В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

"Стихотворения Юрия Живаго". Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б. Л. Пастернака.

"Стихотворения Юрия Живаго". Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б. Л. Пастернака.

Ирина Журавлёва
Тип материала: Урок
просмотров: 10981 комментариев: 1
Краткое описание
Разработка содержит конспект урока и презентацию. На уроке по желанию можно использовать либо только конспект, либо презентацию. Цели задачи урока: определить связь между стихотворениями Юрия Живаго и прозаическим текстом романа Б. Л. Пастернака,  понять значение в общем контексте романа «тетради Юрьевых писаний», выявить жанровое новаторство Б. Л. Пастернака, проанализировать несколько стихотворений из поэтического цикла, совершенствовать навыки анализа текста.
Ссылка на материал: перейти
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

МОУ «Средняя школа № 14»

uchmet_120_60.gif



http://www.e-reading.club/illustrations/94/94415-i_038.jpg

















Урок литературы в 11 классе













Автор: учитель русского языка и литературы

Журавлёва Ирина Ивановна

















г. Кимры Тверской области

2015 год



Цели задачи урока: определить связь между стихотворениями Юрия Живаго и прозаическим текстом романа Б. Л. Пастернака, понять значение в общем контексте романа «тетради Юрьевых писаний», выявить жанровое новаторство Б. Л. Пастернака, проанализировать несколько стихотворений из поэтического цикла, совершенствовать навыки анализа текста.

Оборудование: презентация

Тип урока: лекция + практикум (анализ стихотворений)

Ход урока:

(Слайды 2-4) Эпиграф: Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте…

Б.Л. Пастернак

I.Слово учителя.


(Слайд 5)В сокровищнице мировой поэзии ХХ столетия особое место занимает цикл «Стихотворения Юрия Живаго», которым Б. Пастернак завершил свой философский роман «Доктор Живаго». Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого.

Стихи написаны Пастернаком в период с 1946 по 1953 год, и по времени они никак не совпадают с эпохой, изображённой в романе. Однако между стихами и прозаическим текстом существует теснейшая, органическая связь.

(Слайд 6) Поэзия и проза в романе образуют живое, неразложимое единство, новую жанровую форму. Поэтому можно говорить о жанровом новаторстве Бориса Пастернака.

Итак, какое же значение в общем контексте романа имеет «тетрадь Юрьевых писаний»?

(Слайд 7) В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» представлены четыре важные сферы: человек, природа, евангельский мир и культура.

Они объединяются в сознании лирического героя, который выступает как обобщающий образ человека ХХ столетия, который пытается разрешить важные вопросы в контексте вечности.

(Слайд 8) Стихотворения цикла выполняют две основные функции:

1. функция «скреп»: многие «сквозные» образы (бытовые или «природные» реалии) находят своё эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, которое в данном случае становится как бы «связующим звеном».

2. функция «ключа»: выявление подтекста: оценочных суждений, ассоциативных связей, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.

Примером функции «скреп» является стихотворение «Зимняя ночь».

(Слайд 9)На протяжении романа идёт борьба двух стихий. И в конце они сходятся в одном стихотворении «Зимняя ночь». В нём сосредоточена, сконцентрирована эта борьба. Оно является как бы обобщением всего романа.

II. Новый материал.

(Слайд 10) Аудиозапись стихотворения «Зимняя ночь».

Анализ стихотворения «Зимняя ночь»:

  1. (Слайд 11) Противоборство каких двух стихий ощущается уже в самом начале стихотворения? (метель и свеча)

  2. (Слайд 12) Символом чего являются метель и свеча? (Снег, вьюга, метель — символ смерти. Это стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть. Свет свечи - символ страсти, символ жизни. Это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь).

  3. (Слайд 13) В чём суть сопоставления мошкары и снега? (Мошкара летит на пламя. Тяга к огню у мошкары природная. Пламя для неё как своего рода высший идеал, ради которого можно умереть. И в этом судьба, рок. А снег слепой, неодушевлённый. Он летит, как мошкара, но куда, зачем, во имя чего? Этот слепой снег, летящий из ниоткуда в никуда — символ революции. Его пламя — мираж. Так сотни, тысячи судеб захватила и понесла стихия революции. Во имя чего — многие толком и не понимали, но стихия не ждёт понимания, она несёт, ей так хочется).

  4. (Слайд 14) Как вы понимаете смысл выражения «судьбы скрещенья»? (Метение снега, метель — это поступь революции, которая никого не оставляет в покое, она сносит, затапливает всех, как потоп. И нельзя ни спастись, ни спрятаться. Возможность укрыться — это счастье, подаренное судьбой лишь единицам. Сколько продлится счастье, зависит только от судьбы, рока, креста — «судьбы скрещенья»).

  5. (Слайд 15) В стране идёт война. Голод, холод, одиночество, смерть. Что может человек противопоставить враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве? (Человеческие чувства. У всех людей одна цель — выжить, выжить вопреки всему, несмотря ни на что. Выжить самому, всё остальное неважно. Тут вроде и не до любви, не до соединений. Но люди не любят одиночества, они даже в этом хаосе ищут друг друга, пытаются возродить былые соединения).

  6. (Слайд 16) Метель —страстная стихия, она несёт с бешеной скоростью снег на улице, несёт всех и вся…Самих героев захватывает стихия страсти, а свеча, стихия огня, противостоит метели, которая как бы пытается пробраться снаружи в дом и захватить его тоже. Свеча не может осветить весь дом – появляются тени. Символом чего они

являются? (Тени — части тьмы, они проникли в дом… Тени руководят сознанием укрывшихся в доме людей. Они как бы пробуждают у героев желание нестись в такт стихии за окном, заставляют отдаться общему потоку, метению, слиянию).

  1. (Слайд 17) Что означает повтор «свеча горела на столе, свеча горела»? (Свеча, несущая тепло, добро, свет, жизнь, любовь, — это надежда, последнее слово за ней).

  2. (Слайд 18) В чем сила финальной строфы стихотворения?

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

(Противоборство стихий идёт не один день — «мело весь месяц», но всё же за свечой поэт оставляет последнее слово. «И то и дело» всё же горит свеча, и это даёт надежду на спасение. Скоро война закончится… И хотя старый мир уничтожен, на пороге весна, тепло... Стихия захватила героев, но не погубила их. Свеча не позволила этого).

  1. (Слайд 19) Определите связь «Зимней ночи» Пастернака и поэмы Блока «Двенадцать». (Образ метели, вьюги, один из лейтмотивов романа Пастернака, неразрывно, генетически связан с образом блоковской революционной стихии, безраздельно господствующей над миром: «Мело, мело по всей земле, / Во все пределы», — строки, звучащие явной параллелью «Двенадцати»: «...Ветер, ветер — / На всём божьем свете!»). Однако если у Блока миссия Христа заключается, по сути дела, в искуплении революционного насилия, то Пастернак отрицает насилие, возведённое большевизмом в принцип государственного строительства, отрицает саму возможность «земного рая» — социальной гармонии, основанной на несвободе и лжи, — утверждая тем самым вечную, непреходящую истину христианства).

  2. (Слайд 20) Каково отношение Юрия Живаго к революции? (Юрий Живаго заворожён и потрясён грандиозностью происходящих на его глазах исторических событий. Вначале он воспринимает революцию слишком «по-блоковски»: слушая «музыку революции», он восхищается той стихийной гармонией, которую он, подобно Блоку, склонен улавливать и различать в оглушительном шуме революционного времени. В дальнейшем восторженность уступает место более трезвой оценке большевистской идеологии и достижений революции).

  3. (Слайд 21) К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Сплав философской и любовной лирики).

  4. (Слайд 22) Какова связь стихотворения «Зимняя ночь» с текстом романа?

(1.С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа.«Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё их нераспечатанную пачку. <...> Пламя захлебнулось стеарином <...>. Комната наполнилась ярким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок».

2.В канун праздника Рождества Христова «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи… “Свеча горела на столе. Свеча горела...” — шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося…

(Слайд 23) 3. — А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! — <...> сказала она». На эти слова Лары, обращённые к Юрию Андреевичу и преисполненные безграничной нежности и любви, можно было бы и не обратить внимания, если бы не их символический «подтекст»: горящая свеча уподобляется не только человеческой судьбе, жизни, всецело отданной творчеству, но и вере — истинной, животворящей, деятельной вере. В таком понимании символика свечи восходит к словам Христа, сказанным в Нагорной проповеди: «...зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Именно таким светом проникнуты жизнь и поэзия Юрия Живаго.

(Слайд 24) 4.И уже после смерти Юрия Андреевича, прощаясь с ним, Лариса Фёдоровна ничего не могла припомнить, кроме свечки, горевшей на подоконнике, и протаявшего около неё кружка в ледяной коре стекла.

Могла ли она думать, что лежащий тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени ( “Свеча горела на столе, свеча горела”) пошло в его жизни его предназначение?»

Без контекста стихотворение теряет свою двойственность, тот смысл, который придаёт ему роман, оно является неотъемлемой частью произведения. В стихотворении заложена история, ход исторических событий, оно словно краткое изложение «Доктора Живаго».



(Слайд 25) Примером функции «ключа» могут послужить такие стихотворения, как «Гамлет», «Гефсиманский сад», «Сказка» и другие, непосредственно связанные с теми или иными конкретными реалиями романной действительности, «расшифровывающие» их сокровенный смысл. Рассмотрим с этой точки зрения два стихотворения, — открывающее («Гамлет») и замыкающее его («Гефсиманский сад»), — в своём символическом значении являющиеся как бы двумя крайними точками, своеобразными «полюсами», к которым тяготеет мировосприятие героя на разных этапах его духовно-нравственной и творческой эволюции.

(Слайд 26) Чтение стихотворения «Гамлет» или прослушать песню в исполнении В. Высоцкого.

Анализ стихотворения «Гамлет».

1. (Слайд 27) Какой знаменитый афоризм Шекспира заставляет вспомнить присутствующая в стихотворении театральная символика? (« Весь мир- театр, и люди в нём актеры»).

2.(Слайд 28) Почему именно этим стихотворением открывается стихотворный цикл Юрия Живаго? Какова его тема? (Стихотворение «Гамлет» открывает цикл стихов Юрия Живаго. Этому произведению Пастернак придавал особенное значение. Юрий Живаго умирает, но стихотворение, написанное как бы от его имени, утверждает бессмертие духа и свободы человека. Темой стихотворения является выбор моральной позиции человека в мире зла и насилия. В «Гамлете» отражено начало жизненного и творческого пути героя, символически ознаменовано его духовное пробуждение. Это стихотворение написано героем в последний год его жизни, а возможно, даже за несколько дней до смерти, когда герой пытается всесторонне осмыслить прожитую жизнь с начала своего пути).

3.(Слайд 29) Какая фраза в стихотворении показывает, что роль Гамлета перенесена на русскую почву. (Жизнь прожить — не поле перейти).

4.(Слайд 30) В каком значении употреблено слово «чаша»? («Чаша» — будущий жизненный путь героя, полный невзгод и страданий, это чаша жизни, которую ему предстоит испить до дна, познав всю её горечь, символ судьбы, наконец, символ трагического мироощущения, характеризующегося драматической, чисто «гамлетовской» антитезой Чувства и Долга, Свободы и Рока.

5.(Слайд 31) Докажите, что в сознании героя присутствует доля фатализма. (Путь (жизнь / роль) ещё предстоит пройти (прожить / исполнить), но судьба героя (актёра / Гамлета) уже предопределена, «распорядок действий» продуман и утверждён; от него самого, по сути дела, ничего уже не зависит, остаётся только подчиниться и выполнить волю «пославшего его»).

6.(Слайд 32) Определите значение евангельского колорита, присутствующего в стихотворении. (В трагической судьбе Гамлета много общего с судьбой евангельского Христа. Отсюда и евангельский «колорит»: молитвенное обращение «Авва Отче»; «фарисейство», символизирующее коварство и глухую враждебность окружающего мира; даже поза героя на сцене, отдалённо напоминающая положение распятого на кресте («прислонясь к дверному косяку») и т. д.

7.(Слайд 33) В чём суть параллели «Гамлет – Живаго»? (1. Лирическому герою выпадает в жизни непростая «роль» — роль Гамлета,  в трагической судьбе которого он, в свою очередь, усматривает много общего с судьбой евангельского Христа. Юрию Живаго, как «русскому Гамлету», вновь предстоит соединить распавшуюся связь времён. 2. Евграф Живаго (его сводный брат) по отношению к Юрию — Фортинбрас: именно ему уготовано сохранить память о брате, сберечь его произведения, обеспечить будущее его дочери. 3. Ещё один «шекспировский» мотив — гибель отца главного героя. Коварный Клавдий, отравивший короля, - здесь: адвокат Комаровский, который спаивает Андрея Живаго и умышленно провоцирует его на самоубийство).

8.(Слайд 34) Определите идею стихотворения «Гамлет»? (Идея стихотворения созвучна с идеей самого романа. Лирический герой осознаёт трагедию истории, в которой он живёт, понимает, что он, возможно, один единственный старается бороться с неправдой, но всё - таки до конца готов идти своей трудной дорогой).

9.(Слайд 35) Какова ваша интерпретация стихотворения? (Стихотворение «Гамлет» – это логические размышления лирического героя. Начало сразу знакомит читателя с человеком, который попал на перекрёсток судьбы. Лирический герой старается осознать, осмыслить прошлое и настоящее. Слово «век» имеет обобщённое значение. Это не только «век» героя, а и столетие, эпоха. Лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Как видим, здесь герой безволен, он не в силах изменить того, что предназначено судьбой, и здесь стихия жизни диктует человеку свою волю).

(Слайд 36) Прослушать аудиозапись стихотворения «Сказка».

Анализ стихотворения «Сказка».

1.Откуда взята фабула, положенная в основу стихотворения? (Такая фабула присутствует в мифологии, фольклоре, религии, духовном и светском изобразительном искусстве, литературе); держится она на трёх определяющих мотивах: змей (дракон) приобретает

власть над женщиной; воин побеждает змея (дракона); воин освобождает женщину).

2.(Слайд 37) Символом чего является дракон? (Образ дракона, символически воплотивший в себе торжествующее, кажущееся непобедимым многоликое зло, с которым сталкиваются в своей жизни Юрий Андреевич и Лара и с которым они каждый по-своему ведут непримиримую борьбу, взывает к жизни образ воина, вступившего в смертельную схватку с этим драконом и, естественно, ассоциирующегося в первую очередь с иконическим образом св. Георгия Победоносца).

3.(Слайд 38) Случайны ли имя и фамилия, выбранные Пастернаком для своего героя? (Юрий - славянская форма греческого по происхождению христианского имени Георгий (Георгий- Победоносец). Живаго («Ты есть сын Бога живаго» - форма родительного падежа: сын бога живого, как сказали бы мы сейчас (ассоциация с образом Христа).

4.(Слайд 39) Как связано это стихотворение с текстом романа? (В одну из ночей, проведённых в Варыкино, Юрий Андреевич услышал какой-то странный «заунывный, печальный звук», сильно его встревоживший. Он вышел на крыльцо и «заметил на краю поляны за оврагом четыре вытянутых тени». Всмотревшись, «Юрий Андреевич понял, что это волки». Весь следующий день он думал о волках, и в его представлении они стали олицетворением вражьей силы, поставившей себе целью погубить доктора и Лару или выжить их из Варыкина. Идея этой враждебности, развиваясь, достигла к вечеру такой силы, точно в Шутьме открылись следы допотопного страшилища и в овраге залёг чудовищных размеров сказочный, жаждущий докторовой крови и алчущий Лары дракон»).

5.(Слайд 40) Как «драконоборческая» символика «Сказки» соотносится в романе с темой революции? (На роль Георгия Победоносца имеет право претендовать не только Юрий Живаго, но и его «антипод» — Павел Антипов (Стрельников), в своё время вырвавший Лару из рук совратившего её адвоката Комаровского, воплощения пошлости и зла (вспомним, какую роковую роль сыграл Комаровский в судьбе самого Живаго). А если учесть, что как  для Живаго, так и для Антипова-Стрельникова трагическая судьба Лары неотделима от России и её исторической судьбы, то можно прийти к выводу: «драконоборческая» символика «Сказки» соотносится в романе и с темой революции, борьбы с социальным злом).

(Слайд 41) Прослушать аудиозапись стихотворения «Гефсиманский сад» или прочитать стихотворение.

Анализ стихотворения «Гефсиманский сад».

1.Какое место занимает это стихотворение в поэтической тетради? (Это последнее стихотворение цикла, являющееся вольным поэтическим переложением 26-й главы Евангелия от Матфея. Если говорить об изменениях в мировоззрении самого Живаго, о его духовной эволюции, то «Гефсиманский сад», как  и остальные стихотворения, объединённые образом Христа и образующие так называемый «евангельский цикл» («Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина (I)» и «Магдалина (II)»), — свидетельство осознания героем своего земного предназначения, своей высшей жертвенной Миссии).

(Слайд 42) 2.Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного её величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Дайте интерпретацию этой строфы. (Для Живаго следовать Иисусу Христу значит идти избранным путём страданий, обрести Вечность. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет "свободен от себя" - примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои).

3.(Слайд 43) Определите связь героев романа с новозаветным преданием. (Иисус – Живаго, Магдалина – лара, дьявол – Комаровский. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путём, судьбы Лары - с судьбой Магдалины, Комаровского - с дьяволом).

4.(Слайд 44) В каких произведениях л - ры 20 века вы  побывали вместе с автором в Гефсиманском саду? (М.Булгаков « Мастер и Маргарита» (сцена убийства Иуды)

5.(Слайд 45) Какие авторы использовали в своих произведениях христианские мотивы? (А.Ахматова « Реквием»)

6.(Слайд 46) Почему именно это стихотворение завершает поэтический цикл Юрия Живаго? (В стихотворениях Юрия Живаго на евангельские темы прослеживаются основные этапы земного пути Христа, от рождения  до Голгофы и пророчества о Втором пришествии, в них самое главное — жизнь, в том числе её повседневная, бытовая сторона, которая таит в себе немало проявлений и откровений духа и которая потому значительна и символична — в высшем смысле слова. Анализируя и сопоставляя стихотворения Юрия Живаго, мы видим, как трагический фатализм лирического героя «Гамлета» постепенно преодолевается: «рок» теряет над ним свою власть, и духовный опыт приводит его к осознанию истинности христианского учения, что проявляется в свободном (без «гамлетовского» ощущения фатальной обречённости) принятии жизни и мира, — принятии, освящённом лучом христианской веры, любви и поэзии, истинного творчества, которое всегда сродни «чудотворству» («Август»).

7.(Слайд 47) Кончается ли роман смертью доктора Живаго? (Роман кончается стихами Юрия Живаго. Стихи- это то, что не может умереть. Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашёл «эликсир вечной жизни». Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей).

III.Обобщение.

1.(Слайд 48) Чем привлекает нас герой Пастернака? (Юрий Живаго привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, являющейся не признаком безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой- выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умён, добр, видит мир по- своему и не подстраивается ни под кого. Он личность. Идея романа- христианская идея свободной личности).

2.(Слайд 49) Каково значение «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа? (Стихотворный цикл позволяет раскрыть образ главного героя, врача и поэта-дилетанта Юрия Андреевича Живаго, во всей его полноте и многогранности, показать его внутренний мир, проследить основные вехи его духовной и творческой эволюции, а также осуществить философско-символическое переосмысление отображённых в романе реальных исторических событий. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом - бессмертие человеческого духа).

IV.Заключительное слово учителя.

(Слайд 50) Революция и Гражданская война стали тяжёлым испытанием для России. Но писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнётся духовное пробуждение общества: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век».

Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений «Доктор Живаго».

(Слайд 51) Звучит романс «Свеча горела…» в исполнении Ирины Сказиной.

V. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение цикла или сделать анализ любого стихотворения, которое не анализировалось на уроке.



Список использованной литературы и Интернет – источников.

  1. Пастернак Б.Л. - Стихотворения из романа "Доктор Живаго"

http://bobych.ru/kratkoe/pasternak/doctor.html

  1. А. Фидлер - "Доктор Живаго": анализ. "Доктор Живаго" - роман Пастернака

http://fb.ru/article/182789/doktor-jivago-analiz-doktor-jivago---roman-pasternaka

  1. А. Чевтаев - Нарративность лирического текста в цикле Б. Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго»

http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633120

  1. А. Антонов - Заметка о стихах доктора Живаго http://www.stihi.ru/2009/03/24/207

Список аудиофайлов:

  1. Кирилл Туранский «Зимняя ночь» http://muzofon.com/search/%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%20%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

  2. В. Высоцкий «Гамлет» http://muzofon.com/search/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82

  3. Б. Л. Пастернак - ДОКТОР ЖИВАГО. Часть 17. Стихотворения Юрия Живаго. «Сказка» http://muzofon.com/search/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0

  4. Николай Якимчук - Борис Пастернак – ГАМЛЕТ http://muzofon.com/search/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82

  5. Б.Пастернак - Гефсиманский сад http://muzofon.com/search/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B3%D0%B5%D1%84%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%B4

  6. Ирина Сказина - Зимняя ночь (Свеча горела) на стихи Б.Пастернака http://muzofon.com/search/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B0






















































Обсуждение материала
Сергей Колодин
28.08.2015 19:12
Ирина Ивановна, пожалуйста, добавьте в конспект урока ссылки на использованные на уроке аудиофайлы.
Заранее Вам благодарен.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос