицемерию, корысти, пошлости

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; портреты Чехова

80-х годов

XIX в.

Коллективная. Индивидуальная

Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.

Уметь: анализировать содержание.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Знать: как отображается природа смешного
в рассказах Чехова.

Уметь: характеризовать поэтику и стиль.

Продуктивный уровень: К., Р.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Вокруг Чехова. Литературные воспоминания (М.: Правда, 1990)



31

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Е. Баратынский, Я. Полонский, А. Толстой).

Цели: развивать представления: лирика как род лите-

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Слово учителя, выразительное чтение, работа с текстами, аналитическая беседа

Коллективная.

Групповая

Знать: содержание понятия «пейзажная лирика».

Уметь: выразительно читать поэтические текс-

Уметь: давать характеристику лирическому герою; анализировать текст; определять

Владение монологической и диалогической речью. Анализ текста, передача




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


ратуры, пейзажная лирика как жанр; определить художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике




ты; владеть навыками анализа.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

средства художественной выразительности.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К., Р.

развития сюжета, обозначение характеров персонажей




32

Из русской литературы XX века. А. С. Грин. Слово о сказочнике. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Цели: дать сведения из биографии А. С. Грина; познакомить с литературным жанром «феерия»; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя

Коллективная. Индивидуальная: устное сочинение-отзыв

о произведении

Знать: факты биографии Грина (Гриневского); содержание феерии.

Уметь: анализировать эпизоды.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

Знать: своеобразие языка произведения, стилистической манеры писателя.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

33

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Цели: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с его сказкой-былью; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя

Коллективная. Индивидуальная: устное сочинение-отзыв

о сказке-были

Знать: факты биографии Платонова; содержание произведения.

Уметь: анализировать эпизоды.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

Знать: своеобразие языка сказки-были, стилистической манеры писателя.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Энциклопедия для детей. Т. 9: в 2 ч. Ч. 2 (М.: Аванта+, 2006)



34

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Цели: познакомить с фактами биографии; дать понятие жанра «сказка-быль»; познакомить с идейно-художественными особенностями произведения, характерами главных героев

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя и комментированное чтение; портрет писателя

Коллективная. Индивидуальная: создание иллюстраций

Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль».

Уметь: давать характеристику герою.

Продуктивный уровень: К.

Знать: виды сказок
(сказка народная и литературная). Уметь: характеризовать идейно-художественные особенности сказки.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

М. Ф. Пахомова.

М. М. Пришвин (Л., 1970)



35




36






37




38


Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».



«Что есть правда, какая она, где живёт и как её найти?» размышление о трудном пути человека к правде жизни.



«Быть счастливым – делать добро» по сказке-были.



«Берегите природу» по произведениям Паустовского и Пришвина.

Цели: подвести к определению главной идеи

Объяснительно-иллюстративная

Комментированное и выразительное чтение;

Коллективная. Индивидуальная: инсценировка эпизодов «Ссора

Знать: основную мысль произведения; философский смысл названия.

Знать: особенности композиции.

Уметь: характеризовать

Анализ текста, подбор аргументов,

И. Мотяшов. Михаил Пришвин (Детская литература. 1966. № 11)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


произведения; совершенствовать навыки сопоставления героев, эпизодов; провести анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне…»; отметить нравственные проблемы в сказке-были; рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; определить сказочные мотивы в повествовании и их художественную функцию


беседа по прочитанному

Насти и Митраши», «Спасение Митраши»

Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному.

Продуктивный уровень: К., Р.

художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении.

Продуктивный уровень: К., Р., Л.С.

формулирование выводов




39








40

Произведения о Великой Отечественной войне. Симонов. «Ты помнишь…». Солдатские будни, скорбная память о павших.



Самойлов. «Сороковые»

Любовь к родине, ответственность за неё в годы жестоких испытаний.

Цели: познакомить с творчеством К. Симонова,

Д. Самойлова; осмыслить тему войны; выявить художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя; беседа по содержанию. Аудиозаписи песен В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»,

А. В. Александрова «Священная война» и др.

Коллективная. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть стихотворения на выбор

Знать: факты биографий Симонова, Орлова, Самойлова.

Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмысливать тематику, нравственные аспекты произведений.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., Р., Л.С.

Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне; как они отражены в искусстве.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., Л.С.

Отражение

в устной форме результатов своей деятельности

Т. М. Фадеева. Дидактические материалы по литературе: 6 кл.:

к учебнику

В. П. Полухиной (М., 2006)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

41

В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой». Рассказ о писателе.

Цели: познакомить с биографией писателя; понятиями «жанр рассказа», «сюжет», «конфликт»; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя; беседа по содержанию

Коллективная. Индивидуальная: создание иллюстраций

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов.

Продуктивный уровень:

КУЛЬТ., К.

Знать понятия: «сюжет», «конфликт».

Уметь: характеризовать сюжетную линию произведения.

Продуктивный уровень: К.

Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме




42






43

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).


Почему бабушка купила «пряник конём»? Нравственные проблемы рассказа.

Цели: обсудить нравственные проблемы (честность, долг, доброта); ввести понятие «художественная деталь»; определить художественную роль пейзажа в рассказе

Объяснительно-иллюстративная

Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному

Коллективная. Индивидуальная

Знать: понятие «художественная деталь».

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

Продуктивный уровень: К., Р., Л.С.

Знать: пейзаж и его роль в произведении.

Продуктивный уровень: К.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

44

В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского».

Цели: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; познакомить с биографией писателя, содержанием рассказа; показать, как отражены в произведении трудности послевоенного времени; рассмотреть приёмы характеристики героя; ввести понятия «посвящение», «предисловие»; познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить приём антитезы

Объяснительно-иллюстративная

Беседа-размышление по прочитанному

Коллективная. Индивидуальная

Знать: факты биографии писателя; приёмы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; приём антитезы; композицию рассказа.

Уметь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя.

Продуктивный уровень: К.

Знать: отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции и их назначение.

Уметь: приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов.

Продуктивный уровень: К., Л.С.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. Владение монологической
и диалогической речью. Приведение примеров, формулирование выводов

Книжное обозрение. 1987.

35



45




46







47

Отражение в повести трудностей военного времени.


Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.


Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Цели: подвести к пониманию душевной щедрости

Объяснительно-иллюстративная

Беседа
по прочитанному

Коллективная. Индивидуальная

Знать: смысл названия рассказа.

Уметь: составлять устный портрет литературного героя.

Уметь: проводить сопо-ставительный анализ образов; характеризовать

Владение мо-нологической и диалогической речью. Приведение примеров,




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа




Продуктивный уровень: К.

внутренние качества человека.

Продуктивный уровень: К.

подбор аргументов, формулирование выводов






48

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника
(по произведениям
В. П. Астафьева,

В. Г. Распутина).

Цели: совершенствовать навыки написания творческой работы по произведению, выполнения анализа эпизодов, умения давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному

Поисковая

Слово учителя

Индивидуальная

Знать: содержание текстов; понятие нравственного выбора.

Уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному.

Продуктивный уровень: К., Р., Л.С.

Уметь: составлять цитатный план к работе; выпол-

нять сравнительный анализ эпизодов, героев.

Творческий уровень: К., Р., Л.С.

Создание письменных высказываний

Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5–8 кл. / авт.-сост.

Л. Н. Савина, Л. Н. Ситникова (Волгоград: Учитель, 2011)



49

Писатели улыбаются.

В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

Цели: помочь учащимся войти в своеобразный мир художественных произведений писателя; уяснить особенностей шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение
с комментариями учителя; беседа по содержанию

Коллективная. Индивидуальная

Знать: основные темы произведений Шукшина; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественное произведение; видеть приёмы создания образов героев

Знать: особенности юмора в произведениях Шукшина.

Уметь: объяснять понятие «странные люди»
в творчестве писателя

Умение находить литературные аналогии и выстраивать сквозные линии




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

50

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детсгого характера.

Цели: познакомить с творчеством писателя, содержанием рассказа; показать роль юмора в произведении; определить нравственные проблемы, затронутые писателем

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение
с комментариями учителя; беседа по содержанию

Коллективная. Индивидуальная: подготовить викторину по рассказу

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа.

Уметь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

Продуктивный уровень: К., Р., Л.С.

Знать: роль юмора в повествовании.

Уметь: характеризовать художественные особенности рассказа.

Продуктивный уровень: К.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме




51












52






53

Родная природа в русской поэзии XX века.

А. А. Блок.»Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине.





С. А. Есенин. «В гостях у поэта». Урок-заочное путешествие.




«Несказанное, синее, нежное» по стихотворениям Сергея Есенина.

Цели: дать сведения о жизни и творчестве А. Блока и С. Есенина; тема Родины и родной природы в творчестве поэтов; обучать выразительному чтению; показать фольклорные традиции в поэзии; ввести понятие «аллитерация»

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя; просмотр видеоматериалов, репродукций

Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть

Знать: сведения о жизни

и творчестве

С. Есенина

и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация».

Уметь: выразительно читать стихотворный текст (в том числе и наизусть).

Продуктивный уровень: К.

Знать: цветопись и звукопись поэзии Есенина и Блока; песни на стихи Есенина.

Уметь: находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

Уметь находить и использовать информацию




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11







Продуктивный уровень: К., Р.





54







55

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Постижение красоты.



Н. М. Рубцов. Звезда полей. Поэтизация родной природы.

Цели: дать сведения

о жизни и творчестве

А. Ахматовой и Н. Рубцова; ввести понятия «псевдоним» и «ассоциация»; показать связь ритмики и мелодии стихотворения с эмоциональным состоянием, выраженным в произведении; раскрыть роль художественной детали в поэзии

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение стихотворений

Коллективная. Индивидуальная

Знать: сведения о жизни

и творчестве

А. Ахматовой

и Н. Рубцова; понятия «псевдоним»; «ассоциация».

Уметь: «видеть» роль художественной детали в тексте произведения.

Продуктивный уровень: К.

Знать: поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста.

Продуктивный уровень: К., Р.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение




56

Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

Цели: совершенствование навыков составления плана, умения формулировать тему и выполнять творческую работу

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуальная

Знать: тему

и основную мысль текста.

Уметь: составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу.

Творческий уровень: К., Р.

Уметь: составлять цитатный план; подбирать эпиграф к творческой работе.

Творческий уровень: К., Р.

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11








содержание прослушанного текста
в развернутом виде
в соответствии с целью учебного задания




57

Из литературы народов России. Г. Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», « Книга». Любовь к своей малой родине.

Цели: познакомить с жизненным путем и творческой деятельностью татарского поэта Г. Тукая; темой родины в творчестве писателя; обучать выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, работа

с книгой, опорные записи

Коллективная. Индивидуальная

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

Знать: особенный мир поэтов.

Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста.

Продуктивный: К., Р.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение




58

К. Кулиев. Слово о балкарском народе. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник силдля преодоления любых испытаний.

Цели: познакомить с жизненным путем и творческой деятельностью балкарского поэта К. Кулиева; темой родины в творчестве писателя; обучать выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, работа
с книгой, опорные записи

Коллективная. Индивидуальная

Знать: сведения о жизни

и творчестве

К. Кулиева.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

Знать: поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста.

Продуктивный: К., Р.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

59

Из зарубежной литературы. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Цели: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира; ввести понятие «положительный герой» в древнегреческой мифологии; совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, работа

с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация

Коллективная. Отличительные признаки мифа и сказки; сообщения учащихся о других подвигах Геракла.

Индивидуальная: сообщения учащихся о том, какими были представления в греческой мифологии

о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации

к древнегреческим мифам. Таблица

Знать: понятия «миф», «герой» в древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки, содержание некоторых мифов (на выбор). Уметь: анализировать и делать соб-ственные выводы; выполнять художественный пересказ эпизодов.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К., Р.

Знать: картину мира

в представлениях древних греков.

Уметь: представить её в виде схемы или рисунка.

Творческий уровень: КУЛЬТ.

Знать: значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., Л.С.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Литература.

6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В. Я. Коровиной / авт.-сост.

С. Б. Шадрина (Волгоград: Учитель, 2011).

Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции (М.: Олимп, 1999. 544 с.)



60

Геродот. «Легенда об Арионе».

Цели: дать понятие о легенде; рассказать об особенностях мифа и легенды; познакомить с содержанием «Легенды об Арионе»;

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя; чтение; беседа по прочитанному, комментарий учителя

Коллективная

Знать: понятие «легенда», содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа

Знать: отличительные особенности легенды.

Уметь: характеризовать

Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


споказать сочетание реальности и фантастики в легендах и мифах; овершенствовать навыки пересказа разных видов




(подробного, сжатого).

Продуктивный уровень: К.

художественные особенности легенды.

Продуктивный уровень: К. Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

с заданной степенью свернутости.

Подбор аргументов, формулирование выводов




61



62

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Одиссей на острове у циклопов. Изображение героев и героические пдвиги в «Илиаде».

Цели: дать понятие о древнегреческом эпосе; познакомить учащихся с троянским циклом, с основными событиями сюжета изучаемого произведения; учить составлять характеристику героя на основании его поступков; обучать чтению поэмы; анализировать художественные особенности произведения

Поисковая

Проблемные задания различного уровня сложности

Коллективная.

Индивидуальная: составить план текста эпизода «Одиссей у циклопов»; подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы

Знать: эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия «гипербола», «постоянный эпитет».

Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Продуктивный уровень: К., Р.

Знать: содержание некоторых других отрывков из поэмы.

Уметь: проводить сравнительный анализ образов

(Одиссей и Геракл), сопоставлять отрывок из поэмы с русской народной сказкой «Лихо одноглазое»

Подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

63

Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции».

Цели: проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела «Мифология» (миф, герой в мифологии, картина мира, умение давать характеристику герою, делать анализ эпизода, пересказывать эпизод и пр.)

Поисковая

Проблемные задания различного уровня сложности

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание изученных мифов, понятие «миф»; основные образы древнегреческой и славянской мифологии.

Уметь: давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Знать: основные образы и сюжеты мифологии народов мира (древнегреческой, славянской, индийской, скандинавской, мифологии североамериканских индейцев и др.).

Уметь: сопоставлять их и анализировать.

Исследовательский уровень: КУЛЬТ., К.

Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Мифы народов мира: в 2 т.;

Олимпиадные задания по литературе. 6 кл. / сост.

О. А. Финтисова (Волгоград: Учитель, 2006)



64

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалоа.

Цель: дать представление о творчестве писателя и месте его произведения о благородном странствующем рыцаре в истории мировой культуры

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя; выразительное чтение; аналитическая беседа

Групповая.

Индивидуальная

Знать: тематику и идейное содержание произведения.

Уметь: давать характеристику героям

Уметь: размышлять на темы: «легко ли быть Дон Кихотом?», «Дон Кихот

в наше время»

Умение находить литературные аналогии. владение монологической и диалогической речью




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

65

И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести

и человеческого достоинства в балладе.

Цели: познакомить с произведением; раскрыть идею баллады, показать напряженность сюжета и неожиданность развязки

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному

Коллективная Групповая: подготовить рассказ о писателе

Знать: содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста.

Продуктивный уровень: К., Р.

Знать: биографические сведения о писателе.

Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов.

Продуктивный уровень: К., КУЛЬТ.

Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов




66

П. Мериме. Новелла «Матео Фальконе». Своеобразие главного героя.

Цели: познакомить с произведением, раскрыть сюжет, тему и идею; показать характер главного героя как основного двигателя сюжета

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному

Коллективная.

Индивидуальная: подготовить литературоведческую справку о жанре «новелла»

Знать: содержание произведения.

Уметь: владеть навыками анализа текста.

Продуктивный уровень: К.

Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла».

Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла»

и «рассказ».

Продуктивный уровень: К., КУЛЬТ.

Владение монологической и диалогической речью. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

67




А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения. Афористичность языка Экзюпери.

Цели: познакомить с биографией и творчеством писателя; донести философский смысл сказки; показать художественные особенности и стиль произведения

Поисковая

Проблемные задачи

Групповая

Знать: содержание сказки.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр; выявлять авторскую позицию

Уметь: размышлять на тему «чем мне близок Маленький принц»

Владение монологической и диалогической речью




68

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендация книг для летнего чтения.

Цели: проверить знание текстов литературных произведений, знание истории литературы, знание изученных сведений по теории литературы; выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

Мои любимые литературные герои и их нравственные качества.

Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?

Поисковая

Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году; беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения.

Знать: историко-культур-ные сведения; биографические сведения

о писателях.

Уметь: опре-делять роды и жанры произведений; характеризовать художественные особенности, поэтику литературного произведения;

Владение

монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Олимпиадные задания по литературе. 6 кл. / сост.

О. А. Финтисова (Волгоград: Учитель, 2006)



Окончание табл.




* УМК для 6класса:

1.Пполухина . Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2011.

2. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 6 класс / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2011.

3. Коровина, В. Я. Литература. 6 класс : метод. советы / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2004.

4. Кутейникова, Н. Е. Уроки литературы в 6 классе : кн. для учителя / Н. Е. Кутейникова. – М. : Просвещение, 2010.



36


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос