Программа дополнительного образования «Волшебная ниточка»
Программа дополнительного образования «Волшебная ниточка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»
Принято: Утверждаю:
На заседании педагогического совета Заведующая МБДОУ «Северяночка»
протокол № от «______» _________ _________________С. В. Зайцева
Программа дополнительного образования
«Волшебная ниточка»
Программа рассчитана на детей 5-7 лет
Срок освоения программы 2 года
Автор-составитель программы:
Айдакова Александра Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории
Село Горки
Шурышкарский район
2015 год
Оглавление
№ |
Наименование |
Страница |
1 |
Пояснительная записка |
3 |
2 |
Актуальность |
5 |
3 |
Цель программы |
6 |
4 |
Задачи программы |
7 |
5 |
Отличительные особенности программы |
8 |
6 |
Интеграция образовательных областей |
8 |
7 |
Содержание программы |
9 |
8 |
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет (первый год обучения) Первый этап «Угол» |
10 |
9 |
Учебно-тематический план для детей 6-7 лет (второй год обучения) Второй этап «Круг» |
15 |
10 |
Методическое обеспечение |
17 |
11 |
Предполагаемые результаты |
18 |
12 |
Литература |
21 |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебная ниточка» является программой художественно-эстетической направленности способствующей когнитивному и творческому развитию дошкольника. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить - так называется этот вид деятельности.
Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).
Ниткография – вид искусства, который называют также изонитью, оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого – вышивка нитками на картоне. Не всегда детский рисунок соответствует тому представлению о качестве и оригинальности, которое имеет ребѐнок. А ниткография – необычный способ изображения – позволяет практически сразу получать «рисунок» высокого качества и высокой художественной привлекательности.
Достоинство работы в том, что изображение выполняется довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребѐнка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив еѐ.
Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия с изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.
Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
-
Органов движения;
-
Органов познания;
-
Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Известный педагог Сухомлинский В. А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
На основании электрофизиологических исследований Панащенко Л.А. были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук.
В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (Павлов И.П.)
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити.
Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребѐнка. Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительномоторная координация, «осмысленная моторика»).
Новизна программы «Волшебная ниточка» заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Актуальность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.
Педагогическая целесообразность - занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие».
Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками свидетельствуют, что занятия этим видом деятельности являются привлекательными, доступными и интересными как для девочек, так и для мальчиков.
Занятия по данной программе способствуют активному развитию у ребѐнка:
-
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
-
сенсорного восприятия;
-
глазомера;
-
логического мышления;
-
воображения;
-
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
-
художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счѐте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Задачи:
Образовательные:
-
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
-
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
-
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
-
Дать понятие о точке отсчёта.
-
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
-
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
-
Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
-
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
-
Научить работе с трафаретом.
-
Научить технике работы с изонитью.
-
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Развивающие:
-
Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
-
Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
-
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
-
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
-
Способствовать развитию абстрактного мышления.
-
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
-
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
-
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
-
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
-
Развивать активный и пассивный словарь детей.
-
Развивать объяснительную и доказательную речь.
-
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Воспитательные:
-
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
-
Воспитывать эстетический вкус.
-
Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Отличительные особенности программы: программа «Волшебная ниточка» рассчитана на полный курс обучения детей 5-7 лет новой для них технике - изонить. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. В процессе реализации программы допускается проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и уровня освоения программы. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются диски с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познание, художественное творчество, познавательно-исследовательская деятельность.
Познание (Развитие математических представлений) - угол, величина, длина сторон, окружность, хорда, её длина и направление; количественный и порядковый счет, точка отсчета, ориентировка на плоскости.
Речевое развитие - развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи, монологической речи, введение в активную речь детей математических терминов.
Познание (Ознакомление с окружающим и экспериментирование) - расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления и целеполагания.
Социализация (театрализованная деятельность) - развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, воспитание любви к театру и различным жанрам литературных произведений.
Художественное творчество - знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, знакомство с цветом, образами, сюжетами, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
Программа сочетается с образовательной областью «Художественное творчество» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, не дублируя еѐ, а дополняя работой в новой технике с использованием других инструментов (шило, игла).
Содержание программы
-
Вводное занятие.
-
Знакомство с историей появления и развития техники изонити.
-
Инструменты и материалы.
-
Подготовка к работе с изонитью.
-
Базовая форма угол.
-
Выполнение угла.
-
Базовая форма круг, овал.
-
Выполнение круга.
-
Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла кленовый лист, снежинка, елочка, звездочка, домик и т.п.)
-
Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга (солнышко, узор в круге, снеговик, цыпленок, бабочка.
-
Выполнение сюжетного изображения, содержащего в себе круги и углы.
-
Выставка поделок.
-
Выполнение изображения «волна», «дуга»
-
Выполнение изображений, содержащих в себе «волну», дугу», овал, круг, треугольник.
-
Выполнение тематических композиций.
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет
(первый год обучения)
Первый этап «Угол»
№ п/п |
Тема |
Методические рекомендации |
Создание развивающей среды |
Время проведение |
|
||||
1. |
Вводное занятие |
Рассказать детям о «Техники Изонить», о видах нитей и бумаги, о истории вышивания. Познакомить с техникой безопасности при работе с ножницами и иглой, с инструментами необходимыми для работы с детьми. |
Образцы нитей Образцы бумаги Инструменты (показ детям) Показ работ |
Сентябрь |
2. |
«Грибок» |
Научить отличать детей лицевую и изнаночную сторону изделия, выполнять узор острого угла. Дать понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать угол. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла. |
Образец заполнения угла |
Сентябрь |
3. |
«Домик» |
Научить выполнять тупой угол. Научить подбирать цвет нитей. |
Образец нитей, игра, картон |
Сентябрь |
4. |
«Рыбка» |
Закрепление знаний последовательности выполнения работы. Познакомить детей с линейкой. Дать понятие: прямой угол, острый угол, тупой угол. |
Образец «Рыбка» |
Октябрь |
5. |
«Морковь» |
Упражнять в выполнении острого угла. Научить закреплять нить после её окончания. Вспомнить название овощей и их внешний вид. |
Загадки, образцы заготовки для детей, пословицы о труде |
Октябрь |
6. |
«Закладка» |
Закрепление навыка выполнения углов на узкой полоске картона. Учить закреплять нить на обратной стороне закладки. |
Образец «Закладки» |
Октябрь |
7. |
«Узор на закладке» |
Выполнить узор, состоящий из 3 углов и выбрать направление углов. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. Учить пользоваться линейкой Закреплять умение самостоятельно подбирать цвет ниток. |
Образцы линеек |
Октябрь |
8. |
«Узор на полосе» |
Закрепить умение выполнять два угла «Техникой Изонить» на полоске цветного картона. Повторить правила техники безопасности при работе с шилом. |
Правила работы с инструментами |
Ноябрь |
9. |
Прямые углы |
Анализ узора на изнаночной стороне заготовки. Определение углов по прямоугольнику. |
Заготовки, трафарет, шило |
Ноябрь |
10. |
«Шапочка – колпак» |
Научить детей работать с трафаретом. Подбирать нужный угол к рисунку. Учить работать с шилом. |
Заготовки, трафарет, шило |
Ноябрь |
11. |
«Зонтик» |
Учить самостоятельно подбирать по трафарету тупой угол для зонтика. Учить самостоятельно наносить узор на картон и прокалывать дырки. Развивать воображение. |
Заготовки, трафарет, шило |
Ноябрь |
12. |
«Телевизионная башня» |
Учить разделять предметы на несколько треугольников. Продолжить тренироваться по прокалыванию отверстий при использовании линейки. Научить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах. |
Правила работы с инструментами, иголка, шило, образец |
Декабрь |
13. |
«Фонарик» |
Продолжить учить пользоваться линейкой, упражнять в работе с шилом. Закрепить знания о пространственном расположении углов. |
Картон, инструменты. |
Декабрь |
14. |
«Загадка» |
Закреплять умения анализировать образец, как с лицевой, так и изнаночной стороны. Упражнять в координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0,5 см. Придумать название полученному на лицевой стороне изделия узора. |
Образцы заполнения узоров, шило, иголка, нитки |
Декабрь |
15. |
«Кленовый лист» |
Упражнять в прокалывании шилом отверстий, и самостоятельном выборе цвета нитей. Анализ работ. |
Образцы заполнения узоров, шило, иголка, нитки |
Декабрь |
16. |
«Снежинка» |
Составить снежинку из шести треугольников. Проанализировать образец. Определить направление углов. Самостоятельно работать с шилом. |
Образцы заполнения узоров, шило, иголка, нитки |
Январь |
17. |
«Ёлочка» |
Учить использовать трафареты, с использованием подкладывания одного треугольника под другой. Упражнять в прокалывании отверстий по трафарету. Повторить правила безопасности при работе с острыми инструментами. |
Образцы заполнения узоров, шило, иголка, нитки |
Январь |
18. |
«Домик» |
Создать образ домика в «Технике Изонить» путём наложения углов друг на друга. Проанализировать образец. Научить детей создавать рисунок по спорным точкам на изнаночной стороне картона и прокалывать отверстие на линейке.
|
Образец заполнения углов, шило, пенопласт, иголка, нитки |
Январь |
19. |
«Рамка для фотографии для папы» |
Продолжить учить пользоваться линейкой, упражнять в работе с шилом. Закрепить знания о пространственном расположении углов. Определить направление углов. |
Образец заполнения углов, шило, пенопласт, иголка, нитки |
Февраль |
20. |
«Подарок для мамы» |
Продолжить учить пользоваться линейкой, упражнять в работе с шилом. Закрепить знания о пространственном расположении углов. |
Образец заполнения углов, шило, пенопласт, иголка, нитки |
Март |
21. |
По замыслу |
Продолжить учить пользоваться линейкой, упражнять в работе с шилом. Закрепить знания о пространственном расположении углов. Развивать творчество детей. |
Образец заполнения углов, шило, пенопласт, иголка, нитки |
Апрель |
22. |
«Мой любимый уголок» |
Оформить выставку. Учить эстетическому оформлению работы. |
Стенд |
Май |
Учебно-тематический план для детей 6-7 лет (второй год обучения) Второй этап «Круг» (окружность) |
||||
№ п/п |
Тема |
Методические рекомендации |
Создание развивающей среды |
Время проведение |
1. |
«Мячик» |
Научить выполнять окружности в «Технике Изонить» пользуясь трафаретами. Познакомить с последовательностью заполнения окружности. |
Образец заполнения окружности, шило, пенопласт, иголка, нитки |
Февраль |
2. |
«Снеговик» |
Создание образца из разных по величине окружностей. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в «Технике Изонить». |
Образец заполнения окружности, шило, пенопласт, иголка, нитки |
Февраль |
3. |
«Птицы» |
Обучение плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов). Закрепление навыков пор выполнению окружностей в «Технике Изонить». |
Образец заполнения окружности, шило, пенопласт, иголка, нитки. Загадки |
Февраль |
4. |
«Девочка в сарафане» |
Соединение окружностей и треугольников для создания образа человека в длинной одежде. Закрепить название цветов. |
Образец заполнения окружности, шило, пенопласт, иголка, нитки. |
Март |
5. |
«Узор из углов и окружностей» |
Совершенствование навыков работы в «Технике Изонить». Создать узоры для углов и окружностей путём накладывания друг на друга. |
Образец заполнения окружности, шило, пенопласт, ножницы, иголка, нитки. |
Март |
6. |
«Узор в круге» |
Учить выполнять окружность с двумя – тремя хордами разной длины. Закрепить приобретенные навыки работы по трафаретам. |
Образец заполнения окружности |
Март |
7- 8-9-10. |
«Одуванчик на лугу» |
Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Анализ образцов, определение размеров трафаретов на глаз. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами. |
Образец заполнения окружности, угла |
Март - Апрель |
11. |
«Перо – жарптица» |
Развивать глазомер. Освоение техники выполнения завитка. |
Образец заполнения окружности, угла |
Май |
12. |
«Улитка» |
Вышить улитку методом завитка. |
Образец заполнения окружности |
Май |
13. |
«Итоговое занятие» |
Закрепить знания детей о круге и о треугольнике. Оформить выставку детских работ «Город мастеров». |
Работы детей |
Май |
Методическое обеспечение
Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения. Учебный адаптированный мною курса занятий рассчитан на 2 года обучения и рассчитан для детей старшей и подготовительной группы со сроком обучения - 2 года.
Первый год обучения – знакомство с «углом», второй год обучения – знакомство с «окружностью». Занятия проходят 2 раза в неделю, во второй половине дня, с подгруппами детей в количестве 6 человек. Продолжительность занятия для детей – 20 - 30 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 12 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
-
Овладение техникой изонити;
-
Изображение углов;
-
Моделирование с их использованием образов;
-
Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити;
-
Моделирование с их использованием образов.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
-
словесные методы (беседа, объяснение);
-
наглядные методы (иллюстрирование);
-
практические методы.
Дидактический материал:
-
иллюстрации;
-
образцы работ;
-
схемы (техника заполнения фигур);
-
стихи, загадки, аудиозаписи.
Техническое оснащение:
-
иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
-
цветные нити разного качества;
-
ножницы с тупым концом;
-
шило;
-
кусок линолеума примерно 25х25 см;
-
цветной картон, бархатная бумага разного размера;
-
линейка, трафареты;
-
цветные карандаши, ручки, фломастеры;
-
бросовый материал для дополнения изображения.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
-
Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами
-
правила заполнения угла, круга, волны
-
правила нанесения проколов для вышивания
-
историю возникновения техники Изонить
Дети должны уметь:
-
заполнять угол, круг, волну;
-
подбирать нитки нужного цвета,
-
выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
-
делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
-
аккуратно выполнять вышивку,
-
оформлять свои изделия,
-
анализировать свою работу.
Подведение итогов осуществляется:
-
в виде составления альбомов готовых поделок;
-
книжек – раскладушек с фотографиями работ;
-
проведение выставок;
-
участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях;
-
оформление выставочного стенда в ДОУ;
-
выступление на родительских собраниях.
Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими знаниями и умениями владеют дети. Для этого целесообразно проводить диагностику в начале года. В конце года проводится диагностика для определения динамики в развитии детей.
Низкий уровень :
-
Все задания выполняет при помощи воспитателя
-
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, но не делает узелок.
-
Не знает и не называет углы, изображает их только при помощи воспитателя.
-
Делит на части с помощью воспитателя.
-
Заполняет угол и окружность только с помощью педагога.
-
Ребёнок знает правила работы с изонитью, но не может применить их на практике - не понимает, как их применить, самостоятельно выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью к воспитателю.
Средний уровень:
-
Знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда требуется помощь воспитателя.
-
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу узелок, делает с помощи педагога.
-
Знает и называет углы, изображает их с помощью треугольника.
-
Знает и показывает стороны и вершину угла.
-
Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их шилом.
-
Заполняет угол и окружность техникой изонити, с нумерации полученных точек.
-
Подбирает цвета
-
Ребенок знает и понимает правила работы, может применить их на практике, но иногда путается и обращается за помощью.
Высокий уровень:
-
Знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу выполняет самостоятельно.
-
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, делает узелок.
-
Знает и называет углы (острый, тупой, прямой) при помощи треугольника изображает их. Знает и показывает стороны и вершину угла.
-
Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их шилом.
-
Заполняет угол и окружность техникой изонити, без нумерации полученных точек.
-
Подбирает цвета.
-
Ребенок знает и понимает правила работы, все задания выполняет самостоятельно, помогает другим.
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение
Литература
-
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.
-
Торгашова В.Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 24с.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»