программа психолого–педагогического сопровождения учащихся в условиях внедрения ФГОС начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа № 2»
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель программы:
Педагог – психолог:
Шилова Н. В.
г. Нягань
2015 г.
Содержание:
1.Пояснительная записка. 3
2. Система типовых задач для оценки сформированности УУД: 8
- Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий.
- Обоснование выбора модельных универсальных учебных действий.
3. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД: 15
- Классификация типовых задач
4. Психопрофилактика. Психологическое просвещение. Консультирование. 25
5. Психологическое развитие и коррекция. 26
6. Научно-методическая работа. 27
7. Список использованной и рекомендуемой литературы. 28
Пояснительная записка
Одним из направлений новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей основы образования и означает необходимость такого содержания в образовании, которое позволит осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся с учетом их особенностей, позволяющее всестороннее раскрыть интеллектуальный и личностный потенциал.
Стандарт второго поколения определяет в качестве образовательных результатов основные компетенции: предметные, метапредметные и личностные. И основной деятельностью психолога школы в процессе психолого-педагогического сопровождения должны стать технологии формирования, измерения компетенций, системы диагностики и коррекции, способствующие созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Цель психологического сопровождения - создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения и воспитания.
Задачи:
1. отслеживать особенности развития познавательной и личностной сфер ученика, динамику психологического развития в процессе обучения;
2. развивать и формировать способности учащихся к самопознанию и самосовершенствованию;
3. выявлять группы детей, нуждающихся в дополнительной психолого-педагогической помощи;
4. уделять особое внимание психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей группы риска;
5. повышать психолого-педагогическую компетентность участников педагогического процесса;
6. способствовать созданию социально-психологических условий для формирования личности;
7. осуществлять принцип преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения определяют следующие принципы:
- конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде,
- соблюдение интересов ребенка,
- системность,
- непрерывность,
- вариативность,
- рекомендательный характер оказания психологической помощи, ориентировка на зону ближайшего развития ребенка.
Основными направлениями психологического сопровождения учащихся являются:
-
Психодиагностическое.
-
Консультативно-просветительское и психопрофилактическое.
-
Коррекционно-развивающее.
-
Методическое.
- Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится специалистом (педагогом-психологом) как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;
- Психологическое просвещение – формирование у учащихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
- Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Предполагаемые результаты: положительная динамика в развитии личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; повышение мотивации к развитию и саморазвитию; повышение адаптивных способностей учащихся, улучшение их социального статуса в коллективе сверстников, положительная динамика в развитии познавательных способностей, освоение образовательной программы.
Критерии оценки: развитие познавательных процессов, мотивации, адаптации, коммуникативной сферы.
Сроки реализации программы: 2015 –2019 годы.
СИСТЕМА ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий.
Обоснование выбора модельных универсальных учебных действий
Выбор модельных универсальных учебных действий для разработки типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий основывался на следующих критериях:
- показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- учет системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.). Системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий;
- учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий. Показательность видов универсальных учебных действий и их значение для развития ребенка меняется при переходе от предшкольного к школьному образованию, поэтому выбор модельных видов универсальных учебных действий для ступени предшкольного и школьного образования может меняться;
- возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.
Опираясь на перечисленные выше критерии, мы выделили следующие модельные виды универсальных учебных действий.
Для ступени начального образования:
- личностные действия самоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку; действие смыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности, действие нравственно-этического оценивания;
- регулятивные действия – действие контроля и оценки во внутреннем плане;
- познавательные действия – действие моделирования, общий прием решения задач;
- коммуникативные действия – действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности.
Требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности универсальных учебных действий
Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую и нетривиальную по своей содержательной направленности. Действительно, хотя современная психология располагает значительным опытом разнообразных психодиагностических исследований, тем не менее, прецеденты создания диагностической системы, охватывающей развитие ключевых учебных компетенций в рамках отечественной психологии и педагогики, нам неизвестны.
Смена базовой парадигмы образования на культурно-деятельностный подход и соответствующий перенос акцента в образовании с обучения знаниям, умениям, навыкам на обеспечение развития универсальных учебных действий (и стоящих за ними компетенций) придает традиционной задаче оценки и контроля результатов обучения совершенно иное направление.
Привычные средства педагогической оценки и даже тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебного процесса: они не пригодны, если требуется оценка не просто умения решать задачи (например, математические), а умение видеть и ставить задачи; они не пригодны, если требуется не просто проверить владение учащимися языком, но его применения в качестве средства общения в реальной коммуникативной ситуации и т.д. и т.п.
Данный комплекс следует всем общим положениям методологии психодиагностической работы в сфере образования (Акимова, Раевский, 1995), соответствует требованиям, которым должен соответствовать методический комплекс, направленный на оценку развития УУД:
-
адекватность методик целям и задачам исследования;
-
теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
-
адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
-
валидность и надежность применяемых методик;
-
профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
-
этические стандарты деятельности психологов.
Рассмотрим последовательно названные требования применительно к оценке УУД.
Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач для оценки универсальных учебных действий изначально разрабатывалась для проведения психолого-педагогического мониторинга УУД и направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам. Вместе с тем его эффективность как диагностического инструмента должна быть определена в результате специальной экспериментальной апробации на репрезентативной выборке.
Теоретическая обоснованность диагностической направленности методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).
Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка. Методический комплекс для оценки развития УУД содержит соответствующую информацию. Теоретической основой для него послужили теория периодизации психического развития, теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности, учение Ж. Пиаже и др. Наличие обширной базы исследовательских данных позволило четко сформулировать показатели развития шести типов УУД и критерии их оценки на предшкольной ступени и в конце начальной школы.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей. В соответствии с этим разрабатываемый методический комплекс оценивает УУД не в традиционной для педагогики форме контрольных и проверочных письменных работ, выполняемых детьми индивидуально, а в контексте заданий, близких их интересам и жизненной практике. Например, широко используются совместно выполняемые детьми задания, задания игрового характера и др.
Что касается требования учета социокультурных особенностей оцениваемого контингента учащихся, то настоящий вариант методического комплекса не обладает какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся. В то же время он ориентирован на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование. Однако как содержательная, так и, особенно, прогностическая валидность предлагаемого комплекса (связь оценок результатов обучения с последующим профессиональным и жизненным успехом учащихся), разумеется, в данном случае представляет принципиальный интерес и требует своей эмпирической проверки.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта, большинства личностных тестов и опросников требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.
Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. В случае недостаточно полного соблюдения правил психологического обследования существует реальная опасность появления ошибочных, неоправданных выводов.
Этические стандарты деятельности психологов. Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов.
Приведем перечень основных принципов этического кодекса психолога, соблюдение которых носит обязательный характер:
-
конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов;
-
отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов: обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки;
-
неразглашение результатов обследования [конкретного индивида]: недопустимо, чтобы какие-либо сведения, содержащие оценки личности учащегося, стали известны администрации или педагогическому составу школы;
-
предоставление интерпретации диагностических результатов [для обследованного индивида].
Следует также учитывать, что проведение любого психологического обследования ребенка возможно только при условии согласия его родителей.
Предлагаемый методический комплекс, направленный на оценку развития УУД, следует рассматривать как первый шаг в данном направлении. Он нуждается в широкой апробации и соответствующей доработке - как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий.
-
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
Классификация типовых задач:
Типы задач (заданий) |
Виды задач (заданий) |
Личностные |
Самоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации |
Регулятивные |
Целеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции |
Познавательные |
Общеучебные; знаково-символические; информационные; логические |
Коммуникативные |
Инициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества; взаимодействия; управление коммуникацией. |
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития УУД |
||||
Возраст учащихся 6,5 – 7 лет (вводная диагностика, 1 класс - начало года) |
||||
Характеристики |
Методики |
Сроки |
Ответственные |
|
Личностные универсальные учебные действия |
||||
Самоопределение - позиция школьника |
«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог- психолог Кл. руководитель |
|
- самооценка |
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы) |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог Кл. руководитель |
|
Смыслообразование- мотивация |
Определение мотивов учения. (Методика М.Р. Гинзбург) |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог |
|
Нравственно – этическое оценивание |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциациация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в идификации Е.А. Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог |
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
||||
-Сформированность ориентировочной, контрольной, исполнительной части действия |
«Выкладывание узора из кубиков» / «Разрезные картинки» |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог |
|
-Сформированность внимания, самоконтроля |
«Тест Тулуз – Пьерон» |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
||||
Сформированность коммуникативных навыков («активность – догадливость») |
Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» - авторы Л.М.Ковалева, Н.Н. Тарасова. «Узор под диктовку» / «Рукавичка» (Цукерман и др., 1992) |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог Кл. руководитель |
|
-Коммуникативно-речевые действия |
«Диагностика уровня развития речи» (устная речь/ вербальная речь) |
Сентябрь |
Логопед Педагог-психолог |
|
Познавательные универсальные учебные действия |
||||
-Логические универсальные действия |
2 – 14 субтесты «Методика Л.А. Ясюковой» |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог |
|
Возраст учащихся 7 лет (промежуточная диагностика, 1 класс - конец года) |
||||
Характеристики |
Методики |
Сроки |
Ответственные |
|
Личностные универсальные учебные действия |
||||
Самоопределение - позиция школьника |
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) |
Апрель |
Педагог- психолог Кл. руководитель |
|
- самооценка |
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы) |
Апрель |
Педагог- психолог Кл. руководитель |
|
Смыслообразование- мотивация |
Определение мотивов учения. (Методика М.Р. Гинзбург) |
Апрель |
Педагог- психолог |
|
Нравственно – этическое оценивание |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциациация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в идификации Е.А. Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
Апрель |
Педагог- психолог |
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
||||
-Сформированность ориентировочной, контрольной, исполнительной части действия |
«Выкладывание узора из кубиков» / «Разрезные картинки» (цель: выявление развития регулятивных действий) |
Апрель |
Педагог- психолог |
|
-Сформированность внимания, самоконтроля |
«Тест Тулуз – Пьерон» / графический диктант |
Апрель |
Педагог- психолог |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
||||
Сформированность коммуникативных навыков («активность – догадливость») |
Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» - авторы Л.М.Ковалева, Н.Н. Тарасова. «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992) /«Рукавичка» |
Апрель |
Педагог- психолог Кл. руководитель |
|
Коммуникативно-речевые действия |
«Диагностика уровня развития речи» (устная речь/ вербальная речь) |
Май |
Логопед Педагог- психолог |
|
Познавательные универсальные учебные действия |
||||
-Логические универсальные действия, память |
«Диагностика словесно-логического мышления» (Методика Л.И. Переслени, Л.Ф.Чупрова) / Матрицы Равена. «10 слов» (Методика А. Р. Лурия) |
Апрель |
Педагог- психолог |
|
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития УУД |
||||
Возраст учащихся 8 лет (промежуточная диагностика – 2 класс) |
||||
Характеристики |
Методики |
Сроки |
Ответственные |
|
Личностные универсальные учебные действия |
||||
Самоопределение - позиция школьника - самооценка |
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы) |
Декабрь |
Педагог- психолог |
|
Смыслообразование- мотивация |
«Опросник оценки школьной мотивации» Т. А. Ратанова |
Декабрь |
Педагог- психолог |
|
Нравственно – этическое оценивание |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциациация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в идификации Е.А. Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
Декабрь |
Педагог- психолог |
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
||||
-Сформированность ориентировочной, контрольной, исполнительной части действия -Сформированность внимания, самоконтроля |
«Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) / Графический диктант |
Декабрь |
Кл. руководитель Педагог- психолог |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
||||
Сформированность коммуникативных навыков («активность – догадливость») Коммуникативно – речевые действия |
«Кто прав?» (Методика Цукерман Г.А.) .)/ Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель») |
Декабрь |
Педагог- психолог |
|
Познавательные универсальные учебные действия |
||||
-Логические универсальные действия |
«Диагностика словесно-логического мышления» (Методика Л.И. Переслени, Л.Ф.Чупрова) / Матрицы Равена / Тесты Э. Ф. Замбицявиченя. «10 слов» (Методика А. Р. Лурия) |
Декабрь |
Педагог- психолог |
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития УУД |
|||
Возраст учащихся 9 лет (промежуточная диагностика – 3 класс) |
|||
Характеристики |
Методики |
Сроки |
Ответственные |
Личностные универсальные учебные действия |
|||
Самоопределение - позиция школьника - самооценка |
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) |
февраль |
Педагог-психолог |
Смыслообразование- мотивация |
«Опросник оценки школьной мотивации» Т. А. Ратанова |
февраль |
Педагог- психолог |
Нравственно – этическое оценивание |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциациация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в идификации Е.А. Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
февраль |
Педагог- психолог |
Регулятивные универсальные учебные действия |
|||
-Сформированность ориентировочной, контрольной, исполнительной части действия -Сформированность внимания, самоконтроля |
«Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) / Графический диктант |
февраль |
Кл. руководитель Педагог- психолог |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|||
Сформированность коммуникативных навыков («активность – догадливость») Коммуникативно – речевые действия |
«Кто прав» (Методика Цукерман Г.А.)/ Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель») |
февраль |
Кл. руководитель Педагог- психолог |
Познавательные универсальные учебные действия |
|||
-Логические универсальные действия |
«Диагностика словесно-логического мышления» (Методика Л.И. Переслени, Л.Ф.Чупрова) / Тесты Э. Ф. Замбицявиченя/ Матрицы Равена. «10 слов» (Методика А. Р. Лурия) |
февраль |
Педагог- психолог |
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития УУД |
|||
Возраст учащихся 10 лет (итоговая диагностика – 4 класс) |
|||
Характеристики |
Методики |
Сроки |
Ответственные |
Личностные универсальные учебные действия |
|||
Самоопределение - регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности - самооценка |
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы) |
Октябрь |
Педагог- психолог |
Смыслообразование- мотивация |
«Опросник оценки школьной мотивации» Т. А. Ратанова |
Октябрь |
Педагог- психолог |
Уровень тревожности, самочувствия |
Опросник Филлипса «Школьная тревожность» |
Апрель |
Педагог- психолог |
Регулятивные универсальные учебные действия |
|||
-Сформированность ориентировочной, контрольной, исполнительной части действия -Сформированность внимания, самоконтроля |
Диагностика уровня развития младших школьников при переходе в среднее звено Л. Т. Басов, Л.Ф. Тихомирова. |
Февраль |
Педагог- психолог |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|||
Сформированность коммуникативных навыков («активность – догадливость») Коммуникативно – речевые действия |
Диагностика уровня развития младших школьников при переходе в среднее звено Л. Т. Басов, Л.Ф. Тихомирова. |
Февраль |
Педагог- психолог |
Познавательные универсальные учебные действия |
|||
-Логические универсальные действия |
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено Л. Т. Басов, Л.Ф. Тихомирова. |
Март |
Педагог- психолог |
-
Психопрофилактика. Психологическое просвещение. Консультирование.
Участники образовательного процесса |
Цель |
Виды деятельности |
Родители (законные представители) |
Повышение психологической культуры родителей |
Подготовка рекомендаций по формированию универсальных учебных действий, информирование о результатах диагностики на индивидуальных и групповых консультациях, родительских собраниях |
Педагоги |
Выработка единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу. Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников |
Подготовка рекомендаций по формированию универсальных учебных действий, групповые и индивидуальные консультации |
Обучающиеся |
Повышение психологической культуры школьников |
Групповые и индивидуальные консультации, часы общения, классные часы, индивидуальные и групповые развивающие занятия. |
Администрация ОУ |
Создание единого комфортного образовательного пространства |
ППк, организация и проведение родительских собраний. Информирование через школьный сайт о психолого-педагогическом сопровождении учащихся. |
-
Психологическое развитие и коррекция.
Универсальные учебные действия |
Цель |
Виды деятельности |
Личностные универсальные учебные действия |
Развитие и коррекция личностных особенностей школьника (тревожность, гиперактивность, агрессивность, дезадаптация) |
Программа эмоционально-личностного развития учащихся 1 – 2 классов ( Микляева А.В., Румянцева П.В., Слободяник Н.П.); Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 – х классов, испытывающих трудности в адаптации к школе (Микляева А.В., Румянцева П.В.); Индивидуальные и групповые занятия с использованием развивающих упражнений (Монина Г.Б., Лютова Е.К., Микляева А.В., Румянцева П.В.) |
Познавательные универсальные учебные действия |
Способствовать формированию у учащихся психологической основы обучения, повысить уровень их общего психологического и умственного развития |
«120 уроков психологического развития младших школьников» (Н.П. Локалова) – 1-4 класс. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Создать условия для развития социального интеллекта учащихся (развитие эмоционально-личностной, коммуникативной сферы учащихся) |
Программа эмоционально-личностного развития учащихся 1 – 2 классов. (Микляева А.В., Румянцева П.В., Слободяник Н.П.) |
-
Научно-методическая работа.
Универсальные учебные действия |
Цель |
Виды деятельности |
Личностные универсальные учебные действия |
Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников |
Индивидуальные и групповые занятия с педагогами, направленные на профилактику синдрома профессионального выгорания и личностный рост. Разработка методических рекомендаций по отслеживанию индивидуальных достижений обучающихся |
Познавательные универсальные учебные действия |
Сообщения на ШМО учителей начальных классов по проблемам: «Психофизиологические особенности школьников», «Развитие познавательных психических процессов на уроках» |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Обучение приемам эффективной коммуникации на уроках. |
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.Болсуновская
Н. Первые шаги. Психологическое
сопровождение внедрения НОС // Школьный
психолог. – 2011.- № 15. – с.35-40
2. Битянова
М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.
Методические рекомендации к рабочей
тетради «Учимся учиться и действовать».
Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий / Под. Ред. М.Р.Битяновой,
С.Г.Яковлевой – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2012
3. Битянова М.Р.,
Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться
и действовать. Мониторинг метапредметных
универсальных учебных действий: Рабочая
тетрадь. 1 класс / Под. Ред. М.Р.Битяновой,
С.Г.Яковлевой – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2012
4. Выготский Л.С.
Динамика умственного развития школьника
в связи с обучением// Выготский Л.С.
Педагогическая психология/ Под ред.
В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. –
с.390-410
5. Клюева Т.Н. Как нам жить с
новым стандартом?// Школьный психолог.
– 2011.- №9. – с.33-34
6. Лютова Е.К.,
Монина Г.Б.. Тренинг эффективного
взаимодействия с детьми. – СПБ., 2000
7.Оценка
достижения планируемых результатов в
начальной школе. Система заданий. В 2
ч., Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А.
Карабанова и др.] // Под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009
8.
Планируемые результаты начального
общего образования / [Л.Л. Алексеева,
С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] //
Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
— М.: Просвещение, 2009
9. Приказ
Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26 августа
2010г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования"»
10.
Приказ Министерства образования РФ и
Государственного комитета РФ по высшему
образованию от 31 августа 1995г. № 463/1268
«Об утверждении тарифно-квалификационных
характеристик (требований) по должностям
работников учреждений образования
…»
11. Примерная основная
образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е.
С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191
с.
12.
Психологическая поддержка младших
школьников: программы, конспекты занятия
/ авт.-сост. О.Н.Рудякова.- Волгоград:
Учитель, 2008.
13.
Федеральный государственный стандарт
начального общего образования. - М.:
Просвещение, 2009
14.Беглова
Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. «Школьный
старт». Педагогическая диагностика
стартовой готовности к успешному
обучению в начальной школе: Рабочая
тетрадь для первоклассников. – Самара:
Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012
15. Беглова
Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая
А.Г. Методические рекомендации к рабочей
тетради «Школьный старт». Педагогическая
диагностика стартовой готовности к
успешному обучению в начальной школе:
Рабочая тетрадь для первоклассников.
– Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров»,
2012
16. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев
А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться:
Книга для учителей и родителей.- СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз»,
2000. – 159 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
19.
Оценка достижения планируемых результатов
в начальной школе. Система заданий. В 2
ч., Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А.
Карабанова и др.] // Под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение,
2009
20. Планируемые результаты
начального общего образования / [Л.Л.
Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова
и др.] // Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
21. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с.
23.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.: Генезис, 2000.- 192с.
24. Овчарова Р.В. Психология ответственного родительства. М, ТЦ «Сфера», 2006.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
Уникальность текста работы составляет 33 %. К сожалению, ранее в интернете уже были опубликованы аналогичные материалы.