Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Мухтоловская
средняя школа №2»
Урок
окружающего мира в 3 классе
«Человек-часть
живой природы»
Работу
выполнила:
Зуева
Елена Ивановна ,учитель начальных
классов
1
категории
МБОУ
«Мухтоловская средняя школа №2»
Нижегородская
область, Ардатовский район,
р.п.Мухтолово
Продолжительность
урока: 45 минут
УМК
"Планета знаний"
Тема
урока:
Человек-часть живой природы.
Педагогические
цели: Создание
условия для расширения знаний учащихся
об особенностях строения тела человека,
органах человека и их значения для
организма; содействие развитию приемов
совместной и умственной деятельности:
сравнение, анализ ,обобщение ; воспитание
бережного отношения к своему организму.
Планируемые
результаты.
Предметные
:определение места человека в окружающем
мире, сравнение признаков человека с
различными группами животного мира,
продолжение формирования понятия
"отличительный признак";
Получение
первоначальных сведений о системах
органов человека;; формирование
способности выделять главное, обобщение,
анализ.
Метапредметные
результаты.
Познавательные
УУД:
развитие познавательного интереса в
познании окружающего мира, умение
осуществлять анализ объектов с выделением
признаков сходства и различия.
Коммуникативные
УУД:
развитие умения работать в группах,
слушать и принимать мнение собеседника,
развивать
эмоциональную сферу познавательной
активности, способности к творческому
самовыражению и общению в совместной
деятельности.
Регулятивные
УУД:
формирование умения принимать и сохранять
учебную задачу, создать условия для
развития умения формулировать проблему
и предлагать пути ее решения; учащихся
оценочной деятельности учащихся, путем
обсуждения участия в выборе ответа в
группе
Личностные
результаты:
Создание
условий для формирования интереса к
учебной деятельности при изучении
сходства и различия человека и животного,
при изучении органов чувств и внутренних
органов, проявление положительного
отношения к здоровому образу жизни.
Методико-дидактическое
оснащение урока:
Учебник
И.В.Потапова, Е.В. Саплиной , А.И.Саплина
«Окружающий мир»(часть 2. Москва.
Астрель),рабочая тетрадь И.В.Потапова,
Е.В. Саплиной , А.И.Саплина «Окружающий
мир»(часть 2. Москва. Астрель),интерактивная
доска, ноутбук ,нетбуки, документ-камера,
музыкальная физкультминутка,
Ход
урока.
Этапы
урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1.Мотивация
учебной деятельности
|
1
мин
|
Мотивирую
учащихся на деятельность. Проверяю
готовность к уроку.
Если
хмурится с утра ,
Нам
поможет доброта.
Ну-ка,
дети ,соберитесь
И
друг другу улыбнитесь!
-Улыбнитесь
и пожелайте друг другу удачи.
|
Приветствуют
гостей, учителя, друг друга.
|
2.Актуализация
знаний
|
|
-Какой
раздел мы изучаем?
-
Что такое царство природы? Давайте
заполним таблицу, которая поможет вам
вспомнить царства
живой
природы.
Слайд.
Растения
|
Животные
|
Грибы
|
Бактерии
|
|
|
|
|
-Распределите
эти живые существа по группам.
Торфяной
мох, тигр, мак, сапрофиты, стрекоза ,
,подберезовик, синица, стафилококки,
подосиновик, стрептококки, мухомор,
дуб, человек.
(Оцениваю
работу ученика)
-
При
работе с каким живым существом у вас
возникло затруднение? Почему?
Можно ли избежать этого затруднения?
Как?
-
Определите,
в чем заключается проблема. Что нам
необходимо открыть сегодня на уроке.
Дайте
определение понятию «Человек». Где
можно узнать о лексическом значении
слова?
Слайд
Человек
– это живое существо, обладающее даром
мышления и речи.
С.И.Ожегов
|
Царство
живой природы- это группа живых
существ, живущих в одной среде обитания
Распределяют
по группам .
Познакомится
с понятием «Человек»
Высказывают
свое мнение, находят толкование слов
в словаре.
|
3.
Формирование цели урока и постановка
учебной задачи.
|
|
-О
чём вам хочется узнать, изучая новый
раздел?Что понять и чему научиться?
Чему
будет посвящен наш следующий раздел?
-Откройте
маршрутный лист и ознакомьтесь с
основными темами этого раздела.
Слайд
-Что
объединяет человека со всеми живыми
существами?
-Давайте
определим место человека в окружающем
мире. Сформулируйте тему нашего урока
Слайд
Человек
часть живой природы
-Какие
учебные задачи поставим для урока?
Помогите их сформулировать
-Зачем
человеку нужны знания о строении и
работе своего организма.
-Нужно
укрепить свое здоровье. А укрепить
свое здоровье человек сможет в том
случае. Если будет хорошо знать самого
себя.
|
-Узнать
строение тела человека.
Человек
– часть живой природы.
-
Познакомиться
с особенностями строения тела человека.
-
Получить
знание об органах человека и их
значение для организма.
-
Умение
находить сходства и различия между
человеком и животным.
-
Показать
зависимость человека от окружающей
среды.
|
4.Открытие
нового знания
|
|
-Тело
человека состоит из многих органов .
Каждый из них имеет определенное
строение и выполняет определенную
работу.
-Какие
органы помогают нам видеть, слышать,
чувствовать запах и вкус, ощущать
холод , прикосновение, боль.
-Что
вы можете сказать об органах чувств.
Слайд
Органы
чувств
-
-Современные
технологии позволяют заглянуть внутрь
человеческого тела и наблюдать за
работой его органов.
-Какие
основные внутренние органы человека
вы знаете?
Слайд.
Строение
тела человека
-Органы
не могут существовать сами по себе.
Выполняя
вместе общую работу , они образуют
систему органов.
Есть
системы, где ключевая роль отведена
одному органу: нервной- мозг, кровеносной
или сердечно-сосудистой - сердцу , а
в других они работают вместе.
Слайд
Системы
органов
(Оцениваю
работу учеников)
-Какой
сделаем вывод?
-
Вы отлично знаете , как устроен
велосипед. Представьте, что у велосипеда
сняли педали. Что произойдет ?
-
Организм человека- это большой и
сложный механизм и если хоть один
винтик этого механизма выйдет из
строя, то произойдет сбои в работе
всего организма.
-Чтобы
этого не случилось и возникли науки,
которые изучают организм человека.
Найдите в учебнике определения этим
наукам .
Слайд
Науки
Анатомия
Физиология
Гигиена
Слайд
Музыкальная
физкультминутка
Сходства
и различия человека и животного.
-Откройте
на нетбуках «Задание 2». Отметьте
сходства и различия между человеком
и животным.(Открываю
электронный учебник)
Слайд
-Кого
похвалили ребята ,поднимите веселый
смайлик.
Окружающая
среда и здоровье.
-
Дома вам было задание обговорить в
группе и ответить, как влияет на наше
здоровье окружающая среда?
|
Ответы
детей
Дети
знакомятся с нервной , кровеносной ,
дыхательной, пищеварительной системой
.
Делают
вывод о том,что организм –это сложная
система ,не только органы каждой
системы взаимосвязаны ,но и взаимосвязаны
органы всего организма .
Рассуждения
детей .
Работа
в группах .Записывают определение в
тетрадь
I
группа . Задание
из учебника.
II
группа.
Влияние отрицательных факторов на
здоровье человека
III
группа.
Влияние положительных факторов на
здоровье человека.
|
5.Закрепление
полученных знаний.
|
|
Тест
1.Человек-
часть…
-
животного
мира
-
живой
природы
-
растительного
мира
2.Чем
человек отличается от животного?
-
Человек
видит , слышит, чувствует.
-
Человек
изменяет окружающую природу
-
Человек
мыслит, обладает речью , трудится.
3.
Как называется наука ,изучающая
строение тела человека?
-
Физиология
-
Зоология
-
Анатомия
4.С
деятельностью какого органа связано
мышление и сознание человека?
-
Сердце
-
Головной
мозг
-
Легкие
5.
Все органы чувств с мозгом соединяют?
-
мышцы
-
сосуды
-
нервы
6.
Какой орган непрерывно гонит в сосуды
кровь и заставляет ее обегать все
тело?
-
Желудок
-
Сердце
-
Кишечник
7.
Какой мощный дыхательный аппарат
создала человеку природа?
-
Легкие
-
Желудок
-
Сердце
8.Как
называется орган вкуса?
-
Глаза
-
Язык
-
Нос
|
|
6.Рефлексия
деятельности учащихся.
|
|
-Что
нового мы узнали на уроке? Что вам еще
было бы интересно узнать?
-Чему
вы уже научились , а чему еще нет?
-Над
чем еще нужно поработать на уроке?
-Что
понравилось? Что было особенно
интересным?
-Перед
вами на доске изображения лиц 2-х
человечков . Покажите смайлик, который
соответствует вашему настроению к
концу урока.
(Оцените
работу ваших товарищей .
Оцениваю
ответы детей. Ставлю отметки за урок
с обоснованием)
|
|
7.Домашнее
задание
|
|
С.6-10
пересказ ( учебник) Дифференцированное
задание на карточках.
Мы
рождены ,чтоб жить на свете долго;
Грустить
и петь , смеяться и любить
Но
чтобы стали все мечты возможны,
Должны
мы все здоровье сохранить
-Здоровье
не купишь ,его разум дарит. Я хочу
пожелать вам быть всегда здоровыми и
красивыми.
|
|
Список
литературы.
-
Бондаренко
Е.А. Интерактивное оборудование и
интернет-ресурсы в школе/ Бондаренко
Е.А., Хабибрахманова И.Ю.–
Москва:БизнесМеридиан,2011-264 с.
-
Зайцев
Г.К.Твое здоровье: укрепление организма/
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.- СПб., 1998.
-
Ивченкова
Г.Г. Обучение в 4 классе по учебнику
«Окружающий мир»/ИвченковаГ.Г., Потапов
И.В., Саплина Е.В.,
Саплин
А.И.- Москва:Астрель,2012-190 с.
-
Латохина
Л.И. Творим здоровье души и тела/Латохина
Л.И.- СПБ.,1997
-
Лободина
Н.В. Олимпиадные задания. Математика.
Русский язык . Окружающий мир 3-4 классы
/Лободина Н.В.-Волгоград:Учитель, 2013-
331с.
-
Обухова
Л.А. 135 уроков здоровья, или Школа докторов
природы 1-4 классы /Обухова Л.А. , Лемяскина
Н.А. ,
Жиренко
О.Е.- Москва :ВАКО,2014-288 с.
-
Смит
М. Тело человека/Смит М. Перевод с
английского Травиной И.В.- Москва:
РОСМЭН,2014-48с.
-
Ивченкова
Г.Г. Окружающий мир 3 класс.[Электронный
ресурс]/ИвченковаГ.Г., Потапов И.В.,
Саплина Е.В., Саплин А.И.-Электрон.дан.-
Москва: Астрель
-
Наш
организм. Пищеварительная система
человека. Лабораторная работа.
Иллюстрация. .[Электронный ресурс]-
Режим доступа:
http://home-edu.ru/user/uatml/00000538/pisha2-2/lesson2.html