Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок»
Цель программы: Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста, приобщение к культуре здорового образа жизни
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Здоровый ребенок»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
|
Автор-составитель: Галкина Елена Александровна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
|
г. Пласт
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п |
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы |
№ страниц |
1.1 |
Пояснительная записка
|
3 |
1.2 |
Цель и задачи программы
|
4 |
1.3 |
Содержание программы
|
4 |
1.4 |
Планируемые результаты
|
5 |
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
|
||
2.1 |
Календарный учебный график
|
5 |
2.2 |
Учебный план
|
6 |
2.3 |
Условия реализации программы
|
7 |
2.4 |
Формы аттестации
|
8 |
2.5 |
Оценочные материалы
|
8 |
2.6 |
Методические материалы
|
8 |
2.7 |
Список литературы
|
9 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
-
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарного правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
8. Лицензия на осуществления образовательной деятельности МКУ ДО «Аквамарин».
9. Устав образовательной организации.
10. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
11. Другие локальные акты образовательной организации.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В этом возрасте ребенок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Плавание благоприятно воздействует на детский организм и является общепризнанным.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок» знакомит детей дошкольного возраста (6-7лет) с плаванием, приобщает к культуре здорового образа жизни и к занятиям плаванием.
Направленность программы «Здоровый ребенок» по содержанию является физкультурно-спортивной; по уровню освоения ознакомительный.
Ознакомительный уровень предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что основной причиной возникновения несчастных случаев в водной среде является неумение плавать и правильно вести себя в сложных, экстремальных ситуациях. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Отличительной особенностью является то, что процесс реализации данной программы осуществляется в крытом бассейне (малая ванна) МКУ ДО «Аквамарин».
Новизна программы заключается в том, что обучение детей дошкольного возраста плаванию начинается с погружений под воду.
Педагогическая целесообразность
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
- формах и методах обучения (методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование);
- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
-
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста, приобщение к культуре здорового образа жизни.
Задачи программы
Обучающие:
-
Обучить навыку плавания
Развивающие:
-
Развивать двигательную культуру
Воспитательные:
-
Приобщать к культуре здорового образа жизни.
-
Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок» состоит из двух разделов: теоретическая подготовка и плавательная подготовка.
Продолжительность освоения программы 1 год, 36 недель, 36 занятий. Продолжительность занятия составляет 30 минут, недельная нагрузка – 1 раз в неделю.
Занятия проходят в группах по 12 человек.
Зачислен, в группу может каждый ребенок (прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общем порядке) при наличии письменного разрешения врача.
Форма обучения: очная или очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий).
Раздел 1. Теоретическая подготовка (1 час)
Тема: Правила поведения в бассейне и техника безопасности на занятиях (1 час), способствует формированию знаний о правилах поведения в бассейне и техники безопасности на воде.
Раздел 2. Плавательная подготовка (34 часа)
Плавательная подготовка направлена на овладение жизненно необходимого навыка - умения плавать.
2.1 Тема: Ознакомление с плотностью и сопротивлением воды (3 часа) данная тема знакомит с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды.
2.2 Тема: Погружение и открывание глаз в воде (4 часа) нацелена на преодоление инстинктивного страха перед погружением в воду, открыванию глаз; ознакомит с выталкивающей подъемной силой воды.
2.3 Тема: Формирование выдоха в воду (4 часа) способствует постановки выдоха в воду, а так же умению задерживать дыхание.
2.4 Тема: Освоение навыка лежания на воде (6 часов) формирует навык удерживаться у поверхности воды, выполнять скольжение на груди.
2.5 Тема: Формирование двигательных навыков плавания (10 часов) знакомит с элементарными движениями ногами и руками при плавании на груди.
2.6 Тема: Игры на воде (6 часов) способствуют преодолению страха перед водой, развитию физических и умственных возможностей детей, воспитывают волю, чувство коллективизма и товарищество; закрепляют навыки в игровой форме.
-
Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся должны
Знать:
- правила поведения в бассейне и технику безопасности на воде.
Уметь:
- соблюдать правила поведения и технику безопасности на воде;
- без боязни держаться на воде, плавать;
- соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
|
Начало освоения программы |
1 октября 2021г. |
Начало учебного года |
1 октября 2021г. |
Окончание учебного года |
30 июня 2022г. |
Продолжительность учебного года (учебные часы) |
36 часов |
Входной контроль знаний |
с 1 октября по 1 ноября |
Текущий контроль успеваемости |
В течение всего периода освоения программы |
Промежуточная аттестация обучающихся |
с 15 декабря по 30 декабря |
Итоговая аттестация |
с 15 мая по 31 мая |
Продолжительность учебных занятий |
30 минут |
Выходные и праздничные дни, связанные с государственными праздниками |
Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ: 4 ноября – День народного единства; 1,2,3 – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День независимости России |
2.2 Учебный план
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
Форма аттестации |
1 |
1 раздел Теоретическая подготовка |
1 |
|
1.1 |
Правила поведения в бассейне и техника безопасности на занятиях |
1 |
|
2 |
2 раздел Плавательная подготовка |
33 |
|
2.1 |
Ознакомление с плотностью и сопротивлением воды |
3 |
|
2.2 |
Погружение и открывание глаз в воде |
4 |
|
2.3 |
Формирование выдоха в воду |
4 |
тестирование |
2.4 |
Освоение навыка лежания на воде |
6 |
тестирование |
2.5 |
Формирование двигательных навыков плавания |
10 |
тестирование |
2.6 |
Игры на воде |
6 |
|
3 |
Промежуточная аттестация |
1 |
тестирование |
4 |
Итоговая аттестация |
1 |
тестирование |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Теоретическая подготовка (1 час)
1.1 Тема: Правила поведения и техника безопасности на занятиях (1 час)
Теория: Инструктаж, беседа по правилам поведения и технике безопасности на занятиях.
К занятиям в бассейне допускаются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
На занятиях по плаванию необходимо строго соблюдать дисциплину, вход и выход из воды разрешать только по команде педагога. Все передвижения по помещению бассейна спокойным медленным шагом.
Раздел 2. Плавательная подготовка (33 часа)
2.1 Тема: Ознакомление с плотностью и сопротивлением воды (3 часа)
Практика: Выполнение упражнений для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.
К упражнениям данной темы относят: упражнения на освоение с водой и снятие чувства страха перед непривычной средой; упражнения на ознакомление со свойствами воды; передвижения и бег по дну в различных направлениях и положениях; выпрыгивания из воды; движения руками («полоскание белья») и т.д.
2.2 Тема: Погружение и открывание глаз в воде (4 часа)
Практика: Выполнение упражнений на погружение, ныряние.
К упражнениям данной темы относят: различные погружения в воду (до уровня носа, глаз, с головой); подныривания под обруч (резиновый круг, доску); открывание глаз в воде, упражнения на ныряние.
2.3 Тема: Формирование выдоха в воду (4 часа)
Практика: Выполнение упражнений на дыхание
Упражнения выполняются у бортика, держась руками за поручень; выполнение упражнений в парах «Насос»; передвижения по воде с доской вдох-выдох; скольжение на груди на задержанном дыхании; скольжение на груди постановкой дыхания.
2.4 Тема: Освоение навыка лежания на воде (6 часов)
Практика: Выполнение упражнений на всплывание, лежание на воде; выполнение упражнения на скольжение.
К упражнениям данной темы относят: «Медуза», «Звездочка», «Поплавок»; скольжение на груди с помощью доски, скольжение без доски, скольжение с разными положениями рук.
2.5 Тема: Формирование двигательных навыков плавания (10 часов)
Практика: Выполнение элементарных движений ногами и руками при плавании на груди; плавание на груди облегченным способом.
Упражнения:
- движения ногами у бортика, взявшись руками за поручень;
- движения ногами, с плавательной доской в руках, движения ногами в скольжении;
- движения руками на месте «Мельница»;
- движения руками передвигаясь по воде шагом;
- движения руками с доской;
- выполнение элементарных движений руками и ногами у болтика, в скольжении, с доской в руках;
- плавание на груди облегченным способом.
2.6 Тема: Игры на воде (6 часов)
Практика: Игры на воде
На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Примерные игры: «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?», «Кто дальше проскользит?», «Кто выше?», «Море волнуется» и т. д.
3. Промежуточная аттестация (1 час)
Промежуточная аттестация по темам пройденного материала за полугодие, определяет степень усвоения обучающимися учебного материала и отражает результаты обучения.
Контрольные упражнения: вдох-выдох в воду; «Звездочка» в положении на груди.
4. Итоговая аттестация (1 час)
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе отражает результаты освоения программы.
Контрольные упражнения: скольжение на груди; плавание на груди (5метров).
2.3 Условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок» реализуется в МКУ ДО «Аквамарин», г.Пласт, ул. Титова, 2.
Материально - техническое обеспечение программы
Бассейн малой ванны оснащен раздевалками и душевыми.
Малая ванна имеет размер:
Длина – 10 м., ширина – 6 м.;
Минимальная глубина – 0,9м.;
Максимальная глубина – 1,1 м.
Плавательный инвентарь: надувные круги, нарукавники, поддерживающий пояс, плавательные доски, поплавок (калабашка), нудлс (аквапалка), и др.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - ответственный за проведение занятий, согласно образовательной программе. Несет ответственность за безопасность обучающихся на воде.
Инструктор по гигиене – ответственный за состояние здоровья обучающихся, при необходимости оказывает медицинскую помощь.
Матрос спасатель – ответственный за безопасность на воде (производит наблюдение за обучающимися в воде, находясь в помещении бассейна), оказывает помощь в подготовке плавательного инвентаря.
2.4 Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится по итогам обучения за полугодие, с 15 декабря по 30 декабря, в форме тестирования (выполнение контрольных упражнений). Уровень знаний, умений и навыков обучающихся оценивается на промежуточной аттестации по системе, отраженной в дополнительной общеобразовательной программе.
Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимися содержания программы, проводится по окончании срока обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, с15 мая по 31мая, в форме тестирования (выполнение контрольных упражнений).
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме протокола.
Обучающимся, по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (итоговой аттестации), выдается справка о прохождении обучения в Учреждении дополнительного образования.
2.5 Оценочные материалы
Контрольно-оценочная деятельность в рамках промежуточной и итоговой аттестации осуществляется с использованием оценочных материалов. Оценка умений и навыков проводится по 5 бальной системе.
Критерии оценивания плавательной подготовки:
5 баллов - упражнение выполняется уверенно, с соблюдением основных требований к технике данного упражнения;
4 балла - упражнение выполняется уверенно, но есть незначительные ошибки в выполнении данного упражнения;
3 балла - упражнение выполняется неуверенно, есть ошибки в технике;
2 балла – выполнены отдельные элементы упражнения.
Материалы для оценки плавательной подготовки
№
|
Тестирование (контрольные упражнения) |
|
Декабрь |
Май |
|
1
|
Вдох-выдох в воду |
Скольжение на груди |
2 |
«Звездочка», в положении на груди |
Плавание на груди, дистанция 5 метров |
Материалы для оценки плавательной подготовки в рамках промежуточной и итоговой аттестации в условиях доукомплектования, в соответствии с установленными нормативами количественного состава групп
Тестирование (контрольные упражнения) |
|
Декабрь |
Май |
Вдох-выдох в воду |
Скольжение на груди |
2.6 Методические материалы
Групповые и индивидуально-групповые методы обучения: метод воспитания, метод организации практической деятельности, метод упражнений, игровой метод.
Образовательные технологии:
Технология группового обучения: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Здоровьесберегающие технологии: понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье.
Технология дифференцированного обучения: овладение умением приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера.
Технология игровой деятельности: умение сотрудничать в группе.
Технология дистанционного обучения: умения организовать процесс обучения на основе использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.
№ п/п |
Раздел |
Форма занятия |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Методический и дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
I |
Теоретическая подготовка
|
Инструктаж Беседа |
Фронтальный Вербальный Наглядный Объяснительно-илюстративный
|
Плакаты Иллюстрации
|
|
II |
Плавательная подготовка |
Занятие Урок Игра
|
Фронтальный Вербальный Наглядный Объяснительно-побуждающий
|
Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт , 2017г. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: росвещение, 2014г. «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2018г. |
Спасательные круги Нарукавники Обручи Плавательные доски Поплавки Нудлсы
|
2.7 Список литературы
Список литературы для педагогов
-
Буйвола Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый — №15. С. 567-572. 2018г.— URL https://moluch.ru/archive/95/21459/
-
Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт , 2017г.
-
Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение, 2014г.
-
Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада / Осокина Т.И. и др. - М.: Просвещение, 1991г.
-
Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2018г.
-
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс] .— URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
Список литературы для обучающихся
1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. М: Физкультура и спорт, 2018г.
2. Велитченко В.К. Как научиться плавать /М.:Терра-Спорт, 2015г.
Список литературы для родителей
1.Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание /М.: ООО «Издательство АСТ», 2017г.
2. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей /Москва «Физкультура и спорт» - 2017г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»