Конспект занятия по музейной педагогике в подготовительной группе на тему «Разные архитектурные стили»
Конспект занятия по музейной педагогике в подготовительной группе
Разные архитектурные стили.
Задачи.
1. Обучающие.
Закреплять знания детей об архитектуре. Познакомить с некоторыми архитектурными стилями: готика, барокко, классицизм; их характерными особенностями (высокие крыши с острыми шпилями, стрельчатые окна и арки, каменное кружево - в готике; стремление к роскоши, причудливые изломы линий, вычурность украшений - в барокко; строгость пропорций, простота форм, монументальность - в классицизме). Показать сходство стилей в архитектуре и музыке
2. Развивающие.
Расширять активный словарь воспитанников, активизировать употребление в речи художественных терминов готика, барокко, классицизм. Развивать логическое мышление, наблюдательность, память.
3. Воспитывающие.
Воспитывать правильное восприятие архитектурных стилей.
Материалы.
1. Фотографии с разными архитектурными стилями,
2. Презентация «Такая разная архитектура».
3. Фрагменты из музыкальных произведений: Л. Бетховен. «Лунная соната»; Григ. «Танец Анитры»; Бизе-Борн. «Фантазии на темы оперы «Кармен»; И.С. Бах «Концерт для клавира фа-минор».
4. Раскраски зданий по номерам, по цифрам, по геометрическим фигурам на выбор каждому ребенку.
5. Цветные карандаша/ восковые мелки.
Ход занятия.
I часть.
В групповой комнате организована выставка фотографий зданий родного города в стилях: готика, барокко, классицизм. Детям даётся время для рассматривания выставки. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (Ответы детей).
Я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Полюбуйтесь, какие красивые здания! Мы гуляем, ходим детский сад, в театры, кино, отдыхаем в кафе и торговых центрах, а вечером приходим в наши дома и квартиры, и всякий раз мы окружены тем, что создано архитекторами. Кто такие архитекторы? (Ответы детей). Архитектор - это человек, который создает проект сооружения или здания. Сначала он придумывает как будет выглядеть здание, затем делает рисунок, а потом вычерчивает план здания в мельчайших деталях, чтобы строители смогли построить именно то, что задумано архитектором.
В разное время архитекторы строили здания по-разному. Здания каждого времени имеют свою форму, размер, цвет, свои украшения. Если в живописи мы выделяем разные жанры, подскажите какие? (портрет, натюрморт, пейзаж и др.), то в архитектуре принято выделять разные стили. Может быть вы знаете какие –то стили? (Ответы детей). Их много, но сегодня мы познакомимся с такими: готический стиль, стиль барокко и стиль классицизма. Какие необычные слова звучат красиво, но что это, не всем понятно. Что же они обозначают? Чтобы во все этом разобраться я покажу вам презентацию про архитектурные стили, которая поможет понять, чем отличается "коко" от "изма".
Просмотр презентации «Такая разная архитектура».
Слайд №2
Вопросы:
-
Что мы видим на этом слайде? (На слайде много домов.)
-
Можно ли сказать, что эти здания похожи чем-то друг на друга? (Они разные, но у всех есть крыши, окна, двери, все сделаны из камня.)
Слайд №3, 4, 5.
-
Какие здания изображены на следующих слайдах? (Эти дома похожи на высокие горы, и крыши у них высокие, острые, над дверями круглое, красивое окно, на крышах - узор, как кружево; красивые дома, только необычные.)
Воспитатель: это готический стиль. Готика - "Рвущийся к небу". Если долго смотреть на готический собор снизу-вверх, можно потерять ощущение реальности и чувствительность шеи. Здания очень высоки и буквально устремлены к небу.
Слайд №6, 7
Готические здания имеют заостренную форму. Кажется, если дотронуться, то можно уколоться. И детали не исключение. Двери высокие, кованые, с вытянутой, заостренной формой и обязательно украшены скульптурой. Окна удлиненные стрельчатые с массивной рамой и витражными узорами. Храмы украшались рельефами, статуями святых и фантастических животных, растительным орнаментом.
Зодчие того времени воспевали яркие цвета: желтый, красный, синий. Они использовали их в витражах.
Слайд №8
-
А что можно сказать об этих зданиях? (Дома красивые, нарядные, праздничные, на крышах завитки, много башенок, окна и двери украшены венками из камня, есть статуи, эти дома немножко похожи на дворец.)
Воспитатель: этот стиль называется барокко. Барокко - "Лучше ПЕРЕ, чем НЕДО". Распознать его нетрудно: если под лепниной, росписью, скульптурами, завитками и узорами не видно стен здания — это оно.
Слайд №9
Характерные черты:
• театральность,
• сложный сюжет,
• дорогие материалы (вы не найдете здание в стиле барокко, украшенное пластиком или гипсокартонном. Барокко любит дорогие материалы: мрамор, гранит, драгоценные камни, бронзу, хрусталь, и много, ОЧЕНЬ МНОГО золота), "чересчурность". Скромность и барокко – не товарищ. Завитки, складки, колонны, скульптуры, маски, башни, — все должно быть задействовано и желательно в одном ансамбле.
Слайд №10
-
Расскажите о третьей группе зданий. (Дома прочные, широкие почти везде впереди колонны, крыша треугольная.)
Воспитатель: перед вами классицизм. Классицизм - "Дань традиции".
Просто, четко и по делу — это классицизм. Если для архитекторов барокко на первом месте была их фантазия, то для классицистов – симметрия и пропорция.
Слайд №11
Характерные черты:
• симметрия (постройки классицизма симметричны относительно центра и внутри отдельно взятого фрагмента. Хоть с линейкой ходи проверяй – не найдешь изъяна в пропорциях.)
• Античные колонны. (Древнегреческие колонны, или по-умному “ордер”, – отличительный признак классицизма. Они придают зданию величие. Увидели идеальной формы здание с колоннами, можете смело утверждать, — это классицизм.)
• Правило золотого сечения. (Соотношение колонн, высоты, ширины, расстояния между столбами получается идеальным благодаря математическим формулам.
• Простота и спокойные тона. (Сдержанность, строгость декора, минимум “украшательства”. Ну если захотелось добавить что-нибудь эдакое, в помощь греческие статуи, античный орнамент. Декоративные элементы выполняли в белом цвете. Отделку всего здания в пастельных тонах. Чтобы ничего не отвлекало от идеальной планировки.)
Сегодня мы увидели разные здания, и вы очень хорошо о них рассказали. Здания, построенные в готическом стиле, действительно самые высокие, с острыми шпилями наверху, с узкими высокими окнами, в которые вставлялись витражи. Крыши и окна таких домов украшали красивой резьбой, похожей на каменное кружево. Дома в стиле барокко были нарядными, похожими на модных красавиц – все в каменных цветочных гирляндах. Крыши таких домов необычной формы, похожи на раковины Окна и двери тоже необычной формы с красивыми украшениями. А вот дома в стиле классицизма выглядят очень прочными, форма зданий и крыш простая. На таких домах не было нарядных необычных украшений, но они были удобными.
У нас в Туле есть здания, похожие на те, которые мы рассмотрели, я вам их покажу, а вы попробуйте определить архитектурный стиль. Свой ответ обоснуйте.
Молодцы, хорошо справились с заданием! А теперь давайте немного отдохнем и «построим» дом.
Динамическая пауза «Дом»
Я хочу построить дом, – руки поднять вверх в виде крыши
Чтоб окошко было в нем, - сложить руки в виде окна
Чтоб у дома дверь была, - сомкнуть кисти боковыми частями, ладони развернуть к себе
Рядом, чтоб сосна росла, – поднять руки вверх, растопырив пальцы
Чтоб вокруг забор стоял, – руки перед собой, пальцы переплетены
Пес ворота охранял –ладони прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх, мизинцы – вниз
Солнце было – кисти скрестить пальцы растопырить
Дождик шел – стряхивающие движения рук
И тюльпан в саду расцвел – предплечья вместе, пальцы вместе в виде бутона
II часть.
Игра «Послушай и узнай» - проводится стоя. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение и сопоставить его с архитектурным стилем.
Мы с вами уже говорили о том, что виды искусства – музыка, живопись и архитектура, похожи друг на друга. Поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Послушай и узнай». Вашему вниманию будет предложено четыре отрывка из музыкальных произведений. Внимательно их прослушайте их и по окончании попробуйте угадать, к какому стилю архитектуры они соответствуют. Молодцы, быстро справились с заданием!
III часть.
Приступаем к самому интересному. Предлагаю вам попробовать себя в роли архитектора. Перед вами проекты зданий, выполненные в разных архитектурных стилях, выберите тот, который больше нравится и раскрасьте его, придерживаясь стиля.
Раскрашивание и последующее рассматривания работ.
Выставка работ детей.
- Настало время показать свои работы. Расскажите, какие проекты зданий вы выбрали. Почему? (Ответы детей)
При необходимости, провести динамическую паузу
Целый день тук да тук
Раздаётся звонкий стук – руки жаты в кулак, большой палец сверху, постукивает по указательному
Молоточки стучат
Строим дом для ребят – стучат кулаком об кулак
Вот какой хороший дом
Как мы славно заживем – сложить пальцы домиком
IV часть.
Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним интересные моменты. Рефлексия «Закончи фразу».
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»