Проект " Научусь трудиться- в жизни пригодиться".
Тип материала: другое, конкурсная работа (Международный Конкурс-фестиваль педагогического мастерства "Педагогическая академия: МАСТЕРство ИинновациЯ")
просмотров: 1318
Проект « Научусь трудиться- в жизни пригодиться» для детей с ОВЗ.
Цель проекта: социализация детей и подростков с ограниченными возможностями школьного возраста посредством приобщения к трудовой деятельности и миру природы
Задачи проекта:
1. Формирование эмоционально – положительного отношения к трудовой деятельности.
2. Формирование элементарных навыков шитья и ухода за одеждой.
3. Формирование навыков растениеводства и ухода за домашними животными.
4. Коррекция ряда двигательных нарушений (мелкой моторики рук).
5. Повышение уровня познавательной активности и расширения объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
6. Стимуляция эмоционально-волевой сферы и, прежде всего, мотивации к действию детей и подростков с ограниченными возможностями.
7. Улучшение психо - эмоционального состояния ребенка.
8. Начальная профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями.
9. Развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, воспитание нравственных качеств личности.
Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями с 7 – 18 лет
Ожидаемые результаты:
Краткосрочные:
-
У детей сформированы элементарные навыки шитья и ремонту одежды
-
У детей сформированы элементарные навыки растениеводства и ухода за домашними животными
-
Повышение уровня познавательной активности у детей
-
Преодоление чувства одиночества и депрессии, наличие возможности почувствовать себя нужным и любимым, преодоление замкнутости и повышение активности в общении с людьми.
-
Коррекция ряда двигательных нарушений (мелкой моторики рук)
Долгосрочные:
-
Наличие позитивного социального опыта участия в созидательной и преобразующей деятельности
-
Наличие умения оценивать свои силы и возможности
-
Эмоциональное и нравственное развитие личности
-
Наличие способности создания собственного жизненного пространства
-
Удовлетворение потребностей в самореализации.
Краткое описание проекта:
Реализация данного проекта предполагает решения основной проблемы детей – инвалидов школьного возраста - дети - инвалиды испытывают большие трудности в приобретении житейских умений и навыков.
Проект предполагает проведения цикла занятий по двум направлениям:
1. Растениеводство и уход за животными
2. Швейное дело
Занятия ведутся в виде кружковой работы и подразделяются на теоретические и практические блоки.
Занятия по растениеводству и уходу за животными основаны исключительно на активном интересе ребенка к данному виду деятельности, а порой – на стремлении его стать помощником и защитником того, кто слабее, на сознании того, что от его собственных усилий зависит жизнь растения или животного. Во взаимодействии с растениями депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Однако значимым для ребенка объектом может быть и животное.
Занятия в Зеленой комнате направлены на ознакомление детей и подростков со сведениями из биологии в целом и из ботаники в частности и ведутся по нескольким направлениям:
-
подготовка посевных емкостей и почвы с изучением ее свойств;
-
работа с различными видами семян, способами их посева и получения проростков;
-
пересадка проростков и получение рассады овощных и цветочных культур;
-
посадка растений в открытый и закрытый грунт, наблюдение и уход за ними, сбор урожая;
-
работа с интерьерными (комнатными) растениями, способами их размножения и особенностями ухода;
-
составление композиций из интерьерных растений (фитодизайн, зимний сад).
Занятия по швейному делу ведутся по следующим разделам:
-
технология выполнения ручных и машинных работ;
-
лоскутная техника;
-
уход за одеждой;
-
рукоделие.
Следует отметить, что уход за растениями и животными в Зеленой комнате дети ведут ежедневно. Также кроме занятий, специалист организует экскурсии не реже 1 раза в месяц:
- музей Природы;
- зоопарк;
- Ботанический сад;
- выставки цветов;
- Швейная фабрика и др.
Тематическое планирование на цикл занятий
неделя |
Занятия по растениеводству и уходу за домашними животными |
Занятия по швейному делу |
1. |
«Ознакомительная экскурсия в зеленую комнату» |
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Техника безопасности. |
2. |
«Знакомство со свойствами почвы. Приготовление посевных емкостей» |
Ручные работы. Пришивание пуговицы. |
3. |
«Знакомство с семенами. Посев семян» |
Влажно – тепловые работы. Техника безопасности организации рабочего места. |
4. |
«Посадка лука-репки на зеленое перо» |
Выполнение машинных работ. Техника безопасности. |
5. |
«Уход за комнатными растениями» |
Виды машинных швов. |
6. |
«Вегетативное размножение комнатных растений» |
Снятие мерок. Построения чертежа выкройки фартука. |
7. |
«Посади свое растение» |
Технология изготовления фартука. |
8. |
«Наблюдение и уход за всходами семян и лука» |
Лоскутная техника. Технология соединения деталей. |
9. |
«Экологические особенности растений. Уход за ними» |
Изготовление подушки лоскутной техникой (занятие 1) |
10. |
«Жители живого уголка - попугай. Правила ухода» |
Изготовление подушки лоскутной техникой (занятие 2) |
11. |
«Жители живого уголка – черепаха и улитки» |
Уход за одеждой. |
12. |
«Жители живого уголка – аквариумные рыбки» |
Ремонт одежды. Штопка. |
13. |
«Наблюдение и уход за рассадой» |
Ремонт одежды. Заплаты. |
14. |
«Уход за комнатными растениями» |
Ремонт распоровшихся швов. |
15. |
«Наши результаты» |
Подарки, сделанные своими руками (носовой платок, салфетка, прихватки и др.) |
16. |
Итоговое занятие «Мы – друзья природы» |
Подарки, сделанные своими руками (носовой платок, салфетка, прихватки и др.) |
В процессе трудовой деятельности происходит формирование самой личности. Потому что именно в процессе трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер и переходят в действенные установки его мировоззренческие принципы. Результат реализации проекта – адаптация личности к условиям современной жизни, т.е. стабильность и гармоничность её жизнедеятельности, реализация и раскрытие её внутренних резервов и возможностей.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»