Народная мудрость
Муниципальное бюджетное учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Конспект занятия на тему:
«Народная мудрость»
Разработала: педагог дополнительного
образования Злобина Е.Н.
с. Кочубеевское, 2019 год.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, частично-поисковый.
Формы работы: рассказ, обсуждение изучаемого материала, творческие упражнения, ролевая игра, сообщения, практическая работа.
Учебная группа: дети в возрасте 10-11лет (первый год обучения).
Актуальность. Огромное влияние жанров детского фольклора на формирование культуры современного общества. Возросший интерес к народному творчеству.
Планируемый результат: В ходе занятия обучающиеся получают общее представление об основных жанрах детского фольклора.
Цель занятия: Контроль знаний, умений, навыков учащихся по теме: «фольклор»
Задачи: Творческое взаимодействие детей, увлеченность общим делом.
Музыкальный материал: Заклички, прибаутки, дразнилки.
Интернет страницы: www. moscowbooks. Ru
План занятия:
-
Вводная часть – 5 минут.
1. Организация детей, психологический тренинг;
2. Минута новостей
-
Основная часть – 35 минут
1. Объяснение новой темы: «Фольклор»
2. Выполнение творческих заданий.
3. Практическая работа: исполнение песен.
III. Заключительная часть – 5 минут
Ход занятия:
Вводная часть. Сообщение цели занятия.
Педагог: Ребята, вот уже второй год вы занимаетесь в фольклорном ансамбле «Сударушки». У вас уже сформировалось начальное представление о фольклоре и его жанрах. И сегодня на зачётном занятии вы покажите свои знания.
П. Основная часть.
1. Объяснение новой темы. Рассказ педагога сопровождается демонстрацией видеоролика.
Итак, слушаем первый вопрос.
-Какое понятие вкладывает наука в термин « фольклор», что он означает в буквальном переводе с английского языка?
( « Народная мудрость», «народное знание», « народная духовная культура»)
Да фольклор это сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств, ответьте каких?
( Это словесные виды,музыкальные, театральные.)
-Как называется наука, изучающая фольклор?
( Фольклористика)
-Кто является создателем фольклорных произведений?
« Народ»
И сейчас мы с вами исполним песню « На горе-то калина».
Итак, слушаем следующий вопрос.
-Назовите известные вам жанры фольклорных произведений?
(Детский фольклор,календарный фольклор, свадебный фольклор, похоронные причитания, устный фольклор (пословицы, поговорки), театральный фольклор,ярмарочный,жанр былины и исторической песни)
И сейчас мы исполним календарную песню. «Как пошли подружки».
Физминутка. Выполнить упражнения для восстановления кровообращения в мышцах плечевого пояса и шеи. Покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Развиваем наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики. Выполнить пальчиковую гимнастику.
Обрядовая поэзия – важный составной элемент духовной культуры народа. Она связана с исполнением определённых обрядов на протяжении всей жизни человека.
-Скажите, на какие виды делится обрядовая поэзия?
( На календарные обряды и семейно-бытовые)
Само название этих обрядов связано с календарём. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор и праздничный календарный фольклор.
- С какими календарными праздниками связан фольклор?
( Рождество, Крещение.Масленица,Пасха, Троица,Покров)
- А чем отличается календарный фольклор от семейно – бытового? С какими обрядами он связан?
( С родильными, свадебными, рекрутскими и похоронными.)
-Какие жанры свадебного фольклора вы знаете?
( Это величальные и игровые песни, причитания.)
Исполнение песни «Шёл казак на побывку домой»
Дайте определение жанра былин?
(Былины-стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.)
Время сложения былин определяется по–разному. Одни учёные считают, что это ранний жанр, сложившийся ещё во времена Киевской Руси 5-6 в, другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства.
- Назовите главных персонажей былин.
( Илья Муромец и Соловей разбойник, Добрыня Никитич и змей, Садко)
Русские песни веселые и грустные, задорные и лирические. Они сопровождают человека всю его жизнь – с песней и работа легче спориться, песней человек может выразить радость. Простые, искренние и задушевные песни словно отражали широту души русского человека, его любовь к родной земле, чудесной природе.
( «Утушка луговая»)
Ш. Заключение.
1. Подведение итогов. Анализ работ учащихся, называются лучшие работы.
Заключительное слово педагога. Вот и закончился наша викторина, постигайте мудрость народную, живите в согласии с добрым словом. Спасибо вам за ваше старание.
Литературный материал:
- «Гармошечка – говорушечька» (М.: «Музыка», 2014, № 4);
- журнал «Народное творчество» (2012, № 2);
- «Народные праздники» (Ярославль, академия холдинг 2018 г.)
- Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» (М.: «Аквариум» 2018 г.)
- «Детские частушки, шутки, прибаутки» (Ярославль академия холдинг 2019 г.)
- Вера Пашнина «А у нас – перепляс!» фольклорные праздники. (Ярославль, академия развития 2015 г.)
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»