Развитие творчества у детей по ИЗО (рисование)
ГАЙВОРОНСКАЯ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА,
воспитатель МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1»
Тема: «Развитие творчества у детей по ИЗО (рисование)»
Актуальность опыта:
Использование опыта позволяет успешнее руководить воспитательно - образовательным процессом, улучшать качество работы, двигаться вперед.
Содержание приемов, методов и форм педагогической деятельности:
Темой моего плана по самообразованию является «Творчество детей». Возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности ребенка. Творчество – одна из главных задач в работе воспитателя. Изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольника и позволяет ему отразить в изобразительных образах, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.
Моя роль заключается в том, чтобы создать условия для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально развитой личности. С раннего возраста я приобщаю детей к искусству, меняя различные методы и формы.
Занятия с детьми по нетрадиционной технике рисования, я начала с ясельной группы со способов, не требующих от маленького художника профессионально четких линий. Дети очень эмоциональны. При организации своей работы я уделяю внимание социально-эмоциональному развитию. Важно поддерживать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Наблюдая за ягодами рябины осенью во время прогулки, мы затем на занятии рисовали ягоды пальчиками. Ведь недаром Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно: раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Не утомляет ребенка, позволяет осуществить индивидуальный подход к детям, учитывая их желание, интерес.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Поэтому, целью работы по развитию творческих способностей я ставлю формирование способности выражать восприятие окружающего мира, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
В старшем возрасте предлагаю детям во время прогулки понаблюдать за облаками, на что похоже данное облако. Дети начинают фантазировать, выдумывать. В летний период предлагаю детям нарисовать то, что они увидели в своих облачках.
Наглядно-образная память у ребенка развита больше, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
На занятиях по рисованию я использую различные методы нетрадиционных техник рисования, совмещаю одну технику с другой: кляксографию с монотипией. Предлагаю детям обыграть полученный результат через жесты, мимику, движения. Также использую штампование через трафарет, печатание бумагой, граттаж, рисование методом напыления с помощью зубной щетки, расчесывание краски и др. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет радость детям, положительные эмоции. Каждый творческий рисунок – это шедевр, который живет, дышит, улыбается.
С детьми участвуем в областных, региональных, районных конкурсах по рисованию. Дети имеют много дипломов за творческие работы. Обмениваюсь опытом на районной ассоциации педагогов по нетрадиционной технике рисования «Граттаж».
В 2014 году стала бронзовым призером и получила сертификат в номинации «нетрадиционная техника рисования», провела открытое занятие по нетрадиционной технике рисования «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»