Пластилинография-простор для креатива
Гаевская Виктория Игоревна
Московская область
г. Дмитров
МДОУ№17 « Светлячок»
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – ПРОСТОР ДЛЯ КРЕАТИВА
Я работаю воспитателем в детском саду. И скоро мои выпускники отправятся в школу, где им очень пригодятся навыки, которые я смогла им привить: внимательность, развитая, логически выстроенная речь, отличная ориентация в пространстве, чувствительность пальчиков рук и их самостоятельность, согласованность в движении, - то, что мы называем сенсомоторной координацией. А еще они умеют хорошо сосредоточиться на выполнении задания, сконцентрировать свое внимание, они достаточно усидчивы, аккуратны. И, что особенно приятно имеют неплохой эстетический вкус, умеют креативно мыслить. Я хочу поделиться своим опытом работы в одном интересном творческом направлении, которое, безусловно, наряду с остальными, открывает мне отличную возможность развивать в моих воспитанниках все эти качества. Это - ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.
Она увлекла меня давно, когда я увидела знаменитые «пластилиновые» мультики. А в свою работу я впервые включила этот курс, когда мои малыши были в младшей группе и осваивали первые навыки работы с пластилином. Сегодня они уже подготовишки и достаточно преуспели в этом виде творчества. Ступень за ступенью, год от года, они осваивали разные виды этой техники и ее приемы. Это были как традиционные техники в работе с пластилином: скатывания шариков и колбасок, отщипывания и прищипывания отдельных кусочков пластилина, так и, характерные именно для пластилинографии: размазывание по поверхности, придавливание и соединение деталей, смешение брусков разного цвета, заглаживание и многие другие. Начинали мы с изображения животных (коровка, слоник, львёнок), птиц (петушок и курочка, голубь и голубь летящий, павлин), предметов (машинка, домик, чашка с блюдцем и пр.), созданные методом придавливания пластилиновых элементов к картонной основе, разглаживания и заполнения цветом или разными цветами контурного пространства. Позже, мы научились работать с необходимым в этой технике предметом – стеком, что потребовало особенной аккуратности и элементарных знаний по технике безопасности. Также последовательно к нашей работе подключились ножницы, скалочки и, самое интересное, медицинский (без иглы!) и кулинарный шприцы. Пробовали использовать и трубочки от фломастеров, но здесь возникала проблема найти подходящую по размеру втулку, чтобы выдавливать пластилин. Использовали для этого карандаш. Но кулинарный шприц оказался эффективнее, тем более, что он сразу давал определенную форму для нужной фактуры. В предыдущие годы ребята успешно освоили прямую и витражную техники. Их первые работы выполнялись именно в прямой пластилинографии, а затем дети очень заинтересовались обратной или витражной техникой, где изображение выкладывается как бы в обратном порядке по заранее подготовленному контуру. Для этого мы использовали подручный бросовый материал: пластиковые крышечки от контейнера для сметаны, сыра и пр. Этот вид пластилинографии не только развивал воображение ребят, умение «видеть результат», «выворачивать изображение на изнанку», но и оказалось, что такая поделка-прекрасный сувенир, который можно подарить маме, бабушке, подруге, что мы и делали вместе с ними к празднику 8 марта и Дню защитника Отечества. Мы даже создали целое панно на большой пластиковой крышке от коробки, исполнив его в модульной технике с использованием в отдельных символах и мозаичной техники. Это панно отразило характер и название нашей группы. Так в нашей работе появилось коллективное творчество над общей идеей.
Но нас, конечно же, интересовали новые, необычные, нестандартные направления пластилинографии. И в старшей группе мы освоили контурную лепку, в которой жгутиками выкладывали границы изображения, заполняя их разными элементами. В этой технике открывается бесконечный простор для «рисования» с помощью различных фактур, где заполнение пространства жгутиками определенных цветов – это для моих ребятишек самое простое. Например, у Алешиной «Овечки» шерстка закрутилась настоящими кудряшками из закрученных в «улиточку» жгутиков. А Леночкина «Козочка с 7 козлятами» горделиво хвасталась своей волнистой шерсткой. Ведь Лена не просто прилепляла жгутики, а использовала для этого тоненький карандашик, чтобы придать им волнистую фактуру. Чтобы дать ребятам больше времени для творчества и проявления своего креатива, я заранее подготавливаю целое море жгутиков различного цвета. Кстати, в этом мне очень помогают и родители моих ребят, принося в сад аккуратно уложенные в контейнерах жгуты различной толщины и цвета.
Легко справившись с освоением контурной пластилинографии, с этого года мы приступили к более сложным техникам «пластилинового рисования»
Теперь мои ребята уже самостоятельны, хорошо знают правила техники безопасности и, главное, очень изобретательны. А обилие появившихся новых видов пластилина и разнообразие мелкого подручного материала для украшения (бусины, пуговицы, камешки, стекляшки и пр.) позволяет вносить элементы смешанной техники. Так, для большей эмоциональности взгляда «Медвежонка и Ежика», ребята использовали бусинки и мелкие пуговицы. Сегодня мы начали работу над темой осень и попробовали осеннее буйство красок отразить в наших картинах путем смешивания разных цветов. Такое «меланжирование» пластилина дает возможность передать не только цветовую гамму, но и характер, настроение. А многослойная техника нанесения пластилина придает живость и объем созданным шедеврам. В работе Светланы, благодаря послойной технике нанесения пластилиновых «мазков» появилось ощущение шуршащих под ногами листьев. А Сонин «Падающий кленовый лист» ожил на картинке, благодаря изогнутым в разные стороны острым кончикам и меланжированной окраске между оранжевым, желтым и красным цветом. Так мы познакомились с понятиями барельеф и горельеф. Самое интересное, что такое творчество помогает нам как прикладное и в других видах деятельности. Например, после встречи с сотрудниками нашей районной библиотеки, познакомившими наших ребят с народными промыслами и, в частности, с Гжелью, мы попробовали на круглой основе сотворить свое гжельское чудо – расписную тарелочку. Преодолимая трудность возникла в необходимости большого количества белого или светло-серого пластилина для самой тарелочки. Здесь мы использовали не только контурную, но и модульную технику, придав своим работам форму горельефа, что было не легко, так как надо было научиться правильно использовать силу рук и пальцев – не передавить. Некоторые ребята, «расписывая» свои тарелочки, попробовали использовать, как в настоящей Гжели технику мазка, предварительно последовательно соединив два или несколько тонких жгутиков синего, голубого и серого цветов. Здесь нужна была особая аккуратность и точность, ведь можно было испортить работу. Но, Матвею и Илье это удалось. Они сделали маленькие капельки смешанного цвета и осторожно, кончиком стека прилепляли их на тарелочку, а затем легким движением пальчиков придали украшениям пластическую гладкость. Это была ювелирная работа, на которойиз сине-голубых капелей сложились гжельские розы и колокольчики, непременно отправится на конкурс.
К Новому году я планирую запустить проект «украсим елку сами». Он будет состоять из нескольких этапов. Сначала, на подготовленном панно, которое любезно согласился сделать для нас папа одной из воспитанниц, мы выложим большую зеленую елку, стоящую в снегу. Здесь нам пригодится навык многослойной фактурной пластилинографии. Наша елка станет таким живым барельефом, с выступающими пушистыми веточками. Звезда на нашей елке загорится яркой меланжированной мозаикой, чтобы придать ей эффект свечения. А вот шары на нашей елке будут по настоящему «висеть» на бантиках. Шары станут домашним семейным заданием для наших детей и их родителей. Для этого на недавнем родительском собрании я провела Мастер-класс по обратной пластилинографии на пластиковой основе. Для этого нам понадобились крышечки от сметаны, упорство и сообразительность. Ребята делали бабочку, а их родители веселого щенка. Самое интересное, что для того чтобы добиться веселого сказочного настроения в нашей картинке, нужно было представлять то, что должно получиться и лепить слой за слоем в обратном порядке. Здесь нам было не обойтись без стеки, и, возможно, не одной. Сначала у наших бабочек и коров появились веселые зрачки, потом сами глазки. Таким же образом вырос нос у щенка и глазки на крылышках у бабочки также симметрично и послойно. Потом необходимо было выложить контур и заполнить все пространство нужным цветом. Интересно, что ребята быстрее сориентировались с «обраткой» и даже помогали своим родителям.
Мы обязательно устроим конкурс на самый красивый шар на нашей елке и откроем простор для семейной фантазии. Одним из желательных условий будет использование разных видов пластилина и разных видов техники пластилинографии. Здесь можно будет испробовать и шариковый пластилин, и даже плей-до и любые дополнительные украшения.
Результаты детского творчества очень хорошо хранятся, и мы часто устраиваем выставки наших работ. Это мотивирует детей и родителей к домашнему сотворчеству, что непременно сказывается на семейных отношениях, изменяя их в лучшую сторону. Да и для взрослых, особенно для бабушек и дедушек, развитие мелкой моторики очень полезно, так как помогает продлевать жизнь.
А еще в планах к выпуску моих ребят поставить «пластилиновый» спектакль. Я хочу разыграть с ними сказочную историю, в которой каждый будет иметь свою роль или примет участие в создании декораций. Это станет нашим заключительным творческим проектом, в котором, я уверена, реализуются наши яркие таланты!
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
приведите разработку в соответствие с критериями Требованиями к публикации. Также прошу Вас изменить название материала, набрав его строчными буквами.
С уважением, С.А. Колодин.
С уважением, В. И. Гаевская.
а где же разработка?! Что смотреть? Пожалуйста, прикрепите материал.
С уважением, С.А. Колодин.
Вы не прикрепили материал, о чём я и написал в комментариях выше. Пожалуйста, сделайте это как можно скорее.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.
С уважением, В. И. Гаевская.
Удачи!