Живая сила традиции
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Ставрополя
Урок музыки «Живая сила традиции».
Класс: 7
Автор: учитель музыки МБОУ лицея №10 Кравченко Анна Анатольевна,
Электронный адрес: ledi-gor@bk.ru
Урок музыки в 7 классе.
Программа «Музыка», авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. для 1-8 классов
-
Тема урока: «Живая сила традиции».
Категория и номинация: Старшая и средняя школа, музыка.
-
Автор: Кравченко Анна Анатольевна, учитель музыки.
-
Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №10 города Ставрополя.
-
Описание.
Тема «Живая сила традиции» рассматривается в первой четверти в течение двух уроков, в 7 классе. Согласно, учебного плана МБОУ лицея №10, города Ставрополя, уроки музыки проводятся с 1 по 7 класс, а программа «Музыка» авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. рассчитана для 1-8 классов. Для обеспечения прохождения программы в тематический план рабочей программы были внесены изменения: программа для 6 класса составлена на основе материала 6-7 классов, программа для 7 класса - на основе материала 8 класса программы.
Чтобы не ограничиваться изучением одного образа, как в программе «Музыка» В.В. Алеева, где рекомендуется к изучению только Монолог Пимена, из I действия оперы «Борис Годунов», было принято решение - рассмотреть образ народа, как развитие важной сюжетной линии. Поэтому учащимся предлагается для изучения более обширный музыкальный материал оперы.
Учитывалось ещё и то, что параллельно на уроках истории в 7 классе, вначале учебного года, школьники изучают время правления Бориса Годунова, период смуты, т. е. имеют представления о происходящих событиях с исторической точки зрения и могут их самостоятельно озвучить, тем самым осуществить межпредметную связь.
Для урока «Живая сила традиции», был создан медиа-ресурс, который позволяет:
-
более эффективно организовать учебный процесс по изучению и углублению знаний области истории, музыки и литературы;
-
проводить мониторинг и результаты освоения, при помощи блиц-опроса;
-
при достаточном техническом оснащении кабинета организовать занятие в самостоятельной форме с осуществлением самоконтроля;
План работы с медиа-ресурсом.
Номер слайда |
Описание |
№1 |
Начало урока. |
№2 |
Оглавление с гиперссылками – переходы к слайдам. |
№3 |
Навигация презентации. На слайде представлены основные элементы управления. |
№4 |
Цели и задачи урока. |
№ 5,6 |
Учитель: Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, а без знания традиций, культуры своего народа невозможно обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание. (обратить внимание учащихся на информацию на слайдах). |
№7 |
Музыкальный материал, предлагаемый для изучения. |
№8 |
Учитель (обратить внимание
учащихся на информацию на слайде):
Что такое опера? |
№9 |
Учитель: Взять пушкинскую трагедию как сюжет для оперы посоветовал Мусоргскому Владимир Васильевич Никольский – философ, литературовед, специалист по истории русской литературы и русского языка. Никольский утверждал: «Пора, наконец, увидеть, - говорил он, - что Пушкин был не только поэт, но и гражданин». С трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина, только 2 года как был снят цензурный запрет, висевший над ней в течение почти 40 лет, и эта трагедия стала замечательным материалом для оперного либретто. И поэт, и композитор, обличая царя Бориса, делают его причастным к убийству малолетнего царевича Дмитрия. И пусть историки опровергают эту версию, но с ее помощью оба художника в образной форме доказывают преступность самодержавной власти вообще. Судьба русского народа – вот что больше всего и увлекало Мусоргского. Народ в «Борисе Годунове», как обобщенный образ, охарактеризован преимущественно песенными темами: плачами, причитаниями, протяжными, плясовыми и молодецкими песнями. Все эти мелодии тесно связаны с содержанием драмы. |
№10 |
Учитель(обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Во вступлении к опере народ совершенно равнодушен к происходящему. Тема народа и принудительно скорбный хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» (Текст «Тема народа и принудительно скорбный хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» - гиперссылка на видеофрагмент оперы). Верхний «?» - переход к слайду №11 с вопросом и правильным ответом (щелчком), возвращение к слайду 10 – по стрелке. Средний «?» - переход к слайду №12 с вопросом и правильным ответом (щелчком), возвращение к слайду №10 – по стрелке). Учитель(обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Покорно прославляющий хор «Слава» - (текст - гиперссылка на видеофрагмент оперы, хор «Слава!»). Торжественная величальная царю «Уж как на небе», из 2 картины пролога, основана на подлинной народной мелодии «Слава». Народ официально и казенно прославляет нового царя, оставаясь при этом совершенно равнодушным к происходящему. Во 2 части хора появляется ощущение смутного беспокойства, пение идет как бы вразброд, чему способствуют элементы речитативности в хоровых партиях. Однако, завершается «Слава» вполне благопристойно, к большому облегчению присутствующих на коронации официальных лиц. (Нижний «?» - переход к слайду №13 с вопросом и правильным ответом (щелчком)). |
№14 |
Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Развитие образа народа представлено не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях, образах-символах. Монах-летописец Пимен – впервые появляется в 1 картине 1 действия (текст - гиперссылка на видеофрагмент оперы, монолог «Еще одно, последнее сказанье»). (Знак «?» - показывает вопрос, находящийся на этом же слайде: Что изображает оркестровое вступление? Проверка правильного ответа – щелчок по объекту «Ответ»). Мерная и сурово-спокойная речь Пимена - монолог «Еще одно, последнее сказанье» очерчивает строгий и величественный облик старца. Молодой инок Григорий Отрепьев с замиранием сердца слушает рассказ Пимена о смерти царевича Дмитрия. В голове честолюбивого послушника рождается план: бежать из монастыря в Литву, объявить себя царевичем Дмитрием. |
№15 |
Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Во второй картине I действия появляется Варлаам. С музыкой, изображающей этого персонажа вы встречались в 5 классе. Варлаам – беглый монах, любитель вольной и разгульной жизни. Его музыкальная характеристика – песня «Как во городе было, во Казани». (Варлаам – символ свободолюбия, силы – текст – гиперссылка на видеофрагмент оперы Знак «?» - переход к слайду №16 с вопросом и правильным ответом (щелчком)). |
№17 |
Учитель: В IV действии появляется новый персонаж. Это Юродивый, несчастный нищий, над которым безнаказанно глумятся мальчишки. Мелодия песни Юродивого «Месяц едет» - с отголосками старинных духовных песнопений, построена на одной нисходящей интонации, выражает кротость и детскую наивность. В сопровождении оркестра интонация мольбы, жалобы. (Обратить внимание учащихся на информацию на слайде №17: Текст «Блаженный нищий Юродивый» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, песенка Юродивого «Месяц едет»). Учитель: Юродивый только плачет, стонет, но не кричит. Почему не кричит этот необыкновенный, прозорливый человек? Потому, что знает наверняка – просить бесполезно. Юродивый по копеечке плачет, а народ? (Текст «символ народной совести» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, обвинение Юродивого. Знак «?» - показывает вопрос, находящийся на этом же слайде: Как вы понимаете этот образ? Какова его роль в опере? Проверка правильного ответа – щелчок по объекту «Ответ»)). |
№18 |
Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): К. Бальмонт свое стихотворение «В глухие дни. Предание», посвятил эпохе «Смутного времени». (Стихотворение К.Д. Бальмонта, как эпиграф к музыке хора «Хлеба!»). |
№19 |
Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!» (Текст «хоре «Хлеба! Хлеба!» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, хор «Хлеба! Хлеба!») Учитель: В музыке сначала, как в первом хоре в «Прологе» («На кого ты нас покидаешь»), слышится причитание, просьба, но постепенно мольба становится всё настойчивее и переходит в возглас и вопль: «Хлеба! Хлеба дай голодным!» После яркого вопля люди, стоя на коленях (ремарка Мусоргского в партитуре), опускают головы (это очень наглядно в музыке - мелодия идет вниз) и, кланяющаяся царю, толпа расступается, динамика хора уходит. Хор «Хлеба» заканчивается на звуке, с которого начался. (Знак «?» - переход к слайду №20 с вопросом и правильным ответом (щелчком)). |
№21 |
Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного разгула, воспринимается как естественный логический итог в решении социального конфликта и в развитии образа народа. Средний раздел хора «Ой ты сила» основан на размашистом напеве хороводной песни (Заиграй, моя волынка). (Текст «Хор «Расходилась, разгулялась» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, хор «Расходилась, разгулялась». Знак «?» - переход к слайду №22 с вопросом и правильным ответом (щелчком)). |
№23 |
Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Финал. Доведенный до отчаяния и нищеты народ возбужден зародившейся в его недрах разрушительной силой. Самозванец обещает людям быть их милостивым защитником, идет на Москву, толпа следует за ним. Завершается опера плачем Юродивого, предсказывающего новые беды обманутому Самозванцем народу – «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» - мелодическая основа «Месяц едет». (Текст «Финал» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, сцена встречи Самозванца). |
№24-32 |
Блиц-опрос по пройденному материалу. На каждом слайде вопрос и варианты ответов. Текст объекта с правильным ответом – подчеркивается, фон меняет цвет, а не правильный ответ – исчезает. |
№33 |
Домашнее задание: подготовить устно или описать свои размышления на тему: Главное музыкальное новаторство М.П. Мусоргского в опере «Борис Годунов». |
№34 |
Использованные материалы. |
Ожидаемые результаты.
Изучение развития образа народа, как важной сюжетной линии оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», обеспечит учащихся широкими знаниями музыкальной, исторической и культурологической терминологии. Полученные знания позволят осознать то, что в опере есть народ, униженно молящий Бориса принять трон и корону, заведомо равнодушный к делам власть предержащих («Митюх, а Митюх, чаво орем? Вона! Почем я знаю!»). Есть народ, стонущий от голода: «Хлеба! Хлеба!» (сцена у собора Василия Блаженного). И есть безжалостная толпа в сцене крестьянского бунта под Кромами. Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторское преобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив, исполняемый отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных из народной массы. Кроме того, образ народа персонифицирован – Пимен, Варлаам, Юродивый. Недаром жанр оперы «Борис Годунов» был определен как народная музыкальная драма. Развитие образа народа идёт от забитости к могучей силе, тем самым Мусоргский показывает народ «как великую личность, одушевлённую единою идеею», но в ослеплении идущего за лидером, преследующим свои корыстные политические цели и к судьбе этого народа глубоко равнодушного, потому что привычка к слепому повиновению и страх перед царем берет верх. Учащиеся должны понять, что образ народа в опере многогранен и, вместе с тем, противоречив. Приобщение к музыкальным оперным произведениям, раскрывающим картины прошлого, всегда помогает лучше понять настоящее, ведь события прошлого актуальны и в наше время, что способствует воспитанию личной гражданской позиции, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в нашей стране и в мире.
Техническое и программное обеспечение, необходимые для демонстрации медиа-ресурса:
Компьютер с установленными операционной системой WindowsXP (и выше) и офисным приложением Microsoft PowerPoint 2010, подключенным интернетом, колонки, мультимедийный проектор, экран (для групповой работы). Windows Media Player, кодеки K-Lite Codec Pack 9.9.0 или KMPlayer - видео/аудио проигрыватель с встроенными кодеками (VCD, DVD, AVI, MKV, Ogg, mp3, OGM, 3GP, MPEG-1/2/4, WMV, RealMedia, FLV, QuickTime и др.), что позволяет смотреть видео фильмы (в том числе и DVD) и слушать музыку без установки каких либо кодеков (K-lite Codec, Vista Codec Package, CCCP).
-
Краткие рекомендации к использованию.
Данный урок музыки - «Живая сила традиции», выступает как средство гражданско-патриотического воспитания, способствует формированию духовных ценностей учащихся на историческом материале, отображенном в музыке оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», через осмысление развития образа народа. Помимо уроков музыки материалы, возможно, использовать на уроках литературы и истории.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»