Квест для старших дошкольников по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «По страницам книг»
Квест для старших дошкольников по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» -
«По страницам книг»
Сидорчук Мирослава Витальевна
МДОБУ "Детский сад 17 "Жемчужинка" комбинированного вида"
Минусинск
Цель: создание условий для знакомства детей с книгой, формирование представлений о составляющих частях книги и способе оформления простой книги (на примере азбуки) в ходе экспериментально – практической деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления детей о книге, её предназначении и основных частях;
2. Заинтересовать детей непривычным способом рисования;
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей;
4. Создать коммуникативно - активную социальную среду взаимодействия детей через различные виды речевого и невербального общения;
5. Воспитывать уважительное отношение и эстетическую привязанность к книге.
Предварительная работа: рассматривание книг из группового «Центра книг», развивающая игра «Волшебные превращения предметов», инструктаж детей по технике безопасности «Если мы не знаем, что у нас в стакане».
Методы и приемы:
-
Словесные (беседа, вопросы к детям, чтение отрывков произведения);
-
Проблемные (проблемные ситуации, проблемные вопросы);
-
Наглядные (демонстрация Книжного острова, игровых карточек);
-
Игровые (развивающая игра «Изобретатель», игровая основа построения НОД);
-
Практические (создание Азбуки, изобразительно –творческая деятельность);
-
Элементарное экспериментирование.
Материалы и оборудование: 2 сотовых телефона с «громкой связью», макет «Книжный остров» (макет + ткань для драпировки), «Волшебная книга», Книга сказок с отрывками из произведений, папка-скоросшиватель «Азбука»+ чистые листы для неё, выставка книг разной конфигурации, салфетка; стаканчики с соком лимона, лука, молоком; кисти, листы бумаги, утюг (+ столик с пледом); звукозапись «Ураган».
Интеграция образовательных областей:
-
Социально-коммуникативное развитие;
-
Познавательное развитие;
-
Речевое развитие;
-
Художественно-эстетическое развитие;
-
Физическое развитие.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Вводная часть (в приёмной)
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
В. - Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
В. – Я приготовила для вас очень интересную книгу. Я так вам хочу её показать.
В. оглядывается по сторонам.
В. - Кажется, я её забыла. Подождите секундочку, я сейчас за ней сбегаю.
В. выбегает из группы и не возвращается.
В группе у второго воспитателя звонит телефон. Второй воспитатель отвечает по громкой связи.
В. - Наталья Евгеньевна, я нечаянно взяла волшебную книгу, открыла на той самой 6 странице. В общем, меня подхватил ураган и унес на Книжный остров. А здесь так интересно! Н. Е. берите гостей и детей, и летите ко мне, жду вас.
Второй воспитатель забирает из приемной книгу. Открывает её на 6 странице.
Звучит мелодия урагана, дети кружатся с закрытыми глазами. В. открывает дверь в спальню (в это время В. через пожарный вход попадает в спальню, в которой расположен Книжный остров)
Основная часть (в группе)
В. - Как я рада, что вы прибыли следом за мной на остров. Проходите, проходите. Давайте внимательно рассмотрим, что же мы здесь можем увидеть? (гости рассаживаются, дети стоят)
В. - Да это книжки – привычные и необычные. Выбирайте себе по одной, да присаживайтесь. Сейчас мы их всех внимательно рассмотрим.
Дети выбирают по одной книге, рассматривают.
В. - Для начала, дайте ответ ребята - для чего нам нужны книги?
- Чем эти книжки отличаются друг от друга (обложки, есть картинки или они отсутствуют, большая или маленькая, на пружинке, со съемной обложкой)?
- Какие части книг мы знаем(корешок, обложка, форзац, листы)?
- Кто пишет книги? Кто их оформляет?
Воспитатель заслушивает ответы детей.
В. –Скажите, а что же является самым главным в книге(ответы детей)?
- Правильно, это точно написано в книге – её содержимое.
В. -И вот в одной из книг я прочла, что на Книжном острове все гости должны здороваться необычным образом. Хотите, научу?!
- Если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, три раза – поклониться друг другу. Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнёром. Раз, два, три, начало игры!
Заканчивается игра 3 хлопками.
Ребята, вы только что красиво поклонились друг другу, а вот в одной из сказок:
…Один из придворных слуг тоже наклонился около дамы с красивой туфелькой… Разумеется, сначала туфельку стали мерить принцессам, потом герцогиням, потом придворным дамам, но все было напрасно: она была мала и герцогиням, и принцессам, и придворным дамам….
В. – ребята, в какой сказке это произошло? (ответы детей)
В. – а сейчас я попрошу вас присесть и послушать отрывки из других сказок вот из этой книги, которые вы узнаете.
1. Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают (Царевна-лягушка)
2. А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось (Крошечка-хаврошечка)
3.Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
4. — По щучьему веленью,
По моему хотенью —ступайте, ведра, сами домой...Только сказал — ведра сами и пошли в гору.(По щучьему велению)
5. — Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!(Маша и медведь)
6. - Сюда, сюда! Помогите! Маркиз де Карабас тонет!
Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты исейчас же послал свою стражу выручать маркиза де Карабаса (Кот-в-сапогах).
Физминутка: движения под слова стихотворения
В.: Что ж ребята, книжкам пора на место возвращаться, а нам пора размяться.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг- скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
В.: -Ребята, а вы хотите себя попробовать в роли автора книги (ответы детей). Ну, тогда мы сейчас, все вместе создадим самую необычную азбуку на свете. Мы её напишем без ручек, карандашей и красок. А что мы будем писать в Азбуке? (буквы, слова…)
Стол (баночки с лимонным соком, молоком, луком, кисти, утюг)
Дети проходят к столу
В. - А теперь каждый выбирает по одной баночке. В них различные жидкости –волшебные чернила.
- Как можно узнать, что это за чернила.
Дети предлагают ответы.
В. - Я хочу вас предупредить, жидкость нам не знакома. А это значит, её нельзя пробовать, лизать языком. Можно только рассмотреть и осторожно на расстоянии понюхать. Давайте попробуем определить, кому какая жидкость досталась.
В. - Теперь мы поняли, что у нас в баночках возможно лимонный сок, луковый сок и молоко. Что ж можем попробовать написать нашими чернилами. Вы уже сказали, что в Азбуке живут буквы, поэтому каждый из вас напишет знакомые ему буквы.
Дети выполняют работу.
В. Пока наши листочки подсыхают, я вам предлагаю поиграть с кисточкой.
Выходят на ковер встают в круг.
Игра «Изобретатель»
В. - Как можно использовать кисти.
Дети: (ответы)
В. - Конечно, прежде всего, она предназначена для рисования. Но мы сейчас попробуйте изобрести новое применение для кисти. Передавая кисть, друг другу, и не говоря, ни слова с помощью неё изобразите что-нибудь жестами, мимикой, движениями, постарайтесь передать к нему своё отношение. А мы будем отгадывать вслух. В. изображает игру на скрипке…
Дети: скрипка; указка; палочки от барабана; гитара; палочка, помешивающая что-то в баночке; палка милицейская (жезл); палочка который машет дирижер…
В. - А теперь, пора проверить, подсохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что нужно сделать, что бы чернила стали видимыми. (Ответы детей). Я вам дам большую подсказку – листочки надо нагреть. Чем (Ответы детей)? (свеча, утюг…)
- Молодцы, у меня совершенно случайно недалеко оказался утюг (его заранее включает напарница), но утюг инструмент опасный и предназначен для взрослых. Положите листочки на стол, а я их проглажу.
В. гладит листочки. Потом вместе с детьми рассматривает их, выясняет, кто чем писал.
Ребята, вы все молодцы, столько букв написали! Но вы сами мне говорили, что в Азбуке живут и буквы и слова и я предлагаю вам придумать слова, которые начинаются на ту букву, которую вы написали. Молодцы!
В. - А теперь давайте красиво оформим наши листы в книгу и подыщем ей место среди её подруг – книг (подшивают листы в книгу).
Заключительная часть
У В. звонит телефон.
Второй воспитатель: - Потеряла детей и гостей. Скоро ли вы вернетесь?
В. – Сейчас собираться начнем.
В. к детям: - Да, нам пора возвращаться. Хотя здесь еще так много интересного. Но теперь мы знаем дорогу на остров и еще не раз можем вернуться.
- Но прежде чем мы отправимся в дорогу, я прошу вас ребятишки все внимательно обдумать и запомнить. И на прогулке мы это приключение еще обсудим.
- Ну, а теперь в путь. Вставайте гости дорогие с нами.
В. включает звуки урагана. Дети открывают «Волшебную книгу», кружатся по комнате с закрытыми глазами. В. открывает дверь в приёмную.
В. –Вот мы и вернулись. Ребята, давайте кажем спасибо нашим гостям за то, что они были с нами.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»