Конспект урока по музыке на тему: "Повсюду музыка слышна" (1 класс).
Задачи:
1. Воспитывать интерес к музыкальному искусству;
2. Познакомить с новыми словами: композитор - исполнитель - слушатель;
3. Познакомить с Симфонией № 40 В.А. Моцарта;
4. Развивать музыкальные способности детей в процессе изучения детских песен:
Список использованной литературы, нотное приложение.
Rjygtrn Djcgbnsdfnm bynthtc r vepsrfkmyjve bcreccde Конспект урока по музыке на тему:
«Повсюду музыка слышна» 1 класс
составила
Шейкина Татьяна Владимировна,
учитель музыки МБОУ СОШ №1
г. Нижний Ломов
Октябрь 2020 г.
Вид урока: урок-путешествие в царство Музыки.
Цель урока: дать общее понятие мира музыки вокруг нас.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к музыкальному искусству;
2.Познакомить с новыми словами: композитор – исполнитель–слушатель.
3. Познакомить с симфонией № 40 В.А. Моцарта;
4. Развивать музыкальные способности детей в процессе изучения детских песен:
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Урок – путешествие в Волшебное царство Музыки. Садитесь на свои места и, внимательно, слушайте начало нашей сказки.
2. Основная часть урока.
Беседа - диалог.
Стихотворение «Где живут музыкальные звуки?» Л.Абелян
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело, и уютно в нём.
У собаки – конура, у лисицы – нора,
У совы дупло, у малиновки – гнездо.
Отгадай загадку маленький мой друг
Где живёт по – твоему музыкальный звук?
Может в крике чайки, в клёкоте орла,
Или в трубном зове доброго слона?
(Ответы ребят)
Мир, в котором мы живём, полон звуков…
И троллейбус, и трамвай затянули песню,
Ты им тоже подпевай, станет жизнь чудесней.
Вслушайся, весь мир поёт – шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт – мир её волшебен!
Итак, нас окружает множество звуков: дома, на улице, в лесу и в поле. Но это ещё не музыкальные звуки – это шумовые звуки. А настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах, когда на них начинают играть музыканты. Ещё музыкальные звуки «живут» в нашем голосе, когда мы начинаем красиво петь.
Слушание музыки.
Ребята, внимательно, послушайте песню и дайте ответ на главный вопрос: «Где музыка берёт начало?»
Звучит песня: «Где музыка берёт начало?» Муз. Ю. Чичкова.
(Дети внимательно слушают песню)
Итак, ребята, дайте ответ на главный вопрос песни «Где музыка берёт начало?»
(Дети дают ответы: в лесу, в горах, в реке).
- Музыка мы слышим повсюду: в театрах, кино, по телевидению и радио, на праздничных концертах и т.д.
Ребята, подумайте, как будет звучать тема нашего урока?
(Дети называют тему урока с помощью учителя)
- «Повсюду музыка слышна».
- Молодцы! Действительно, тема урока «Повсюду музыка слышна».
Давайте, вспомним, какие профессии людей связаны музыкой?
(Ответы детей: музыканты, композиторы, певцы).
Выберите из этих профессий, с кого начинается новая музыка?
(Ответ детей: с композитора)
Правильно! Это композитор, он сочиняет музыку и записывает её нотами.
Чтобы музыка зазвучала на помощь приходят исполнители: музыканты оркестра, хор и солисты.
Чтобы произведение имело успех, необходимы слушатели. Это главные люди, для кого звучит музыка. Кто может её оценить и полюбить.
Мы выяснили, чтобы звучала музыка, необходимы такие люди: композитор – исполнитель – слушатель. И все они очень важны в этой цепочке.
Сегодня я познакомлю вас с великим композитором В.А. Моцартом. (Учитель обращает внимание детей на портрет В.А. Моцарта). Вольфганг обладал абсолютным музыкальным слухом, начал сочинять музыку с четырёх лет, к шести годам виртуозно играл на клавесине. Он писал музыку легко и быстро, создавал красивейшие мелодии. Его произведения признаны лучшими многими поколениями музыкантов и слушателей, и входят в золотой фонд мировой классической музыки. Послушайте фрагмент «Симфонии № 40» и скажите: «Какое настроение возникает, слушая эту музыку?»
(Дети слушают фрагмент «Симфонии № 40» В.А.Мацарта, и отвечают на вопрос. Звучит быстрая встревоженная мелодия главной темы. Возникает настроение лёгкой взволнованности).
Молодцы, ребята!
Развитие музыкальных способностей.
Мы узнали, что композитор сочиняет музыку. Он может сочинить и мелодию песни, но в этой работе ему нужен партнёр – поэт, который в рифму напишет интересные слова. А вы, ребята - хороший хоровой коллектив. Перед исполнением песни, должны настроить голоса. Для этого разучим распевку: «Вверх по ступенькам поднимись».
(Учитель показывает, как правильно петь мелодию. Дети учат слова и поют распевку. Ноты смотреть приложение №1).
Вверх по ступенькам поднимись,
Потом обратно опустись.
Молодцы, хорошо спели! Ребята, запомните, когда звуки поднимаются по ступенькам вверх, или опускаются по ступенькам вниз – это называется музыкальный звукоряд.
(Дети повторяют хором название – музыкальный звукоряд).
Стихотворение «Музыкальный звукоряд».
В музыкальный звукоряд
Звуки выстроились в ряд.
Тут и низкие гудят, и высокие звенят,
Только средние певучи,
С детским голосом созвучны.
Поэты и композиторы для детей сочинили очень много песен. По содержанию песни бывают разные: о маме, о дружбе, о Родине. По характеру они тоже отличаются, бывают: весёлые и грустные, добрые и ласковые, задорные и певучие. В песне мы должны передать её настроение характер. Давайте, познакомимся с новой песней «Весёлый музыкант».
Песня «Весёлый музыкант» слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко.
(Учитель исполняет песню, затем с детьми учит слова песни и ритмические движения. Ноты смотреть приложение №2).
1.Я на скрипочке играю ти-ли-ли, ти-ли-ли.
Пляшут зайки на лужайке ти-ли-ли, да ти-ли-ли.
2. Заиграл на балалайке дрень-ди-брень, дрень-ди-брень.
Пляшут зайки на лужайке дрень-ди-брень, да дрень-ди-брень.
3. А потом на барабане бум-бум-бум, трам-там-там.
В страхе зайки разбежались по кустам, да по кустам.
Назовите, на каких музыкальных инструментах играл мальчик?
(Ответы детей: на скрипке, балалайке и барабане).
Почему разбежались зайки?
(Ответы детей: очень громко стучит барабан).
Молодцы! А теперь мы вспомним и споём весёлую песню «Кто на чём играет?»
Песня «Кто на чём играет?» Слова В. Семернина, Музыка Л.Абелян.
(Дети поют песню, под музыку делают ритмические движения. Ноты смотреть приложение №3).
1.Дом играет на трубе 3. Ветер песенку поёт
Гром грохочет на дворе А листва в ладоши бьёт.
Кто на чём играет Кто на чём играет
И громко распевает? И громко распевает?
2. Барабанит дождик - в пень 4. Я играю на дуде
В бубен солнца – жаркий день Музыка слышна везде
Кто на чём играет Кто на чём играет
И громко распевает? И громко распевает?
Молодцы ребята! Пришло время подвести итоги нашего урока.
1. Ребята, предлагаю вам игру «Музыкальные или шумовые звуки». Я буду называть действия предметов, которые издают звуки, а вы на шумовые звуки - топайте ногами, а на музыкальные звуки – хлопайте руками.
(Едет поезд, поет артист, играет оркестр, шуршат листья и т.д.);
2.Ребята, я показываю карточки, а вы называете, кто изображён: композитор, исполнитель или слушатель.
(Карточки с изображением хора, оркестра, солистов, композиторов, слушателей);
3. Назовите фамилию композитора, который написал «Симфонию №40?
(Ответ детей – В.А. Моцарт).
Молодцы, ребята, замечательно справились с вопросами! Хорошо усвоили новый материал.
Рефлексия.
Ребята, скажите, какие у вас впечатления об уроке. Каждый говорит по одному слову. Для тебя урок какой?
(Дети дают ответы по очереди: интересный, весёлый, радостный).
Список литературы:
1. «Музыка» учебник для общеобразовательных учреждений 1 класс, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Москва, «Просвещение», 2012 г;
2.«Забавное сольфеджио» Л. Абелян, учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Москва, «Композитор», 1992 г.;
3. «По ступенькам музыкальных знаний» Б.Л. Цейтлин, учебное пособие для подготовительной группы и 1 классов, Москва, «Композитор» 2002 г;
4. «Энциклопедический словарь юного музыканта» составители В.В. Медушевский, О.О. Очаковская, Москва, «Педагогика», 1985 г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»