Паровозик дружбы
Пояснительная записка
Развивающее занятие «Паровозик дружбы» было проведено на параллели первых классах. В 1в классе обучается 25 человек (11 мальчиков и 14 девочек). Ребята ответственно относятся к заданиям, проявляют творческую активность.
Целью моей психолого-педагогической деятельности является создание в процессе обучения условий для адаптации детей к школе, классу и педагогам. Для достижения данной цели использую в работе основы развивающей системы которые позволяют спланировать и организовать дифференцированный подход в развитии и обучении.
Развивающее занятие с младшими школьниками разработано и проведено согласно программе «Здравствуй школа – это я». Данная программа реализуется в рамках комплексного ППМС сопровождения младших школьников. Программа базируется на основных принципах возрастной психологии и психологии развития, ориентирована на проектирование ситуаций требующих приобретения новых качеств и способностей, так как без них учащийся не может выстроить отношения с другими участниками, решить интересную для него задачу, осуществить привлекательное творческое, практическое действие.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка и, даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых дней ставит перед учеником ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, малыши должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Одно из условий успешной адаптации ребенка в школе – уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков проходит в совместной деятельности на уроке и во внеучебное время.
Это вызывает необходимость поиска форм и методов психологической работы, которые помогут первоклассникам успешно работать в парной, групповой и коллективной форм работы, благодаря которым обучающиеся начальной школы будут учиться взаимодействовать, общаться друг с другом, дает хорошие результаты
Тема занятия: соответствует календарно – тематическому планированию коррекционно – развивающей программы «Здравствуй школа – это я!». Это занятие соответствует разделу «Развитие коммуникативных навыков».
Тип занятия: изучение новых знаний и применение их на практике.
Цель занятия: создание условий для адаптации детей к школе, классу и педагогам.
-создать положительный эмоциональный фон в классе;
-создать условия для развития коммуникативных навыков;
-привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
-воспитать культуру поведения, вызывать желания соблюдать правила поведения.
Форма проведения: развивающее занятие.
Целеполагание для ученика:
Личностные УУД:
-
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-
положительное отношение к школе;
-
принятие социальной роли ученика;
-
сформированность внутренней позиции школьника;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
позитивная самооценка.
Регулятивные УУД
-
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
помнить и удерживать правило, инструкцию;
-
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;
-
освоение способов решения проблем творческого характера;
-
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
-
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников.
Познавательные УУД
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
умение делать выводы.
Коммуникативные УУД
-
умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-
умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;
-
умения задавать вопросы;
-
умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты;
-
умения выразить свои теплые чувства к другому;
-
умение осознавать свои чувства и выражать их;
-
овладеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-
умения решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)
-
умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
-
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Целеполагание для педагога - психолога:
1. Образовательные
-
осмысление своих ресурсных возможностей.
2. Развивающие
-
развитие групповой сплоченности;
-
формирование сознательной регуляции своих поступков;
-
формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неудачам;
-
снижение эмоциональной напряженности детей;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
рефлексия возможных трудностей и способов их преодоления;
-
дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе.
3.Воспитательные
-
актуализировать чувство товарищества, эмпатии, взаимопомощи;
-
воспитать культуру поведения, вызывать желания соблюдать правила поведения;
-
привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
Форма организации учебно - познавательной деятельности - групповая.
На занятии использованы следующие методы психолого – педагогического воздействия и техники:
-
по степени взаимодействия педагога – психолога и обучающихся: объяснение, беседа;
-
работа в парах, группах, групповая работа с элементами коллективной деятельности;
-
по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
-
ролевые игры: ролевая гимнастика, ролевые ситуации, игротерапия, артерапия и сказкотерапия;
-
рефлексивные техники;
-
критерии эффективности занятия.
При постановке цели занятия учитывались следующие факторы:
-
возраст обучающихся (6-7 лет);
-
психологические особенности младшего школьного возраста;
-
период адаптации детей в школе;
-
техническое оснащение занятия.
Для эффективной реализации цели и задач занятия было использовано следующее оборудование:
Технические средства информации:
-
интерактивный комплекс с программным обеспечением WindowsXР и программа Microsoft - PowerPoint.
Учебно - наглядные пособия:
-
презентация к занятию для учащихся «Паровозик дружбы».
-
мяч;
-
цветные ручки и карандаши;
-
листы формата А4;
-
листы формата А3;
-
фломастеры;
-
ватман;
-
книжка «Сказка о школе»;
-
плакат правила поведения в школе;
-
заготовка «Загадки для первоклассников»
-
заготовка паровозика.
Все упражнения были подобранны с учетом «Зоны ближайшего развития» и соответствия возрастным особенностям младшего школьного возраста. Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы психолого – педагогического воздействия обеспечили рациональное распределения рабочего времени и предупреждение перегрузок обучающихся. На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества и взаимопомощи. На протяжении всего занятия обучающиеся были ориентированы на получение новой информации, овладение новыми способами поведения и коммуникативных навыков, а так же овладением индивидуальной, парной и коллективной работы;
Рисование в конце занятия смайлика собственных эмоций позволило педагогу – психологу адекватно оценивать чувства, переживания каждого обучающегося, общий настрой и эффективно управлять эмоциональным состоянием обучающихся.
Обсуждение позволило ребятам проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.
Критерии эффективности занятия и результаты эмоциональной и смысловой рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы занятия и строить положительный прогноз об успешной адаптации обучающихся в первом классе. Все поставленные цели и задачи занятия удалось реализовать.
Технологическая карта
Развивающего занятия «Паровозик дружбы»
Класс: 1в класс
Адаптационная программа: «Здравствуй школа – это я!»
Педагог-психолог: Новак Людмила Михайловна, МБОУ «Лянторская СОШ №4»
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Развитие коммуникативных навыков» (5 часов) |
|||
Тема занятия: «Паровозик дружбы». Тип занятия: изучение новых знаний и применение их на практике. Цель занятия: создание условий для адаптации детей к школе, классу и педагогам. -создать положительный эмоциональный фон в классе; -создать условия для развития коммуникативных навыков; -воспитать культуру поведения, вызывать желания соблюдать правила поведения. Форма проведения: развивающее занятие. Форма организации учебно - познавательной деятельности - групповая. |
|||
Целеполагание для ученика |
Целеполагание для педагога-психолога |
||
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Задачи, направленные на достижение метапредметныхУУД. Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
1. Образовательные
2. Развивающие
3.Воспитательные
|
||
Методы психолого - педагогического воздействия и техники:
|
|||
Оборудование и оснащение занятия Учебно - наглядные пособия:
Технические средства информации: Интерактивный комплекс с программным обеспечением WindowsXР и программа MicrosoftOffice-PowerPoint. |
|||
Ожидаемые результаты:
|
|||
Этапы занятия |
Деятельность педагога-психолога |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1. Мотивационно – ориентированный блок |
|||
I. Этап актуализация знаний. |
1.Организационный момент. Вступительное слово педагога – психолога! -Здравствуйте, ребята! Совсем недавно вы стали учениками первого класса и уже, наверное, успели заметить, что школа сильно отличается от детского садика. В школе другой режим дня, другие правила, другие требования, которые обязательно нужно выполнять. Учиться в школе не так легко, поэтому я пришла сегодня для того, чтобы помочь вам познакомиться и подружиться друг с другом, а также для того, чтобы вы лучше узнали школьные правила. -Каждый из нас скажет приветствие и сделает приветственный жест, а все остальные этот жест повторят. -Почувствовали, какое хорошее настроение в классе и мы готовы работать. |
Готовность к занятию. Ребята по очереди приветствуют класс, и показываю приветственный жест. |
Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; -положительное отношение к школе. Регулятивные: - самоорганизация; -помнить и удерживать правило, инструкцию; -планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу. Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; -овладеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. |
2.Игра «Мяч по кругу». Педагог - психолог: -Давайте познакомимся. Сейчас мы встанем, и я буду кидать мяч поочередно каждому из вас. Тот, кто поймал мяч, должен назвать свое имя и фамилию, рассказать, что он любит, а что не любит, и бросить мяч обратно мне. Комментарии. При завершении упражнения важно обратить внимание участников на разнообразие эмоций, которые связанны с этим событием. |
Перекидывают мяч друг другу, называют свое имя и фамилию, рассказывают, что они любит, а что не любят. |
Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; -овладеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. Регулятивные: -помнить и удерживать правило, инструкцию; -планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу. |
|
1.2. Этап создание проблемной ситуации. |
3.Упражнение «Урок или перемена» Педагог-психолог: А сейчас я хочу проверить, насколько вы хорошо ли вы знаете правила. Я буду называть действия, а вы отвечать: «УРОК» – когда дело происходит на уроке, или: «ПЕРЕМЕНА» – когда на перемене. Если я поднимаю руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, а я показываю на кого-то одного, отвечает именно он. Попробуем? Комментарии. Внимательно слушать, баловаться, прыгать, читать, отвечать у доски, играть, кричать, поднимать руку, писать в тетради, бегать, выкрикивать, драться 4. «Конкурс загадок» Педагог-психолог: -Ребята вы молодцы! Справились с этим заданиям. А сейчас предлагаю вам отгадать несколько загадок! Комментарии. Воспользуйтесь карточкой для педагога-психолога «Загадки для первоклассников» и проведите конкурс загадок. 5.Упражнение «Что лежит в портфеле?» Педагог-психолог: -Молодцы ребята. Сейчас я буду бросать каждому из вас мяч, и называть какой-то предмет. Если он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно. Давайте начнем! Комментарии. Предметы: линейка, ручка, кукла, карандаш, жвачка, тетради, журнал с картинками, учебник, игрушки. Упражнение «Урок или перемена» |
Обучающиеся выполняют упражнение, и отвечают на вопросы когда происходит действие на перемене, или на уроке. Учувствуют в конкурсе загадок. |
Коммуникативные: -активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; -положительное отношение к школе; -принятие социальной роли ученика; -сформированность внутренней позиции школьника. Регулятивные: -помнить и удерживать правило, инструкцию; -планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу. |
1.3. Целеполагание. |
5.Игра «Встаньте те, кто…» Педагог-психолог: - А сейчас немножко поиграем: я буду произносить фразу «Встаньте те, кто…" и называть какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают. Комментарии «Встаньте те, кто любит учиться, читать книги, рисовать, общаться с ребятами…». 7.Уупражнение «Сказка про школу» Педагог - психолог: -Молодцы ребята! Многое вы уже знаете. А знаете ли какие правила поведения в школе существуют? Я предлагаю вам послушать сказку про школу и ответить на вопросы. Вопросы для обсуждения 1. Что важного вы услышали? 2. Какой вывод мы можем сделать? 3. Зачем нужны правила в школе? 4. Есть ли разница, как себя вести с учителем, незнакомцем, родителями? 5. Если вы будете обнимать незнакомца, грубить маме, не выполнять домашнее задание – что произойдет? Комментарий: на этом этапе дети проникаются духом нового периода жизни. 4. Плакат «Правила школы» Педагог-психолог: -Правила нужны в школе, они дают возможность учиться, дружить, играть. Соблюдать правила должны все, не только ученики. Правила подсказывают нам, как себя вести по отношению к каждому человеку. Комментарии. Далее повесьте в классе плакат «Семь правил, которые нужно соблюдать в школе». Обсудите каждый пункт и значение правил. |
Обучающиеся играют в игру. Выполняют упражнение «Что лежит в портфеле». Отвечают на вопросы педагога – психолога. Рассказывают, какие правила поведения в школе они знают. Слушают сказку о школе, и отвечают на вопросы педагога – психолога. Рассматривают плакат «Правила поведения в школе». |
Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -положительное отношение к школе; -принятие социальной роли ученика. Регулятивные: -начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; -помнить и удерживать правило, инструкцию. Познавательные: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: -готовность слушать собеседника и вести диалог; -решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: актуализация, проблематизация, целеполагание. По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия педагога-психолога: объяснительно-иллюстративный, проблемный. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия педагога-психолога и учащегося: беседа, дискуссия. |
|||
2. Организационно-деятельностный блок. |
|||
2.1.Этап моделирования. |
6.Упражнение «Качества первоклассника» Педагог-психолог: -Молодцы ребята, уволили правила поведения в школе. А как вы думаете, что еще нужно первоклассникам для хорошей учебы, кроме хорошего поведения в школе? У вас нарисован паровозик. Он едет в первый класс и везет ребятам то, что им поможет хорошо учиться. Нарисуйте, пожалуйста, на вагончиках то, что вы хотели бы получить для отличной учебы в школе. Когда вы закончите свои рисунки – выходите к доске, и обсудим,. Комментарии. Проведите с детьми обсуждение и назовите основные качества, необходимые для успешной учебы. |
Рисуют на вагончиках то, что они хотят получить в школе. Крепят свои рисунки к паровозику. Возвращаются в круг, анализируют свои ответы. |
Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -положительное отношение к школе; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Регулятивные: -начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Познавательные: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: -активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; -решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). |
Психогимнастическое упражнение «Гомеостат» Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем. |
|||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: моделирование. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия педагога-психолога: частично-поисковый. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия педагога-психолога и учащегося: беседа, элементы дыхательной гимнастики. |
|||
3.Рефлексивно-оценочный блок |
|||
3.1.Рефлексия |
1. Упражнение «Доброжелательное послание» Педагог-психолог: -Наше занятие близится к завершению, поэтому давайте дадим друг другу доброе напутствие. И сделаем мы это следующим образом: вы будете перекидывать друг другу мяч и говорить фразу: «Желаю тебе в первом классе…" (например, найти хорошего друга). 2.Упражнение «Продолжи фразу» Педагог-психолог: -Молодцы ребята, давайте каждый по кругу продолжит предложение, выбирая начало фразы из предложенных на доске: 1.Сегодня на занятии мне понравилось… 2.На занятии я узнал (ла)… 3.На занятии мне запомнилось больше всего… 3. Упражнение «Смайлик настроения». Я предлагаю вам за одну минуту нарисовать смайлик с вашим настроением. — Обратите внимание: мы все сидим в кругу. И это не случайно. Круг – очень гармоничная фигура, без углов. Давайте встанем и сделаем круг из наших ручек. Занятие окончено. Спасибо за вашу работу! Комментарии. Психолог раздает заготовки смайликов и фломастеры Педагог-психолог: |
Ребята рисуют своё настроение. Проговаривают свои возможности и ресурсы. Продолжают фразы. |
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: -самостоятельное выделение познавательной цели Личностные: - способность оценивать значимость своей деятельности на занятии; -самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке Регулятивные: - умение структурировать знания. |
3.2 Опережающее задание |
1.Задание «Дружный класс» Педагог-психолог: Я надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на занятии, пригодятся вам в будущем и послужат хорошим стартом для успешной учебы в школе. Ребята я предлагаю вам, используя тот опыт, который вы получили сегодня подготовиться к следующему нашему занятию. 1.создать герб класса; 2.придумать сказку на тему "Школьная дружба". |
|
|
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: элементы смысловой и познавательной рефлексии и оценивание По характеру познавательной деятельности учащихся и участия педагога-психолога: объяснительно-иллюстративный По источникам знаний: словесный, наглядный По степени взаимодействия педагога-психолога и учащегося: рефлексивные методики |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»