Культурные практики: опыт организации детского мастер-класса
«Культурные практики: опыт организации детского мастер-класса»
Сидорчук Мирослава Витальевна
г. Минусинск
МДОБУ "Детский сад 17 "Жемчужинка" комбинированного вида"
В повседневную жизнь детского сада с введением ФГОС пришёл новый термин - культурные практики.
Стандарт планирует "новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие". [2]
Культурные практики – это "ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми". [3]
В ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".
Детский мастер-класс наиболее ёмко отвечает этому ориентиру, позволяя детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
При организации детского мастер-класса я исходила из инициативы детей, их потребностей и возможностей и разбила его на несколько этапов.
На первом этапе шло накопление опыта, планов, предложений. В группе была организована "Копилка идеи". Любой из детей мог внести туда свое предложение. На утреннем круге дети определяли полезность идеи, голосовали за её реализацию, вносили изменения, дополняли её.
Также на утреннем круге дети определялись с тем кто будет Знатоком (вести мастер-класс), а кто Учеником.
На втором этапе я работала со знатокам над этапам реализации идеи. Определялись необходимые материалы, условия, средства. Составлялись схемы-карточки с этапами реализации мастер-класса в помощь Знатокам.
На третьем этапе мы собирали все необходимое для работы детей, дополняли творческую мастерскую группы,организовывали площадку для выступления Знатоков. Этот этап помогал стеснительным и мало активным детям внести свой вклад в работу мастер-класса.
Четвёртый, завершающий этап - выступления Знатоков. Проведение данной культурной практики организуется после обеда, второй половине дня. Знатоки заниматься каждый со своей группой Учеников одновременно. В конце работы каждая группа Учеников благодарит своего Знатока, представляют свои поделки, участники и зрители хлопают, обозначивая свое отношение к успешному результату работы.
Таким образом, что практически каждый воспитанник группы вносит вклад в работу мастер-класса.
После проведения мастер-класса дети представляют полученный результат другим детям, а также организуют выставку своих работ для родителей в приёмной группы.
Данную технологию мною была опробирована в течении одного года. Большое влияние и на на её успех отказало тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Эта "культурная практика обогатила детский опыт публичных выступлений, поощрила детскую инициативу и самостоятельность" [1], побудила детей искать новые источники информации: обращаться к книгам, родителям, предыдущему опыту, сети интернет.
Таким образом, можно сделать вывод о том что мастер-класс как культурная практика является важной состоявляющей образовательного процесса.
Список литературы:
1. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - Режим доступа: legalacts.ru›
3. Статья «Организация культурных практик детей дошкольного возраста» урок.рф›
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»