Программа по социально-трудовой реабилитации для детей с ОВЗ " Золотые ручки".
Программа социально-трудовой реабилитации детей с ОВЗ
«Золотые ручки».
Пояснительная записка.
Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями – это процесс, отражающий, с одной стороны, различные стороны социальных, психолого-педагогических сторон личности. С другой стороны, это процесс, определяющий круг задач, решение которых означает для личности успешный результат самого процесса. Результат реабилитации – адаптация личности к условиям современной жизни, т.е. стабильность и гармоничность её жизнедеятельности, реализация и раскрытие её внутренних резервов и возможностей.
Одним из направлений реабилитационной работы отделения является социально – трудовая реабилитация. Становление личности в системе реальной трудовой деятельности всегда было одним из важных принципов воспитания подрастающего поколения.
Детям с ограниченными возможностями непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. Статистика показывает, что многие из них не владеют навыками самообслуживающего труда, у некоторых развито негативное отношение к труду вообще. В связи с этим в процессе социально – трудовой реабилитации встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Овладение любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний, умений и навыков. Разумеется, на результате этого процесса сказывается характер личностных нарушений ребенка. Одновременно социально – трудовая реабилитация предъявляет к нему разносторонние требования и потому является важным условием и средством развития, социальной реабилитации клиента.
Социально – трудовая реабилитация представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность ребенка, подростка выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально – значимых ценностей.
Трудовая деятельность совершается не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата. Процесс труда, как правило, требует напряжений, усилий, преодоление не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому в труде вырабатывается, и для труда требуются воля, произвольное внимание, т.е. целенаправленная сосредоточенность на выполнении каких – то действий.
В процессе трудовой деятельности происходит формирование самой личности. Потому что именно в процессе трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер и переходят в действенные установки его мировоззренческие принципы.
Комплексный подход к трудовой реабилитации детей основывается на ряде принципов:
- выявление и оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка из контингента особых детей;
- выделение приоритетного направления трудовой реабилитации;
- дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;
- последовательность реабилитационного воздействия;
- преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.
Для того чтобы воспитательные и реабилитационные возможности детского труда были реализованы, он должен отвечать ряду педагогических требований:
-
Труд должен быть посильным и доступным.
-
Труд должен быть результативным.
-
Труд должен быть систематическим.
-
Содержание труда, его результаты, отношение детей со сверстниками и взрослыми, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, должны давать им положительный эмоциональный заряд, приносить им радость и моральное удовлетворение.
-
Труд должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру; предоставлять возможности детям выбора в соответствии с их интересами, склонностями, способностями; учитывать специфику контингента.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: социально – трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. Формирование эмоционально – положительного отношения к трудовой деятельности.
2. Формирование элементарных навыков шитья.
3. Коррекция ряда двигательных нарушений, касающихся, в первую очередь, манипулятивной активности и тонкой моторики рук.
4. Развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе.
3. Содержание программы
Программа включает в себя следующие разделы:
-
Элементы материаловедения.
-
Технология обработки ткани.
-
Лоскутная техника.
-
Уход за одеждой.
-
Ремонт одежды.
-
Рукоделие.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество занятий |
1 |
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Техника безопасности. |
1 |
2 |
Ручные работы. Пришивание пуговицы. |
5 |
3 |
Влажно – тепловые работы. Техника безопасности организации рабочего места. |
3 |
4 |
Выполнение машинных работ. Техника безопасности. |
3 |
5 |
Виды машинных швов. |
3 |
6 |
Снятие мерок. Построения чертежа выкройки фартука. |
4 |
7 |
Технология изготовления фартука. |
5 |
8 |
Лоскутная техника. Технология соединения деталей. |
3 |
9 |
Изготовление подушки лоскутной техникой. |
7 |
10 |
Уход за одеждой. |
3 |
11 |
Ремонт одежды. Штопка. |
4 |
12 |
Ремонт одежды. Заплаты. |
4 |
13 |
Ремонт распоровшихся швов. |
3 |
14 |
Подарки, сделанные своими руками (носовой платок, салфетка, прихватки и др.) |
5 |
Ожидаемые результаты
Трудовая деятельность включает в себя огромный воспитательный потенциал. Будучи организованной вместе со сверстниками и взрослыми, она помогает ребенку приобрести позитивный социальный опыт участия в созидательной, преобразующей деятельности, формирует у него навыки социального и делового общения, ответственности, позволяет оценивать свои силы и возможности, способствует его интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»