Использование логоритмических упражнений в работе с умственно отсталыми детьми учителя-дефектолога.
Использование логоритмических упражнений в работе с умственно отсталыми детьми учителя-дефектолога.
Скоробогатько О.И., учитель-дефектолог,
ГКУРС(Я)РДСДСО поселок Серебряный Бор
Одной из актуальных проблем современной специальной педагогики и психологии является обеспечение своевременного овладения правильной речью, которая оказывает влияние на формирование полноценной личности ребенка, на успешность обучения в условиях школьного обучения, на дальнейшую трудовую деятельность. Особенно важным представляется организация работы, направленной речевое развитие, у детей с нарушением интеллекта. У детей данного контингента исследователями отмечается недостаточность сформированности речевой функциональной системы, нарушения в звукопроизношении, бедность предметной, глагольной, атрибутивной лексики, отклонения в развитии грамматического строя речи, связной речи. В связи с постоянным увеличением числа детей с интеллектуальными нарушениями, работа учителя-дефектолога с данной категорией детей представляется важной, а вопрос об использовании разнообразных методик, направленных на развитие и коррекцию речевого развития, становится одним из самых актуальных.
Большим потенциалом в речевом развитии детей с умственной отсталостью обладает использование логоритмических упражнений, значение которых в организации коррекционно-развивающей работе с детьми с различными отклонениями в развитии отражено в исследованиях В.А. Гринер, Н.С. Самойленко и др. В работе с детьми с умственной отсталостью находят широкое применение упражнения логоритмики, которые обеспечивают развитие функциональных систем у детей – дыхания, голосовой функции, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания в целом, процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
В соответствии с актуальностью, целью является изучение специфических особенностей использования учителем-дефектологом логоритмических упражнений в работе с умственно отсталыми детьми.
Специфика использования учителем-дефектологом логоритмических упражнений в работе с умственно отсталыми детьми.
В литературных источниках под логопедической ритмикой понимается система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений [2].
Логопедическая ритмика представляет собой «один из разделов комплексного метода, направлена на оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом, способствует развитию коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью адаптации и подготовки к обучению в условиях общеобразовательной школы детей с речевой патологией» [1, с. 14].
В.А. Гринер рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций детей с различными патологиями следующие средства логопедической ритмики: вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях), упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра, упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная самостоятельная деятельность, игровая деятельность, упражнения, для развития творческой инициативы, заключительные упражнения [3].
Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в разделе музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических, логопедических и других коррекционных учреждениях [5].
Изучение теоретических и методических аспектов использования учителем-дефектологом логоритмических упражнений в работе с детьми с умственной отсталостью позволило определить ряд направлений, в которых данные упражнения наиболее эффективны:
- развитие дыхания и орального праксиса, мимики;
- развитие четкого произношения (фонетическая ритмика);
- развитие голоса, просодии;
- развитие двигательных умений и тонких движений пальцев рук;
- развитие, коррекция речи;
- развитие высших психических функций;
- развитие чувства ритма и темпа; - развитие творчества и инициативы [2].
Система логоритмических упражнений в работе дефектолога реализуется через организацию направленных занятий с детьми с умственной отсталостью и предполагает:
1) воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Например, в ходьбе по кругу по сигналу педагога дети поднимают руки вверх (вдох), опуская их вниз, произносят протяжно звук «а»; сочетание «аи-аи-аи»; счет «один, два, три, четыре, пять»; дни недели; спряжение «я иду, ты идешь, он идет» и т.д.;
2) развитие орального праксиса. Для того, чтобы совершенствовался оральный праксис, добиваются на основе подражания динамичности, экономичности, скорости выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы; развивают моторные и сенсомоторные координации, доводя выполнение движения до автоматизма. На этой основе совершенствуются движения артикуляторных органов. Кроме указанного косвенного развития артикуляторной моторики, используются и специальные движения для мимических мышц лица и для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Например, предлагается мимикой показать веселого и грустного человека; человека;
3) развитие речи средствами логопедической ритмики обусловлено тем, что речь имеет совместные с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент (в речи — логические ударения), паузы. Акцент и мелодия в речи являются выражением работы артикуляторных мышц, их напряжения и времени протекают другие свойства речи, такие, как объем движений артикуляторных мышц, способность к производству кинестетически-вербальных рефлексов [6].
Развитие мелодии, как ясно из изложенного, строится на основе воспитания темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха. Совершенствование просодических компонентов осуществляется разнообразными средствами логопедической ритмики и, прежде всего, средствами пения.
Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями в развитии.
В литературных источниках логопедическая ритмика признается важным средством, оказывающим развивающее, коррекционное и профилактическое воздействие на речевые и неречевые психические функции детей, стимулирует музыкально-ритмическое развитие детей.
При организации занятий с использованием логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста с умственной отсталостью включаются ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирующие чувство ритма, темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная самостоятельная деятельность, игровая деятельность и др., что обеспечивает многоаспектное воздействие на развитие сенсорных, психомоторных, речевых психических функций. Данная работа представляется важной для организации комплексной коррекционной работы у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Работу на тему «Использование логоритмических упражнений в работе с умственно отсталыми детьми учителя-дефектолога» я начала с изучения методических рекомендаций и практического материала. Для занятий с детьми, за основу была взята программа Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Мои занятия посещали шесть детей с легкой, средней и тяжелой степенью умственной отсталости. Все виды логоримических игр и упражнений предлагались детям с какой –либо ритмической основой : под музыку, словесное или стихотворное сопровождение с
включением элементов театрализованной деятельности.
Занятия проводились 2 раза в неделю. Они представляли собой тематическую и игровую целостность. На занятии все упражнения проводились по подражанию, речевой материал предварительно не выучивался. Использовались игры на ускорение, игра «Летчики», на развитие внимания, подражания повадкам животных, слухового восприятия и памяти, «Лягушки», «Ракета», «Замри», «Маршрутный лист», «Змейка», «Регулировщик», «Мимическая зарядка», «Транспорт», «Вот на улице мороз», «Две руки». На каждом занятии дети выполняли артикуляционную и пальчиковую гимнастику. В конце, проводилась релаксация. В работе использовался индивидуальный подход к каждому ребенку.
К концу учебного года, дети овладели умением ориентироваться по схеме
( пиктограмме), самостоятельно выполнять предложенные задания, беря на себя роль ведущего, которую ранее выполнял педагог.
Наблюдая за поведением детей, их реакцией, проявляемым интересом, взаимоотношениями в игре, величиной нагрузки послужили мне сигналом к их дальнейшему применению или отказу от них. Выбор игр не всегда был удачным: некоторые оказались слишком сложными, другие, рассчитанные на высокую эмоциональность, не вызывали ожидаемого результата. В связи с этим, детям было подобрано небольшое количество игр и упражнений.
Заключение
Изучение и анализ литературных источников позволил рассмотреть специфические особенности использования учителем-дефектологом логоритмических упражнений в работе с умственно отсталыми детьми.
Развитие речевых и неречевых функций у детей с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей, отличающих детей данного контингента от детей с нормативным речевым развитием, в частности, отмечается бедность словарного запаса, нарушение словообразовательных навыков, связной речи и др. Данные особенности должны учитываться при планировании комплексной коррекционной работы с детьми данного контингента.
При проведении комплексной коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта возможно использование средств логопедической ритмики. Под логопедической ритмикой понимается раздел комплексного метода, направленный на оздоровление и укрепление нервной системы и организма ребенка в целом.
При организации логопедической ритмики в группах детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта включаются ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирующие чувство ритма, темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная самостоятельная деятельность, игровая деятельность и др., что обеспечивает многоаспектное воздействие на развитие сенсорных, психомоторных, речевых психических функций. Данная работа представляется важной для организации комплексной коррекционной работы.
Список литературы:
-
Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика /Р. Л. Бабушкина. – СПб.: КАРО, 2005.
-
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. – М.: Владос, 2003.
-
Гринер В.А. Логопедическая ритмика / В. А. Гринер. – М.: Академия, 2011.
-
Демьянов Ю.Г. О комплексном медико-педагогическом взаимодействии специалистов в дефектологии / Ю. Г. Демьянов. – М.: Прометей, 2000.
-
Кислякова О. М. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы / О. М. Кислякова. – М.: Академия, 2005.
-
Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»