Выступление на педагогическом совете по теме: "Педагогические инструменты для работы с отстающими и немотивированными учащимися"
Подготовила: Казанцева Ирина Александровна
учитель начальных классов
Алтайский край, г.Камень-на-Оби
МБОУ «Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфёнова»
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОТСТАЮЩИМИ И НЕМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ Слайд 1
Ученикам из семей с низким социально-экономическим статусом нужно, чтобы учитель давал много тепла, создавал поддерживающий климат, показывал, что помощь всегда доступна. Надо «вытянуть» ответ (любой), прежде чем двигаться вперед по теме, связывая новый материал с предыдущим. Важно давать конкретные примеры перед тем, как переходить к абстракции. Давать немедленную помощь (возможно, организуя учебные пары)... создавать четкую структуру и хорошо планировать продвижение.
Гэри Д. Борич. Эффективные методы обучения Слайд 2
Представленный мною материал является адаптированным переводом популярной программы и методического пособия «Ожидания учителей и учебные достижения учащихся (ОУУДУ) / Teacher Expectations & Student Achievement (TESA)». Слайд 3
Цель этого методического руководства – предложить учителям простые и ясные рекомендации, позволяющие поддерживать на уроке учеников, которых принято называть «слабыми», т.е. детей с учебными проблемами, низким темпом обучения, проблемами поведения и отсутствием интереса к учебе.
В пособии рассматриваются пути взаимодействия между учителем и учащимися, различные способы обратной связи и подходы, персональное внимание к обучающимся (таблица).
В каждом подразделе приведена характеристика работы учителя с разными учащимися, которые могут быть оценены при посещении урока другими учителями, коучем, ментором, методистом или завучем. Такие характеристики обозначаются знаками «+» и «–». Слайд 4
1. Обеспечение равных возможностей для опроса Слайд 5
1. Слабоуспевающие учащиеся имеют гораздо меньше шансов быть опрошенными.
2. Если «слабых» учеников все же спрашивают, то им, как правило, задают более простые вопросы.
3. Отношение учителя закрепляет статус ученика в классе.
4. Важно обращать внимание в равной степени и на мальчиков, и на девочек.
5.Положительное внимание учителя, направленное на учеников, приводит к улучшению их образовательных достижений.
2. Принимающая и корректирующая обратная связь Слайд 6
Ученики работают и проявляют усердие, выполняя задания учителей, и в ответ они хотели бы знать, что учителя думают о качестве их работы.
Учителя могут помочь своим ученикам улучшить успеваемость, давая им корректирующую обратную связь, т.е. демонстрируя способ исправления ошибок.
Иными словами, учитель должен показывать детям в процессе обратной связи, какие из их действий он одобряет, а какие, на его взгляд, требуют коррекции.
3. Нахождение ученика в зоне «вытянутой руки» Слайд 7
Под расположением в классе понимается местоположение учеников в классной комнате, а также расстояние между учителем и каждым учеником. Слабоуспевающие дети часто размещаются на более удаленном расстоянии от учителя или в группе, которая получает меньше учительского внимания.
Многие педагоги помимо традиционного жестко регламентированного расположения парт и стульев используют круговую рассадку, помогающую ученикам свободно общаться. Это также способствует развитию взаимодействия между всеми участниками учебного процесса и построения внутриклассного сообщества.
4. Оказание индивидуальной помощи в затруднениях Слайд 8
Учителя, как правило, осознают, что слабоуспевающим ученикам нужна индивидуальная помощь. Один или два ученика в классе могут постоянно игнорироваться, даже если они подают учителю сигнал о том, что нуждаются в помощи.
Одним из способов предоставить ученикам индивидуальную помощь является тьюторство. Тьюторство – это модель обучения, в которой заложены возможности для более эффективной образовательной среды. Тьюторы активно вовлечены в процесс, связанный с учебными достижениями детей.
5. Поддержка и похвала за учебные достижения, персональный подход Слайд 9,10
Результаты проведенных исследований говорят о том, что учителя в меньшей степени готовы хвалить тех, кого они считают слабоуспевающими. Многие исследователи подтверждают, что похвала более эффективна, чем критика.
Похвала оказывается особенно эффективной, если она озвучена сразу же после выполненной учеником работы. Также она является более результативной, если правдиво отражает успехи ученика или объем выполненной им работы.
6. Уважительное отношение Слайд 11
Международный словарь Вебстера определяет уважительное поведение как внимательное, тактичное и чуткое. Его противоположностью является игнорирование, жесткость и грубость. Внимание, которое получает ученик от учителя, считается демонстрацией уважения.
Учителя могут создать заботливую дружественную атмосферу, если:
• будут открытыми и добрыми;
• сумеют наладить эффективную коммуникацию;
• будут поощрять юмор и развивать межличностные отношения между учениками.
7. Удержание паузы между вопросом и прерыванием ответа Слайд 12
Термином «период ожидания» (или «время ожидания») обозначается отрезок времени между озвучиванием вопроса и окончанием срока, выделенного для ответа. Длина паузы после вопроса должна меняться в зависимости от сложности вопроса: трудные вопросы требуют более длительного времени ожидания. Исследования показывают, что учителя дают отстающим ученикам меньше времени для ответа, чем хорошо успевающим. Кроме того, это может означать, что учителя по-разному воспринимают паузы в ответах сильных и слабых учеников. Если хорошо успевающий ученик сходу затрудняется с ответом, учителя, как правило, думают, что он просто формулирует более содержательный ответ. Когда запинается слабый ученик, эта пауза часто означает для учителя, что ученик не знает ответа. В этом случае учитель обычно не ждет его.
8. Качественная четырехступенчатая обоснованная похвала Слайд 13
Похвала является мощным средством для улучшения поведения учеников. Она помогает выстроить взаимоотношения между учеником и учителем, формирует социальные навыки и в то же время служит выражением признания усилий учеников. Спланированная и намеренная похвала включает в себя:
• описание действия или достижения, которое является объектом похвалы;
• обозначение причин, по которым учитель хвалит поведение или достижение ученика;
• запрос на подтверждение от ученика, понял ли он, за что его хвалят;
• обеспечение позитивных выводов из действия или достижения ученика.
Такая четырехступенчатая процедура похвалы позволяет ученикам: понять, что именно они делают правильно; осознать причины для продолжения подобного поведения; принять на себя ответственность за свои действия; увидеть преимущества продолжения подобного поведения или повторения своих достижений.
9. Внимание к личному опыту ученика Слайд 14
Не менее важно, помимо одобрения учебных успехов ученика, проявить и личную заинтересованность. Внимание к делам ученика, не связанным с учебными задачами, отражает личную заинтересованность учителя в ребенке. Ученикам необходима поддержка не только их учебных достижений, но и их самих. Задача учителя – не забывать использовать это с одинаковой частотой как в отношении учеников со слабой успеваемостью, так и в отношении остальных.
10. Помощь при ответе, наводящие вопросы Слайд 15
Слабым ученикам задают меньше вопросов, чем сильным, при этом им же нередко задают самый простой вопрос и зачастую они могут не получить какой-то помощи для ответа, если выглядят сомневающимися или сбитыми с толку. Учителя реже готовы подсказать или задать наводящий вопрос, чтобы получить ответ от слабых учеников, так как предполагают, что наводящие вопросы будут бесполезны или боятся, что дальнейшие расспросы смутят ученика.
11. Внимательное слушание Слайд 16
Большую часть урока ученики проводят, слушая учителя. Учителя, обучающие хорошо успевающих учеников, говорили 55% всего времени. Педагоги, обучающие преимущественно слабых учеников, монополизировали 80% времени. Это говорит о том, что слабые ученики значительно больше слушали вместо того, чтобы быть услышанными.
12. Установление физического контакта Слайд 17
Растущая склонность общества к судебным тяжбам делает физическое взаимодействие рискованным. Признанные судом случаи злоупотреблений сделали этот вопрос спорным, и все преимущества прикосновений в нашем склонном к подозрениям мире практически утрачены. Учителя часто стараются не прикасаться к ученикам из страха быть неправильно понятыми и склонны просто отказаться от прикосновений, игнорируя их потенциальную пользу для учеников. Поведение, включающее невербальные сигналы, – это дружелюбие, улыбка в глазах при зрительном контакте и социально приемлемые прикосновения. Вербальное поведение включает запоминание имен, юмор, использование местоимений «мы» и «наш» и приведение личных примеров.
13. Стимулирование мышления вопросами высокого уровня Слайд 18
Для того чтобы ученики стали активными гражданами, которые смогут стать успешными в демократическом обществе, они должны научиться не только воспринимать информацию, которую им предлагают в школе, но и размышлять о ней, извлекать ключевой смысл. Поэтому важно, чтобы учителя стремились обучать так, чтобы создать условия для развития у учеников мышления и понимания. Качество преподавания можно улучшить, если научить учеников задавать вопросы, которые они могут использовать в собственных письменных работах или при взаимодействии с другими учениками. Мышление высокого уровня подкрепляется умением задавать вопросы, которое демонстрирует как учитель, так и ученик. Постановка вопросов и ответы на них развивают творческий потенциал.
14. Приятие чувств Слайд 19
Ответные реакции учителя, которые выражают понимание, не являются оценочными. Они показывают, что педагог осознает и признает чувства, которые скрываются за определенным поведением ученика. Например, ученик сдает запачканную работу, объясняя это тем, что она упала в лужу по дороге в школу. Одной из возможных реакций учителя может быть: «Все нормально. Я уверен, что это произошло не по твоей вине». Другой возможной реакцией может быть следующий ответ: «Какой ужас! Почему ты сдаешь работу в таком виде?». Несмотря на то, что фактически один из приведенных ответов является более позитивным, ни в одном не выражено понимание того, что чувствует ученик. Возможным примером понимающей реакции может быть такое высказывание учителя: «Я вижу, что ты из-за этого чувствуешь неловкость. Как бы ты хотел сейчас поступить?» В этих словах выражено понимание того, что чувствует ученик, и ему предлагается самому найти решение проблемы.
15. Пресечение плохого поведения Слайд 20
Под пресечением плохого поведения подразумеваются любые действия учителя, целью которых является прекратить неподходящее поведение ученика. Возможно, где-то и существует идеальный класс, в котором нет необходимости поддерживать дисциплину, однако большинство учителей признают, что периодически им приходится прибегать к мерам по пресечению плохого поведения, чтобы обеспечить нормальный учебный процесс в классе.
Меры по пресечению плохого поведения должны быть справедливыми. Когда соблюдается принцип справедливости, ученикам становится ясно, что соответствующее поведение ожидается от всего класса. Стоит отметить, что ученики чувствуют себя в большей безопасности, когда каждый из них несет ответственность за свое поведение. Такая атмосфера благотворно влияет на учебный процесс. При этом успеваемость ученика снижается, когда нарушений дисциплины становится больше, у ребенка появляется комплекс жертвы или он не чувствует себя в безопасности.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»