День народов Среднего Урала
Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.
2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.
3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.
ДЕНЬ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.
2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.
3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.
Ход занятия:
Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:— Лучше нет родного края!
А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край. Есть Северный Урал, Средний Урал и Южный Урал. Мы с вами живём на Среднем Урале. Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Но сегодня мы с вами поговорим о народах, которые проживают на Среднем Урале.
- Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.
- Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).
Еще каждый народ говорит на своем языке.
- На каком языке говорят русские? (на русском).
- А татары? (на татарском).
- На каком языке говорят удмурты? (на удмурском).
Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.
Средний Урал − один из богатых по национальному составу регионов России. Здесь в мире и согласии проживают народы 160 национальностей. В Свердловской области был создан такой праздник как День народов Среднего Урала. Этот большой праздник отличается красочным многоцветьем нарядов, огромной палитрой национальных песен, танцев, стихов народных поэтов. И празднуется он уже 17 раз.
А сейчас давайте познакомимся с некоторыми национальностями, представители которых живут нашем крае.
РУССКИЕ.
- Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.
- Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)
Я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру "Плетень"
ИГРА "ПЛЕТЕНЬ"
ТАТАРЫ.
- Дети, чем татарский костюм отличается от русского?
- Кто знает татарские национальные праздники?
Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.
Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.
Вашему вниманию предоставляется песня на татарском языке.
ВИДЕО
БАШКИРЫ.
- Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?
Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.
Башкирские национальные праздники:
Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.
Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования. и игры.
Предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру "Юрта" (объяснить детям значение этого слова)
ИГРА "ЮРТА"
Задача. Познакомить детей с башкирской народной игрой. Дать представление о традициях этого народа. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом ипоют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
МАРИЙЦЫ
Это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.
- Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.
Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.
Давайте с вами послушаем марийскую народную мелодию.
ВИДЕО "Марийские наигрыши"
УДМУРТЫ.
Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.
- А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?
Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.
Горон Быдтон – завершение весенних работ.
На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.
Давайте сейчас с вами познакомимся с удмуртской народной игрой "Охота на лося"
УДМУРТСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ОХОТА НА ЛОСЯ»
Задача. Познакомить с новой удмуртской игрой. Научить определенному способу набрасывания аркана. Воспитывать умение радоваться успехам товарищей.
Содержание игры. Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося(набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т. е. большее число раз набросил аркан.
Методические приемы: рассмотреть аркан и научиться определенному способу набрасывания аркана. Выработка правила детьми: вести счет до определенного количества очков.
Дополнительные рекомендации: начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах.
Материал: аркан, рога.
ЧУВАШИ.
Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.
В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.
Чувашские народные праздники:
Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.
Чуклеме – завершение уборочных работ.
Предлагаю вашему вниманию чувашский народный тенец в исполнении детского коллектива
ВИДЕО
МОРДВА.
- А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.
Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.
Давайте немножко разомнёмся и поиграем в мордовскую народную игру "В курочки"
В КУРОЧКИ(мордва)
Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять к себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся — покупателем.
ХАНТЫ И МАНСИ.
- На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?
- Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.
- Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.
Хочу вас познакомить с одним из древнейших музыкальных инструментов, звуки которого завораживают - тумран.
ВИДЕО
Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.
Итог занятия:
- Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)
Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!
Так давайте снова заведём большой и дружный хоровод!
"БОЛЬШОЙ ХОРОВОД"
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»