Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" (для учащихся 5 - 7 классов)
МОУ «Средняя школа № 14»
Автор: учитель русского языка и литературы Журавлёва Ирина Ивановна г. Кимры Тверской области 2015 год
Цели и задачи: способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам, уважения к культуре и духовным ценностям русского народа, привлечение внимания учащихся к русскому языку и литературе, к родной истории и культуре как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей, укрепления живой связи поколений.
1 ведущий: (Слайд 2) Время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать историю. Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать. (Слайд 3) Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им земли, воду, небо, а стрелы - от сопротивления. А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание гласит: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел».
2 ведущий: (Слайд 4) Согласитесь, такие методы передачи информации не очень удобны. Как вы понимаете, эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь. Многие народы, живущие на уровне первобытно – общинного строя, использовали язык рисунков, то есть пиктографию.
(Слайд 5) Как вы думаете, какой текст обозначают эти рисунки? Эти рисунки обозначают такой текст: человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал. (Слайд 6) Некоторые виды пиктографии используются и в наше время. Это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д. Пиктография годится только для передачи конкретного, вещественного.
3 ведущий: (Слайд 7) Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом – в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали саммиты – древний народ, живший на берегах Средиземного моря. А древние греки их усовершенствовали. По первым буквам «альфа» и «бета» назвали буквенный состав. Как он называется?
4 ведущий: (Слайд 8) И вот в 863 году произошло важное событие. Братья Кирилл и Мефодий из греческого города Салоники по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели множество книг с его помощью.
(Слайд 9) Алфавит, который придумал Кирилл, называется кириллица. Алфавит Мефодия называется глаголица (от слова «глагол», что обозначает «речь», «слово»).
(Слайд 10) Вот как выглядит глаголица.
(Слайд 11) Задание: расшифруйте слова, написанные глаголицей. Глаголица просуществовала всего 3 века.
5 ведущий: (Слайд 12) Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.
(Слайд 13) Как называется книга, по которой дети учатся читать? (Азбука). Почему она так названа?
(Слайд 14) Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу и хором прочитаем буквы. Задание: отгадайте слово (буквы разбросаны): 1) рцы, твердо, добро,ук( труд); 2) слово, аз, земля, аз, како, како ( сказка); 3) я, еры, како,земля( язык).
1 ведущий: (Слайд 15) Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытаемся найти след тайных слов азбуки. Составим текст: Аз - я Буки - буквы Веди – ведать, знать Глаголь - говорить Добро - добро Есть - есть Живете - жизнь Земля - земля И - и Како - как Люди - люди Мыслете - мыслю Читаем: я (то есть азбука) – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли и, как люди, мыслю. То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
(Слайд 16) Итак, первая буква Аз. Не случайно пословица гласит: «Сперва аз да буки, потом и науки». Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки: «Аз,буки, веди страшны как медведи» «Азбуку учат на всю избу кричат»
(Слайд 17) Вопросы: 1) Как называется запись событий по годам? (летопись). 2) Как называется одна из первых летописей? («Повесть временных лет»).3) Как звали летописца, написавшего ее? (Нестор).
2 ведущий: (Слайд 18) Позже стали появляться первые книги. Конечно, писались они подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались красным цветом в виде дивных зверей, птиц, даже людей. Эта красивая буква дала название «красная строка».
(Слайд 19) Затем, когда книга была уже написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу.
3 ведущий: (Слайды 20 -21) Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке Иван Федоров создал такой станок, где книги можно было печатать.
(Слайд 24) С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями- просветителями Кириллом и Мефодием. Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник - День славянской письменности.
(Слайд 25) Крестный ход из Московского Кремля в рамках Дней славянской письменности и культуры.
(Слайд 26) Памятник Кириллу и Мефодию в Москве 4 ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. (Слайд 27) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского народа.
5 ведущий: (Слайд 28) По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольских, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. Список использованной литературы и Интернет – источников.
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»