Папка - помощница № 2 . Папка - альбом из биографических таблиц и портретов великих композиторов
Каждая таблица состоит из 4 – х граф:
1. Рождение. Семья. Обучение
2. Деятельность
3. Творчество
4. Интересные факты.
Материал папки подойдет для уроков музыки, музыкальной литературы, МХК с учениками 7 – 15 –ти лет.
№ 2
Папка – альбом из биографических таблиц и портретов великих композиторов
Творческий |
путь |
композитора |
кратко |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
С. Рахманинов 4
А. Аренский 6
А. Лядов 8
А. Вивальди 10
И. С. Бах 12
Т. Альбинони 14
В. А. Моцарт 16
К. Сен – Санс 18
М. Глинка 20
М. Мусоргский 22
П. Чайковский 24
Краткая справка для педагогов 26
Краткая справка для родителей 27
Краткая справка для учеников 28
Пояснительная записка
Данная папка – помощница № 2 – альбом из таблиц по главным фактам творческого пути композитора и соответствующего портрета к таблице.
Каждая таблица состоит из 4 – х граф:
-
Рождение. Семья. Обучение
-
Деятельность
-
Творчество
-
Интересные факты.
Материал папки подойдет для уроков музыки, музыкальной литературы, МХК с учениками 7 – 15 –ти лет.
Кому и как поможет папка № 2:
-
учителям музыки, МХК – в обобщении изучаемой теории, контроле знаний, создании разных дидактических игр, пособий;
-
педагогам по музыкальной литературе в детских музыкальных школах – в реализации тех же целей, что обозначены выше;
-
родителям – в знакомстве с музыкальной теорией, муз. литературой «быстро и кратко» вместе с ребенком;
-
ученикам различных образовательных организаций – в изучении биографий композиторов, в подготовке к профильным зачетам, экзаменам;
-
всем неравнодушным – в понимании особенностей, смысла любимой музыки через знакомство с биографией композитора.
С. РАХМАНИНОВ
Рождение. Семья. Обучение (1873, Новгородская область – 1943, США) Закончил Московскую консерваторию. |
Деятельность
Там сочинял мало. Много выступал как пианист и дирижер
|
Творчество Концерты для фортепиано с оркестром (!!! №2) Романсы Множество фортепианных произведений – этюды-картины, прелюдии Оркестровое произведение «Симфонические танцы» |
Интересные факты
|
А. АРЕНСКИЙ
Рождение. Семья. Обучение (1861, Новгород – 1906, Выборг) Родился в музыкальной семье, сочинял с 9 лет. Закончил СПб консерваторию. |
Деятельность Композитор, пианист, дирижер, педагог |
Творчество Оперы (самая известная «Рафаэль»), балеты, романсы, оркестровые сочинения, произведения для фортепиано, концерты |
Интересные факты Музыку Аренского высоко оценил писатель Л. Толстой |
А. ЛЯДОВ
Рождение. Семья. Обучение (1855, Санкт – Петербург – 1914, Боровичи) 1 –ым учителем музыки был отец. Закончил СПб консерваторию. |
Деятельность Композитор, дирижер, педагог |
Творчество
|
Интересные факты Мастер жанра миниатюры (небольшое произведение). В музыке отразилось большое влияние сказок и интерес композитора к сказочным мотивам, сюжетам. |
А. ВИВАЛЬДИ
Рождение. Семья. Обучение (1678, Италия - 1741, Австрия). С детства учился играть на скрипке у отца, в 11 лет мог заменять его на должности главного скрипача собора. |
Деятельность Великий итальянский композитор, дирижер, музыкальный педагог, скрипач – виртуоз. Служил католическим священником, капельмейстером (руководитель хора и оркестра) при дворе одного из итальянских князей, губернатора города Мантуи. |
Творчество 90 опер; огромное количество произведений жанра ансамблево – оркестровый концерт (концерты для одного и более инструментов соло с оркестром). Самое известное произведение – концерт для скрипки соло и камерного оркестра «Времена года». |
Интересные факты
|
И. С. БАХ
Рождение. Семья. Обучение (1685 – 1750, Германия) Родился в музыкальной семье, брат с детства учил его играть на органе. В школе получил хорошие знания по истории, латыни, богословию. |
Деятельность Композитор, органист, капельмейстер (руководитель хора и оркестра) в разных городах Германии. |
Творчество Более 1000 произведений: кантаты, мессы, инструментальные и оркестровые сочинения, в том числе множество произведений для органа. Самые знаменитые произведения – Токката и фуга ре минор для органа, «Шутка» для флейты |
Интересные факты
|
Т. Альбинони
Рождение. Семья. Обучение (1671 – 1751, Италия) Отец очень любил музыку и театр. Альбинони с детства обучался игре на скрипке и вокалу, сочинял музыку. |
Деятельность Композитор, скрипач |
Творчество 48 опер, инструментальные сочинения Самое популярное произведение – «АДАЖИО» |
Интересные факты «Адажио» - есть версия, что это не полностью сочинение Т. Альбинони. А произведение, сочиненное Ремо Джазотто на основе найденных нескольких тактов, записанных Альбинони. Тайна создания этого произведения до сих пор не раскрыта на 100%. |
В. А. МОЦАРТ
Рождение. Семья. Обучение (1756 – 1791, Австрия) Учился игре на муз. инструментах с раннего детства. Тогда же начал сочинять музыку и записывать ее. С 6 лет гастролировал с концертами по Европе. |
Деятельность Музыкант – виртуоз, композитор, концертмейстер при дворе епископа. Яркий представитель Венской классической школы (направление в европейской музыке 18 в.) |
Творчество Многие сочинения Моцарта стали мировыми шедеврами симфонической, камерной, оперной и хоровой музыки. Среди них -оперы «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», концерт Ля мажор для фортепиано с оркестром, «Реквием». |
Интересные факты
|
К. СЕН – САНС
Рождение. Семья. Обучение (1835 -1921, Франция) Закончил Парижскую консерваторию. Отлично занимался по общеобразовательным предметам. |
Деятельность
|
Творчество Самые известные: сюита «Карнавал животных» симфоническая поэма «Пляска смерти» опера «Самсон и Далила» |
Интересные факты Служил во франц. армии, участвовал в сражениях, имел военные звания |
М. И. ГЛИНКА
Рождение. Семья. Обучение (1804, Смоленская область – 1857, Германия, похоронен в Петербурге) Большую часть времени воспитывался бабушкой. С 10 лет учился играть на фортепиано, скрипке, освоил нотную грамоту. Окончил Благородный пансион, где очень хорошо учился и одновременно писал свои первые муз. сочинения. |
Деятельность Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки |
Творчество Оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин». Более 70 песен и романсов (самые известные - «Жаворонок», «Не пой, красавица»), симфоническая (самая известная – симф. фантазия «Камаринская»), камерная, фортепианная музыка. |
Интересные факты
|
М. П. МУСОРГСКИЙ
Рождение. Семья. Обучение (1839, Псковская область – 1881, Санкт – Петербург)
|
Деятельность
|
Творчество Самые известные произведения: Оперы: «Борис Годунов», «Хованщина» Романсы Фортепианный цикл «Картинки с выставки» Вокальный цикл «Детская» |
Интересные факты
|
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ
Рождение. Семья. Обучение (1840 Воткинск когда-то Кировская область, сейчас- Удмуртия – 1893 Санкт – Петербург)
|
Деятельность Великий русский композитор, дирижер, педагог |
Творчество Самые известные произведения: Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Для фортепиано: циклы «Детский альбом», «Времена года» Концерты для фортепиано с оркестром (!!! № 1) 6 симфоний романсы |
Интересные факты
Она переписывалась с композитором, помогала ему финансово. Сейчас есть благотворительный фонд имени Н. фон Мекк, организованный ее потомками. |
Краткая справка для педагогов
Уважаемые педагоги! Данную папку Вы можете использовать как сборник (в том виде как она есть), а можете придумывать разные варианты работы с таблицами. Вот некоторые из них:
- распечатайте листы папки так, чтобы с одной стороны была таблица, с др. стороны – портрет. Получатся дидактические карточки – размер таблицы, портрета Вы можете форматировать на свое усмотрение (можно заламинировать карточки). Из таких карточек можно сделать миниальбом – соедините их между собой (например, сделайте отверстие в левом верхнем углу каждой карточки и соедините между собой карточки лентой, тесьмой). Ученики могут полистать такой альбом в любое время (повесьте его на доступное место в классе) или Вы можете сделать традицией использование альбома как подсказку для учеников в ходе их ответов, докладов на уроках.
По таким карточкам можно устроить проверочные викторины в таких вариантах:
-
разложите карточки портретной стороной перед учениками. Пусть каждый ученик расскажет о творческом пути своего любимого композитора; о пути композитора, чья фамилия начинается на букву фамилии ученика и т. д.;
-
разложите карточки табличной стороной перед учениками. Пусть ученик опишет словами портрет, внешние черты композитора, о котором говорится в таблице. Выбор композитора организуйте на свое усмотрение или как в пункте выше.
Также с опорой на таблицу ученик может более подробно рассказать о творческом пути композитора – это еще один вариант задания.
-
закройте в таблице (листком соответствующего размера) одну из граф (или больше граф). Ученик самостоятельно рассказывает тезисы, которые обозначены в закрытой графе.
-
игра в ассоциации. Разложите карточки портретной стороной перед учениками, называйте слово, связанное с одним из композиторов - ученик пусть выберет подходящую карточку. Вы можете сразу комментировать правильность выбора, а можете говорить ассоциации подряд - ребенок выкладывает ряд карточек. Потом следует проверка и устранение возможных пробелов в определении ассоциаций.
Успехов Вам и Вашим ученикам!
Краткая справка для родителей
Уважаемые родители! Как часто Вам хочется поддержать ребенка в процессе изучения чего-то нового, «быть с ним на одной волне», да и просто понимать, почему ребенку что-то сложно/просто/ интересно/неинтересно…
Данная папка № 2 поможет Вам быстро и доступно познакомиться с биографиями великих композиторов, творчество которых изучают дети в общеобразовательных, музыкальных школах. Вы сможете поддержать интерес ребенка и разговор с ним на «музыкальные темы», помочь усвоить материал, подготовиться к контрольным урокам, опираясь на биографические таблицы. И конечно, Вы сами «освежите» свои знания из музыкальной теории, которые Вы тоже когда-то добывали, будучи учениками. Если Вам захочется организовать интересные игры, задания по таблицам – читайте инструкции в краткой справке для педагогов (страницей выше).
Успехов Вам и Вашим детям!
Краткая справка для учеников
Уважаемые ученики! Используйте таблицы из папки № 2 как тезисный план для подготовки доклада, ответа на экзамене, написания подробного конспекта.
Проверяйте самостоятельно свои знания биографий великих композиторов – например, закройте одну из граф (или несколько) таблицы и попробуйте рассказать материал кратко или подробно из закрытой графы, получилось? Значит, Вы готовы/ не достаточно готовы к контрольным урокам по биографиям композиторов.
Вы можете распечатать листы папки, отформатировать размер таблицы по своему желанию, вырезать таблицы и носить их с собой – они не займут много места, в любое свободное время достаньте таблицы, перечитайте – так Вы без особых усилий будете повторять этот материал и запомните его «крепко».
Успехов Вам!
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Подробнее см. инф. в разд. Помощь.