Методическая разработка урока по классу фортепиано с учащейся 3-го класса на тему «Работа над произведением крупной формы. Сонатное аллегро, 1 часть»
Методическая разработка урока по классу фортепиано.
Тема урока:
«Работа над произведением крупной формы - Сонатное аллегро 1часть с учащейся 3-го класса» Гордейчук Есениенй.
на примере Сонатины соч. 60 № 3 С-dur I часть Фридриха Кулау.
Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано в старших классах.
Тип урока: Комбинированный
Задачи урока
Образовательная - Дать сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы, закрепление ранее пройденного материала; вдохновить обучающегося на эмоциональное исполнение произведения.
Воспитательная - формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий; развивать образное музыкальное мышление, воспитание профессионального и стилистически верного стиля произведения.
Развивающая – формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной формой, понимание исполнительских задач и способов их решения. Развитие навыков выразительной игры и интонирования.
Используемое оборудование: фортепиано, сборник нот, ноутбук.
Структура урока:
1. Организационный момент - Сообщение цели и задач работы на уроке. Проверка домашнего задания.
2. Основной этап - Теоретическая часть - о форме 1 части сонатины - Практическая часть - работа над сонатиной Ф.Кулау соч. 60 № 3 C-dur
3. Заключительный этап - Оценка - Домашнее задание.
Характеристика учащейся:Гордейчук Есения, 9 лет, учащяяся 3 класса ЛУДО-МШ №1 по специальности фортепиано. Музыкальные данные хорошие - слух, память, ритм. Занимается с интересом, часто участвует в школьных концертах, принимала участие в общешкольных концертах: »Музыкальный словарь», Отчетный концерт фортепианного отдела, Праздника Первоклассника, и …….
Начало урока
- Организационный момент: знакомство с учащейся– Гордейчук Есения, 3 класс. Поверка готовности к уроку - дневник, посадка, ноты, показ домашних занятий на инструменте.
Сообщение темы и постановка задач.
Для учащихся младших классов изучение сонатины - это трудно, длинно и часто не понятно. Какой ужас одолевает ребёнка, когда он видит объёмное произведение. В этот момент очень важно участие педагога! Это касается не только показа на инструменте. Здесь необходимо заинтересовать, рассказать, в какое время было написано произведение, кто писал музыку до этого времени (может даже найти её у себя в репертуаре), рассказать о композиторе и его современниках. Большую роль играет тщательный анализ нотного текста, его построение, тональный план. Эту работу можно проделать вместе на примере экспозиции, а изучение репризы оставить на самостоятельное домашнее задание.
На нашем уроке мы работаем над сонатиной Ф. Кулау С dur op.60 №3 Iч.
Это произведение часть концертной программы по индивидуальному плану. Плановый урок в работе над крупной формой. Нотный текст произведения находился в работе с начала учебного года. Проводилась работа по грамотному прочтению и исполнению в медленном темпе музыкального материала – штрихов, пауз, аппликатуры, ритмического соотношения длительностей.
Несколько уроков было посвящено строению формы, определению тем, разбору тонального плана.
На основе уже полученных знаний и их частичном повторении и закреплении на открытом уроке пойдёт работа над выявлением характера тем, выразительностью их исполнения, пониманием, какие музыкальные средства использовал композитор для достижения цели. Также, продолжится работа над звуком, контрастностью звучания, т. к. это важнейший момент в исполнении и процесс этот занимает немало времени. Важно сравнить изложение экспозиции и репризы и чётко усвоить чем они отличаются. На основе знания тонального плана начать работу над выстраиванием и собиранием частей, опираясь на сквозное развитие и единую пульсацию.
Основная задача -при исполнении сонатины добиться единства темпа и выявить технические трудности, не позволяющие выполнить поставленную задачу. Т.е. Работаем над устранением проблем с неустойчивым ритмом, техническими трудностями и качеством звукоизвлечения.
Основной этап. Теоретическая часть.
Преподаватель: Краткие сведения о композиторе.
Кулау Фридрих (1786–1832) немецко-датский композитор и пианист. В наше время имя и творчество Фридриха Кулау находится в тени его великих современников. Однако в XIX веке он был очень популярен. Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей. Итак, Фридрих Кулау. Есения, скажи, пожалуйста, что ты знаешь об этом композиторе?
Есения: Ф.Кулау – немецко-датский композитор, пианист, современник Л. Ван Бетховена, который оказал влияние на его творчество. В основном мы его знаем как автора сонатин для детей и сонат для фортепиано и флейты.
В.Г.В.: Слово «Соната» с итальянского sonare – звучать. "Сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по размерам, более проста по содержанию.
Cонатина – это соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсутствием её.
Как правило, I часть сонатины написана в форме сонатного аllegro.
Сонатная форма состоит из 3 разделов:
Экспозиция (от латинского «Expositio» - показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия (с некоторым развитием и связующей частью), побочная партия и заключительная часть (переход к разработке). Чаще всего эти партии контрастны.
Разработка – драматический центр сонатной формы, сопоставление, столкновение и широкое развитие тем. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются одна с другой, видоизменяются. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы достигает высшей точки – кульминации – требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза.
Реприза. В ней происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными разработкой. Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной основной тональности.
Иногда I часть завершает кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая тональность».
После того, как мы повторили строение формы, прошу ученицу сыграть 1 часть Сонатины полностью . . (Есения исполняет 1 часть сонатины Ф.Кулау С-dur Соч.60, №3.).После проигрывания целиком выясняем какие главные недостатки были допущены при проигрывании.
Есения: не выдержано единство темпа, что для сонатной формы является основополагающим.
В.Г.В.: - Единого темпа во всей 1 части сонатины тебе пока не удалось достичь. Над этим мы и будем работать. И над формой в целом. Для начала расскажи, какие разделы 1 части сонатины ты знаешь? Покажи границы.
Есения: - В структуре формы "Сонатное аллегро" есть 3 раздела: экспозиция, разработка, реприза.
В.Г.В.: - В твоей сонате все разделы равны по объему или нет?
Есения: - Не равны. Разработка короче, чем экспозиция и реприза.
В.Г.В.: - Верно. Из этого делаем вывод, что Кулау не создал нашу Сонатину по форме, утвердившейся в творчестве Й. Гайдна. У нас здесь Старинная сонатная форма. Покажи границы.
Есения показывает границы построения сонатины.
В.Г.В.: - Исполни Экспозицию и покажи все темы (партии) и расскажи об их образах.
Есения- В начале 1-ой части сонатины звучит Экспозиция. Здесь композитор знакомит нас с основными темами - партиями. Это контрастные Главная и Побочные партии и Связующяя партия, которая часто бывает между Главной и Побочной.
Начинаем работу с проигрывания главной партии. Определяем характер темы (радостная, четкая, жизнеутерждающая,) Уточняем фразировку и динамический план. Важно уяснить, что начало некоторых мотивов не совпадает с началом такта, с сильной долей («затактовая интонация»). Следовательно, начинать каждый мотив нужно без акцента, аккуратно, но активно.
Работа над конкретными задачами данного эпизода.
В.Г.В.: - Главная партия оправдывает свое название тем, что изложена в основной тонической тональности С-dur. Как она идет - однородно или мы слышим тут как бы два голоса или две темы.
Есения. : - Главная тема изложена в развитии и со сменой тональностей.
В.Г.В.: - Верно, но не смотря на это, исполнитель должен быть в рамках единого темпа, в этом вся трудность. Исполни еще раз под метроном. Есения исполняет.
В.Г.В.: - Вот это уже лучше. Дома следи за единым темпом - это очень важно! Теперь поговорим о Побочной партии. Исполни ее, пожалуйста. (Есения исполняет Побочную партию).
Переходим к работе над побочной партией. Выясняем, что в мягкую и плавную побочную партию мы попадаем через восходящую гамму связующей партии. Здесь важно сразу переключиться на другой характер. Поэтому связующую партию необходимо исполнить нежно, ласково. Уделить внимание работе 1-го пальца – не укладывать его полностью на клавишу, а ставить на кончик. Работаем каждой рукой отдельно.
Как было отмечено ранее, побочная партия отличается от главной характером. Интонационно всю мелодию побочной партии можно разделить на две фразы – вопросительную и утвердительную. Первая фраза очень напевная, нежная, ласковая. Следовательно, мелодию нужно «пропеть» пальцами. Вторая фраза является своеобразным ответом на вопрос, а значит и исполнить её нужно более убедительно. Особое внимание уделяем окончанию побочной партии (ломаное трезвучие). Следует эту группу отработать медленно, интонируя слухом и «рисуя» кистью руки все повороты мелодии.
В.Г.В - Что ты можешь сказать о Побочной партии?
Есения. : - Побочная партия отличается напевностью и лиризмом .Наверное. это влияние любви автора к такому музыкальному инструменту, как флейта. Соответственно, это должно отразиться и в качестве звука. Должен быть глубокий, певучий звук, что требует мягкого погружения руки в клавиши.
В.Г.В.: Скажи, пожалуйста, побочная партия однородна или нет?
Есения: Нет. Появляется новая музыкальная тема. Она контрастна по характеру и фактуре. Носит характер решительный и утверждающий.
В.Г.В.: Скажи, пожалуйста –в чем техническая трудность данного эпизода?
Есения: Мелодия идет по звукам арпеджио двойными нотами в правой руке, что требует четкого и одновременного прикосновения пальцев к клавишам.
В.Г.В.: Давай попробуем учить этот эпизод следующим образом. Разобьём фразу на короткие попевки, которые исполняются в одном направлении и приводят к устойчивому звукув левой руке. Таким образом следует учить весь отрывок.
Отдельной проработки требует партия левой руки. Предлагаю ученику собрать группы «восьмых» в аккорды. Играем гармоническую последовательность аккордов, уточняя аппликатуру и позицию руки. Выясняем, что целесообразно играть как можно ближе к чёрным клавишам, чтобы не менять позицию руки при игре на чёрных клавишах. Далее раскладываем аккорды. Особое внимание уделяем повторяющемуся 1-му пальцу – стараемся играть его тихо, легко, не опираясь. Предлагаю играть им беззвучно. Аккорды играем активно, стаккато, подготавливая в паузах следующий аккорд. Количество движений руки сводим до минимума.
Практическая часть:
В.Г.В.: Экспозиция повторяется два раза - знак репризы.
Разработка - средняя часть Сонатного аллегро. Название Разработка раскрывает суть этого раздела: темы (партии) претерпевают изменения, разрабатываются. Однако, в этой Сонатине нет равнозначного объема музыкального материала для Экспозиции, Разработки и Репризы. Здесь можно поставить знак тождества: Экспозиция = Реприза. Разработка отличается минимумом размера и введением нового музыкального материала. Лишь крохотный эпизод напоминает о главной теме.
Два новых эпизода представляют собой совершенно другие музыкальные темы, не связанные с предыдущими .Вступление, состоящее из 8 тактов, напоминает хорал. Многоголосие (4голоса) требует чёткого ведения линии каждого голоса, поэтому следует проработать эпизод отдельно.
В.Г.В.: Есения, проиграй, пожалуйста все голоса разными руками и в разных вариантах (1-2; 1-3: 1-4:). Есения играет. При таких вариантах Есения чётко слышит и ведет каждый голос.
Покажи, где начинается разработка. Есения показывает в нотах и исполняет эту часть Сонатины.
В.Г.В.: Реприза совмещает в себе черты экспозиции (главная партия) .
Здесь Ф. Кулау соблюдает правила формы Сонатного аллегро: в Репризе Побочная партия, в отличии от Экспозиции, идет в тональностиC-dur ( основная тональность).
Заключительная партия завершает эту прекрасную Сонатину Ф. Кулау, эмоционально подчеркивая радостное и утверждающее настроение. Фактура в Заключительной партии гомофонно - гармоническая: в правой руке пассаж, построенный по звукам арпеджио .
Новых особых исполнительских трудностей здесь нет. Стоит обратить внимание на повторяющиеся интервалы. Предлагаю сыграть их гармонически «легато», чтобы выбрать удобную позицию руки. Затем исполняем интервалы мелодически, сохраняя позицию руки и добавляя небольшое движение кистью к 5-му пальцу. В динамическом плане эта партия не представляет особых затруднений – нисходящий пассаж исполняем «крещендо» с приходом к устойчивому звуку. Повторяющиеся интервалы вновь звучат «крещендо». Завершается экспозиция жизнеутверждающим «фортэ». В заключении обязательно дослушиваем паузу.
На уроке шла работа в следующем порядке : выдержка единого темпа( работа над темпо-ритмической устойчивостью шла с использованием метронома), работа над технически трудными местами, соблюдение и исполнение точной фразировки каждого фрагмента по отдельности в целом, и точным прочтением авторского текста. Завершал работу показ-повторение.
Надо сказать, что у Есении наблюдается проблема с устойчивостью ритма, что сказывается в исполнении сонатины - у неё нет четко выдержанного единого темпа на протяжение всего произведения и недостаточно верное звукоизвлечение, в соответствии с характером музыки. Эти проблемы, как известно, широко распространены. Вот какие методы работы над сохранением единого темпа и качеством звукоизвлечениея применялись на нашем уроке
- исполнение фрагментов, например, Главной партии, в разных местах сонатины - в экспозиции, в разработке, репризе. То же касается и Побочной партии. Проигрывая эти мелодии в разных частях 1 части сонатины, учащийся осваивает навык сохранять единый темп.
-работа над звукоизвлечением. Звук должен быть мягким, но при этом надо стремиться к тому, чтобы он был глубоким, наполненным. Движение рук свободное и не зажатое. Здесь тоже есть проблема – слабые, прогибающиеся в суставах пальчики,(особенно мизинец). Поэтому работа над глубиной звука, над верным и оправданным звукоизвлечением ведётся постоянно все годы на уроках в классе.
Заключительный этап
Оценивание. Домашнее задание.
Самоанализ открытого урока.
Ставя перед собой долгосрочные цели и задачи, считаю, что цель урока была достигнута. Структура урока выдержана в соответствии с планом работы. В процессе урока учащяяся была активной, внимательной, заинтересованной. Практические задачи, поставленные педагогом, помогали переключить внимание с одного вида деятельности на другой, что способствовало выполнению заданий творчески, осмысленно и без утомления. На уроке были найдены пути преодоления самой главной проблемы в исполнении произведения крупной формы - сохранение единого темпа на протяжении сонатины..
Хороший психологический контакт преподавателя с учащимся способствовал созданию творческой атмосферы на уроке.
Рекомендуемая литература:
-
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика ХХI, с.1999 – 228
-
Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.
-
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Музыка, с. 1964 - 187
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»