Сочетание внутренней и внешней оценки как условие обеспечения качества образования в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»
Сочетание внутренней и внешней оценки как условие
обеспечения качества образования в начальной школе
(обобщение опыта)
Русинова Светлана Васильевна,
учитель начальной школы
МБОУ «Березовская средняя
общеобразовательная школа №2»
2014 г. с. Березовка
Наша школа работает по-новому, ведь с 1 сентября 2011 года во всех школах России введен в действие новый образовательный стандарт.
Школа является стажировочной площадкой Введение ФГОС НОО на муниципальном уровне.
Ежегодно на ШМО, семинарах и методических совещаниях подводим первые итоги, первый опыт, озвучиваем возникающие проблемы, чтобы избежать ошибок и работать в правильном направлении.
В структуре Стандарта Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования становятся ведущим компонентом. Образовательное учреждение несет ответственность за выявление и анализ результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.
В ОУ у педагога есть возможность реализации своей педагогической позиции, выбора УМК («Школа Росиии»-50% учащихся; «Школа 2100»- 38% учащихся и 21% учащихся осваивают образовательную систему Л.В.Занкова), учебных пособий, логики построения образовательного процесса.
Сегодня результативность складывается из сложного комплекса показателей: знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка.
В новом стандарте фактически происходит определенное смещение акцентов в расстановке приоритетов от вопросов «Чему учить?» к вопросам смыслов образования (Ради чего мы изучаем ту или иную программу?) и проблемам технологий обучения (Какучить, чтобы добиваться реализации и достиженияТребований Стандарта?).
Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Понятие «Развитие» является основным понятием.
Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату- становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Данные способности передаются и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий.
Можно ли все УУД отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Только частично.
Знание учащимися понятий, фактических данных, явлений учебного курса проверяем по-прежнему с помощью заданий, вопросов, в ходе устного или письменного опроса, посредством стартового, текущего, тематического, итогового контроля.
На учебный год каждый педагог составляет рабочую программу по предмету и график проверочных и контрольных работ. При проверке данных работ учитель проводит классификацию ошибок, допущенных учениками, заполняя таблицы для дальнейшей работы в классе по корректировке результатов обучения.
Различные учебные задачи используем для проверки уровня владения предметными умениями. Сложнее стоял вопрос об измерении метапредметного результата, выбора своего инструмента.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг.
Мониторинг – профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Мониторинг проводится несколько раз в год и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы. В первом классе мониторингу формирования и развития УУД предшествует диагностическое обследование учащихся на муниципальном уровне (внешняя оценка). «Стартовая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе» проводится на 3–4-й неделе сентября с целью получения объективной информации о состоянии качества образования обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
От 1-го к 3-му классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. Педагоги с помощью наблюдений, опроса, выполнения заданий учащимися заполняют Листы достижений.
Мои ученики успешно закончили обучение во 2 классе. Ежегодно учащиеся 2-х классов участвуют в проекте «Оценка учебных достижений учащихся», организуемом «Центром развития Пермского края». Учащиеся получают возможность несколько раз в год (октябрь, май) проверять уровень своих знаний, по русскому языку и математике. Родители получают независимую объективную оценку знаний, которая является важным способом понять степень подготовленности их детей. Учитель получает возможность на основании независимой оценки знаний учащихся провести анализ своей работы, увидеть недостаточно изученные темы или разделы школьного курса.
Результаты мониторингового обследования учащихся 2а класса
|
Кол-во уч-ся |
Тестовый балл |
Sd |
Успеваемость |
Ка-чество |
|||
низкий |
ииже среднего |
средний |
высокий |
|
|
|||
входная |
17 |
42,5 |
3 |
7 |
6 |
1 |
82% |
41% |
итоговая |
19 |
42,6 |
2 |
9 |
8 |
- |
90%↑ |
42%→ |
Результаты учебных достижений учащихся 2а класса
|
Входная |
1 полугодие |
3 четверть |
2 полугодие |
Итоговая аттестация |
успеваемость |
80% |
100% |
96% |
100% |
100% |
качество |
20% |
57% |
57% |
57% |
53% |
Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями (как внешней, так и внутренней оценки) и создания ситуации успеха педагоги используют интегрированные задания, которые учащиеся сохраняют в индивидуальных портфолио. Учитель, дети и родители имеют возможность следить за собственным продвижением, проводить индивидуальную коррекционную работу.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
психолог учитель ученик родители мониторинг аттестация Администрация
ОУ
результаты |
внутренняя оценка |
внешняя оценка |
|||||||||||||||||||
ученик |
учитель |
психо-лог |
родите-ли |
админ.ОУ |
аттес-тация |
мони-торинг |
|||||||||||||||
1 кл |
2 кл |
1 кл |
2 кл |
1 кл |
2 кл |
1 кл |
2 кл |
1 кл |
2 кл |
2 кл |
|
1 кл |
2 кл |
||||||||
предметные |
┬ |
┴ |
- |
┬ |
┬ |
┬ |
┬ |
┴ |
- |
┬ |
┬ |
|
- |
┬ |
|||||||
метапредмет-ные |
┬ |
┴ |
┬ |
┬ |
┬ |
┴ |
┬ |
┬ |
- |
┬ |
┬ |
|
┬ |
┬ |
|||||||
личностные |
┬ |
┴ |
┬ |
┴ |
┬ |
┴ |
┬ |
┴ |
┬ |
┴ |
|
|
|
|
Итак, одной из основных особенностей системы оценки достижений младшего школьника на современном этапе по ФГОС является сочетание внутренней и внешней оценки.
Библиографический список
-
Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.:КАРО, 2008.
-
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2010.
-
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.-2-е изд. – М.:Просвещение, 2009.
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»