Эмоциональность как критерий отбора учащихся и работа над развитием эмоциональности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи» г. Твери
РЕКОМЕНДОВАНА к
утверждению
на
методическом совете «__»__________20___г. УТВЕРЖДАЮ «__»_________________20___г. Директор
МБОУ ДО ДТДМ ________________В.В.
Говорова
Эмоциональность
как критерий отбора учащихся и работа
над развитием эмоциональности
Автор-составитель,
педагог дополнительного образования Пашинцева
Надежда Сергеевна
Тверь
2015
Эмоциональность как критерий отбора учащихся и работа над развитием эмоциональности.
Эмоциональность - это душа и сердце любого искусства. И наоборот - душевная чёрствость, равнодушие, эмоциональная «толстокожесть», по всеобщему мнению, признается свойствами несовместимыми со служением искусству. Разумеется, умный и способный человек, и, не обладая эмоциональностью, может много добиться в музыкальном искусстве путем упорного целенаправленного труда. И часто мы слышим музыканта или певца, исполнение которого, безупречное с точки зрения формальной музыкальности, но не трогает сердца слушателей; чего-то не хватает, и это «что-то», как правило, называется эмоциональностью исполнения».
Эмоция-это не только художественно-исполнительское средство воздействия на слушателя, но и важнейшее средство достижения технического совершенства певческого голоса, то есть свойство, необходимое, прежде всего, самому певцу для овладения им техникой пения.
Бывает три категории учащихся: у одних эмоциональность есть от природы и учить их этому не надо, других можно учить, и они способны многому научиться, но есть и такие, которым вряд ли что поможет, то есть эмоционально глухие и несдвигаемые.
Эмоциональность имеет две формы выражения:
-
активную (эмоциональная выразительность собственного голоса) и
-
пассивную (эмоциональная восприимчивость как способность воспринять эмоциональный контекст чужого голоса).
Пассивная форма (восприимчивость) является первичной, то есть определяющей вторую, активную форму. Согласно педагогическому закону: ничего не может быть в действиях человека, чего раньше не было в его восприятиях (ощущениях), мы можем сказать: лишен эмоциональной восприимчивости, если не чувствителен к эмоциональному содержанию чужого голоса. Как определить эмоциональность учащихся?
Использование ЭВМ (технические средства) позволяют получить данные возможности каждого начинающегося певца: природный тип голоса и его нервной системы, акустические характеристики голоса, тип нервной системы гармоничность строения и работы всех частей голосового аппарата, эффективность энергозатрат (коэффициент вокальной эффективности), работы дыхания, резонаторов и т. д.
В 1982г. было проведено экспериментальное исследование эмоциональной восприимчивости абитуриентов на отделение музыкальной комедии, а также для сравнения на отделение актёров театра и кино Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Тестами служили 10 фраз из различных произведений, пропетых профессиональными певцами и студентами Ленинградской консерватории с различными эмоциональными оттенками: радость, гнев, страх, безразличие и т. д. Задача испытуемых состояла в том, чтобы, прослушав очередную магнитофонную запись текста, определить эмоциональный контекст каждой фразы и записать свой ответ. Выяснилось, что поступающие на отделение музкомедии, оценили эмоциональный контекст чужого голоса лучше, чем поступающие на отделение театра и кино. Это вполне закономерно, так как готовящиеся петь должны лучше понимать эмоциональный смысл пения.
Таким образом, дополнительный тест на эмоциональность, вносит определенные коррективы в оценке учащихся, желающих заниматься пением. Почему? Потому что один из основополагающих принципов нашей вокальной педагогики - принцип единства художественного и вокально-технического развития. Важна не формальная техника, не сами по себе звуковые возможности голосового аппарата, но связь этих возможностей с исполнительским началом, с выражением определенных эмоций, требованиями музыкального содержания. Поэтому, особенно важно, давая упражнения, вокализ, произведение, следить за тем, чтобы они всегда несли эмоциональную нагрузку, были спеты выразительно, с определенным отношением к музыкальному и поэтическому тексту. Формального пения в классе не должно быть. К эмоциональному, выразительному пению следует приучать с первых занятий. Важно чтобы даже самые элементарные упражнения, с которых мы начинаем распевочную часть урока в классе, воспринимались как музыкальные попевки, «кусочки» мелодии. Они должны включать динамическое развитие, то есть иметь начало, нарастание и конец, должны быть поддержаны красивым аккомпанементом. Хорошо при этом использовать различный эмоциональный подтекст. Эмоциональный подтекст оживляет пение, не дает ему быть однообразным, застывшим, невыразительным. Упражнение, спетое с эмоцией то гнева, то радости, то с просьбой, то с презрением, проявляет в голосе соответствующие краски, позволяет приобрести широкую тембровую палитру. Тем более это относится к вокализам и художественным произведениям, имеющим развернутую музыкальную драматургию, ясное музыкальное содержание.
Надо стремиться воспитывать у ученика важнейшее исполнительское качество - способность передавать определенный эмоциональный настрой. Только в этом случае пение будет заразительное, впечатляющее. Следует сказать, что эмоциональное исполнение сильно активизирует деятельность всего организма. Эмоции обладают огромной побудительной силой. Эмоциональное состояние певца всегда отражается в его голосе через изменение тембра, силы, вибрато, через активность артикуляции звуков. Наш слух легко различает эмоциональное состояние, в котором находится певец
Язык эмоций является универсальным. Поэтому мы легко улавливаем переживания певца, поющего на иностранном языке, которого мы не знаем, понимаем эмоции, которыми захвачен исполнитель.
Какие технологии в педагогической практике существуют для развития эмоциональности учащегося?
Прежде всего, надо внимательно изучить текст произведения, знать кто автор, в какой эпохе жил, его биографию, в связи с чем написано данное произведение, а также знать композитора произведения, его творчество и биографию, почему композитор обратил внимание на данный текст. Кроме того, надо внимательно изучить музыкальный текст, нюансы данного произведения. Очень хорошо помогают понять взаимодействие творчества поэта и композитора тематические вечера и концерты, посвящённые одному из авторов, например: «С. Есенин в музыке», «А. Фет в музыке», «А. Пушкин и музыка» и т.д. Беседа педагога и учащегося о музыке и композиторе произведения и о поэте даст свои результаты. Надо выяснить какие ассоциации возникают у учащегося, слушая или исполняя данное произведение. Желательно запечатлеть свои впечатления на бумаге, т.е. нарисовать рисунок. Если произведение написано о природе (весна, осень, цветы, деревья, дождь, снег), нужно понаблюдать за данным явлением природы.
Большое значение имеет личный показ педагога. Конечно, ученик не сможет повторить точно исполнение педагога, но стремиться к этому надо. Ученик должен слушать исполнение лучших певцов и музыкантов в записи. Все это помогает развить слуховое представление о данном произведении и как оно должно звучать. Если произведение взято из оперного репертуара, то нужно знать содержание оперного спектакля, какой образ нужно представить на сцене, какую эмоциональную нагрузку он несет. Например, если взять арию Керубино из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», то обязательно нужно побеседовать с уч-ся об образе Керубино (мальчик, влюбленный в каждую женщину, восторженный, пылкий, трепетный).
Большую помощь оказывает театр. Участвуя в спектаклях, уч-ся учатся быть в образе какого-либо персонажа, жить мыслями и чувствами его.
Таким образом, новый дополнительный тест на эмоциональность необходим, и его надо учитывать при приеме учащихся на обучение вокальному искусству. Он является одним из важнейших профессиональных качеств будущего певца или актера. Этот тест необходимо учитывать и при приёме учащихся, которые хотят заниматься вокалом для общего развития.
Литература:
-
«Вопросы вокальной педагогики». Сост. А.С. Яковлева.
М. Музыка 1984г. Вып. 7. -
«Вопросы вокальной педагогики» под редакцией Л.Б. Дмитриева.
Вып. 5 М. Музыка 1976г.
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей