Урок литературного чтения в 3 классе . Л.Н.Толстой «Акула». Характеристика героя.
Урок литературного чтения в 3 -А классе МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»
Тема. Л.Н.Толстой «Акула». Характеристика героя.
Цель: создание условий для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом.
Задачи
-
Обучающие:
развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
-
развивающие :
развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.
развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
развитие рефлексии и адекватной самооценки;
-
воспитательные:
воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки)
Планируемые результаты
Предметные. Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Познавательные. Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.
Регулятивные. Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование
Коммуникативные. Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.
Личностные. Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.
Образовательные ресурсы: - Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка,
- Климанова Л.Н. Литературное чтение. 3 класс; учебник.
- Презентация к уроку.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Форма урока: урок с групповыми формами.
Форма контроля: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент |
- Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей, настроимся на урок. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас. ( слайд1) |
Приветствуют гостей, показывают готовность к уроку. |
Личностные: проводят самоорганизацию. |
2.Проверка домашнего задания |
1. Вот новый день и новый час, Урок литературного чтения новый, Но старый друг у нас в гостях Мудрейший человек и мастер слова. - Вспомните, с творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке. О каком писателе эти слова? Давайте вспомним некоторые факты из его биографии. Продолжите предложения. (слайд 2) 2. С каким произведением вы работали дома? - На сколько хорошо вы подготовили д/з – покажет тестирование. Проведем тест по произведению Л. Н. Толстого «Лев и собачка». |
Ответы детей. Выполняют тест. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи. |
3. Самоопределение к деятельности |
1. Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет загадка. В рот этой рыбе палец не клади, Смотри, за борт ты к ней не упади, Ведь эта хищница в один присест Тебя возьмет и просто съест. Значит, тема сегодняшнего урока – (слайд 3) 2. – Сегодня на уроке мы вместе с героями произведения отправляемся в морское путешествие к берегам Африки. Послушайте, что нам расскажет об этом материке Самотаев Саша.(слайд 4) |
Ответы детей. - Акула. Л.Н.Толстой «Акула» |
Коммуникативные: строят монологическое высказывание. Познавательные: выделяют существенное из данных признаков. |
4. Постановка учебной задачи |
1. - Во время путешествия мы: (дополните) (слайд 5) 2. В нашем путешествии участвует 4 экипажа, где есть свой командир. Будьте внимательны, чтобы курс был правильным и мы не сбились с пути. |
- познакомиться с ….., его…… - будем характеризовать…… - будем анализировать их….. - оценивать….. - делать ….. - определим….. |
Регулятивные: участвуют в целеполагании, ставят учебную задачу Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи, Коммуникативные: выражают свои мысли. Личностные: самоопределение. |
6.Подготовка к восприятию. |
1.Речевая разминка. ( слайд 6) Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали. -прочитайте приемом «птичий базар»; -прочитайте шепотом; -прочитайте быстро 2. Беседа с опорой на знания детей. - Ребята, что вы знаете об акулах? Откуда,
с каких источников вы узнали? - Где можно найти такой текст? 3.Предположение
(антиципация) - Можно ли по названию определить, будет ли произведение серьезным, шуточным, поучительным, смешным? – А как можно проверить, верны ли ваши предположения? |
Дети участвуют в речевой разминке. Ответы детей. Указывают источники -научный. В нем содержится только информация, и мы можем найти такой текст в энциклопедиях. - ответы детей Предположения детей. Опора на слова - Я думаю…. потому что …Могу предположить… Прочитав текст . |
Познавательные: Смысловое чтение, выбирают вид чтения в зависимости от цели Познавательные: выделяют необходимую информацию, Коммуникативные: выражают свои мысли, проявляют инициативность, аргументируют свое мнение, достигают договоренности. Коммуникативные: выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют свое мнение Познавательные: доказывают. Регулятивное: проводят прогнозирование Коммуникативные: выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют , доказывают свое мнение |
7.Физкульминутка для глаз. |
« В пучине морской».( слайд 7) |
Выполняют упражнения. |
|
8.Работа над новым материалом. |
1.Первичное знакомство с текстом . - Верны ли ваши предположения? - Понравилось вам произведение? - Было ли вам страшно? Когда? - К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? - Назовите героев рассказа. 2. Словарная работа. - В рассказе мы встретились с незнакомыми словами. Ребята, кто-то может их назвать? - Капитаны экипажей получают задание: в толковом словаре найти объяснение новых слов. Члены экипажей могут помогать своим капитанам. Подойдите и возьмите конверты со словами. Артиллерист - а) военнослужащий, при огнестрельном орудии. (слайд 8). Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. ( слайд 9-1) Хобот - задняя часть орудия . ( слайд 9-2) Палуба –горизонтальное перекрытие в корпусе судна. ( слайд 10) 2. Медленное вдумчивое повторное чтение текста. (слайд 11) - Сейчас мы еще раз прочитаем текст, чтобы перейти к его анализу. Откройте учебники на с.56. Читать рассказ будем с остановками, т.е. продолжим учиться делить текст на части. Каждому экипажу предстоит прочитать одну часть( цепочкой: по одному предложению каждому) и отвечать на вопросы. Остальные члены команды внимательно следят за читающим. 1 экипаж. Чтение первого отрывка.( до слов-Вдруг с палубы кто-то крикнул….) - Кем приходится артиллерист одному из мальчиков?. - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист ? 2 экипаж. Чтение второго отрывка . (до слов – Матросы спустили лодку..). - А теперь что испытывает артиллерист? - Как автор передает внезапность появления акулы? - Какие слова автора показывают чувство страха? - Что бы вы предложили сделать матросам и артиллеристу, когда они увидели акулу? - Давайте узнаем, что было дальше. 3 экипаж.Чтение третьего отрывка . (до слов- Визг этот как - будто…) - Что сделали мальчики, когда увидели акулу? - Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент? - В каком состоянии человек пронзительно кричит? - Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что вы предложите сделать в этой ситуации? Давайте узнаем, что произошло дальше. 4 экипаж.Чтение четвертого отрывка.(до слов – Но когда дым разошелся…) - Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? - А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? - Что автор хотел показать этими словами? - Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый решительный? - Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал? Окончание текста мы прочитаем после маленького отдыха. |
Прослушивают аудиозапись. Ответы детей. Ответы ребят. Узнают значение новых слов. Ответы капитанов. Слушают . Читают. Следят за чтением. Отцом. -необдуманность поступка - он любуется сыном, чувство гордости, что его сын такой ловкий, хорошо плавает, подвижный , как ящерица -Волнение, шок, страх, ужас, он боится за своих детей. Словом вдруг. Акула! Чудовище! Варианты ответов. - Они пронзительно закричали. -Когда испытывает страх, панику. Предположения детей. - стремительность действия, нельзя было терять ни секунды замерли от страха и ждали что будет - все находились в состоянии оцепенения -что этот визг разбудил лишь одного артиллериста -нашел единственный правильное решение, решил произвести выстрел, смог проделать все действия для выстрела - не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела. |
Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного. Познавательные: извлекают информацию Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Личностные : проявляют терпение, преодолевают трудности
Познавательные: понимают прочитанное, овладевают умениями выделять существенную информацию из текста, делают выводы, Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, предвосхищают результат. Коммуникативные:обосновывают высказанные суждения, оформляют свои мысли в устной речи, участвуют в учебном диалоге. Личностные: проводят нравственно-этическое оценивание содержания Коммуникативные: выражают свои мысли , аргументируют свое мнение, учитывают мнения других, вступают в диалог, включаются в совместную работу., умеют задавать вопросы. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий Личностные: проявляют интерес к чтении и ведению диалога с автором текста, проявляют эмоциональную отзывчивость. Познавательные: понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы, |
8. Физминутка |
« Море очень широко» (слайд 12) |
Выполняют физические упражнения. |
|
9. Продолжение работы. ( в парах) |
1.Чтение пятой части учителем. ( до конца произведения) - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? Что он в это время чувствовал? 2.
- Я вам предлагаю подумать над следующим
проблемным вопросом. - Каковы могли быть последствия выстрела? - Как вы думаете, легко ли было принять решение стрелять? |
Слушают. Встал и открыл глаза, т.к. услышал радостный крик и понял, что все хорошо. Работают в парах. Артиллерист. Ответы. |
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий Личностные: проявляют интерес к чтении и ведению диалога с автором текста, проявляют эмоциональную отзывчивость. Познавательные: понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы, |
10.Творческая работа ( в группах) |
- Каждый экипаж получает задание.(3 мин.) 1экипаж. Составить синквейн о главном герое. Артиллерист. Смелый, находчивый. Гордился, испугался, выстрелил. Риск – благородное дело. Любовь. 2экипаж. Из написанных на листах бумаги качеств старого артиллериста выбрать те, которые проявились в данном рассказе.( сильный духом, трусливый, мудрый, мужественный, честный, беззащитный, слабохарактерный, веселый, опытный, смелый) 3экипаж. Восстановить последовательность событий.( Мальчики в открытом море. Акула. Купальня в парусе. Дети спасены. Выстрел. Тишина.) 4экипаж. Ответить на вопрос - почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист»? |
Работа. Акула – причина ситуации, в которой артиллерист повел себя решительно, геройски. Озвучивание работ. Для 3 группы слайд 13. |
Регулятивные: планируют свою работу, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество. Личностные :умеют взаимодействовать с одноклассниками в группе |
11. Итог урока. |
А) – Из данных пословиц выбрать те, которые можно отнести к содержанию рассказа. Б) – Чему учит рассказ? – Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой написал этот рассказ? - Что нового узнали на уроке? |
Выбирают нужные пословицы. Чтобы
показать самоотверженную любовь
родителей к детям. Узнали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков. О решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков. |
Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения., адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Личностные: осознают значение чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное. |
12. Домашнее задание. |
Из рассказа подобрать эпизоды к иллюстрациям на с. 57. Пересказать текст. |
Записывают в дневник. |
|
13. Рефлексия. |
- Какие задания вам показались самыми сложными для выполнения? - А сейчас вы сами оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на парте 3 бумажных кораблика разного цвета. Выберите кораблик такого цвета, на который вы оцениваете себя и прикрепите его на наши волны на доске. (слайд 14) Зеленый – отлично поработал(а) и многому научился(ась). Синий – хорошо поработал(а). Красный – надо постараться. - Наше путешествие подошло к концу. Никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение. Урок хочется закончить словами «Любовь побеждает все»!» Спасибо! Вы были большими молодцами. |
Оценивают свою работу. |
Личностные: самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор. Регулятивные: планируют свои действия. |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
Уникальность текста материала не превышает 46%.