Жанры детского фольклора
Муниципальное бюджетное учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Конспект занятия на тему:
«Жанры детского фольклора»
Разработала: педагог дополнительного
образования Злобина Е.Н.
с. Кочубеевское 2018 год.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, частично-поисковый.
Формы работы: рассказ, обсуждение изучаемого материала, творческие упражнения, ролевая игра, сообщения, практическая работа.
Учебная группа: дети в возрасте 10-11лет (первый год обучения).
Актуальность. Огромное влияние жанров детского фольклора на формирование культуры современного общества. Возросший интерес к народному творчеству.
Планируемый результат: В ходе занятия обучающиеся получают общее представление об основных жанрах детского фольклора.
Цель занятия: Контроль знаний, умений, навыков учащихся по теме: «жанры русского детского фольклора»
Задачи: Творческое взаимодействие детей, увлеченность общим делом.
Музыкальный материал: Заклички, прибаутки, дразнилки.
Интернет страницы: www. moscowbooks. Ru
План занятия:
I. Вводная часть – 5 минут.
1. Организация детей, психологический тренинг;
2. Минута новостей
II. Основная часть – 35 минут
1. Объяснение новой темы: «Жанры детского фольклора»
2. Выполнение творческих заданий.
3. Практическая работа: исполнение песен.
III. Заключительная часть – 5 минут
Ход занятия.
I. Вводная часть. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия. Психологический настрой на занятие. Дети становятся в круг, берутся за руки, проговаривают стихотворение-настрой на работу.
Педагог: Русский народ создал своеобразное, необычайно интересное народное творчество: заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, загадки и пословицы, песни, сказки, частушки, скороговорки. Ну что же, сегодня мы раскроем кладезь русского фольклора.
II. Основная часть.
1. Объяснение новой темы. Рассказ педагога сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации.
1.Слушаем первый вопрос.
-Как называется жанр русского детского фольклора, исполняя который дети обращаются к явлениям природы? (Заклички).
- А почему оно так называется?
(От слова заклинать – звать, просить, приглашать, обращаться, связаны с определённым временем года и обращены к различным явлениям природы.)
- Что закликают дети?
- С какими просьбами?
- Какие заклички вы знаете?
(«Солнышко, солнышко», «Дождик, дождик пуще», «Ветер – ветерок»).
Исполнение закличек.
2. Следующий вопрос.
- Вспомните, ребята: что такое прибаутки?
(Это детские попевки, которые исполняют бабушки, дедушки, мамы и папы).
- Детям какого возраста их пели?
(Малышам от двух, до пяти лет)
- О чем в них поется или каково их содержание?
(Слушая прибаутки ребенок многому учится: слушать, наблюдать, сравнивать; знакомится с природой, голосами птиц и животных, хозяйственными работами.)
- Да малыши познают родной язык, развивают речь, тренируют память и внимание.
- Как они исполняются – с сопровождением или без?
- Какие прибаутки вы знаете?
(«Кошкин дом», «Ладушки», «Патока с имбирем»).
Исполнение прибауток.
Физминутка. Выполнить упражнения для восстановления кровообращения в мышцах плечевого пояса и шеи. Покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Развиваем наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики. Выполнить пальчиковую гимнастику.
3. Следующий вопрос.
- Что мы обычно поём, если кому-то грустно и мы хотим развеселить, потешить себя и своих сверстников. (Дразнилки, небылицы).
Правильно дразнилки.
Это забава ребятишек 10-12 лет. Почти на все русские имена мальчиков и девочек есть поддёвки. Они могут быть очень короткими: «Вовка – божья коровка», «Светка – конфетка», а могут быть и с приговорками в рифму разных шуток.
- Как вы думаете, могли ли дразнилки быть полезными?
- Какие полезные дразнилки вы знаете?
- Что они воспитывают – например, такие: «Жадина – говядина, соленый огурец. По полу катается, никто его не ест», «Плакса, три копейки вакса»?
- Какие дразнилки вы знаете?
(«У нас Арина маленька», «Флор – воришка», «Рева корова»).
Исполнение дразнилок.
- Ребята младшего возраста, ваши ровесники, очень любят бегать на улице, играть в разные игры. Но вот уже и набегались, и переиграли во все, что можно, тело требует отдыха, а голова работы. Вот тогда и появляются такие дразнилки – игры.
4. Русские песни веселые и грустные, задорные и лирические. Они сопровождают человека всю его жизнь – с песней и работа легче спориться, песней человек может выразить радость. Простые, искренние и задушевные песни словно отражали широту души русского человека, его любовь к родной земле, чудесной природе.
( «Эх ты зимушка зима»)
III. Заключительная часть. Рефлексия (метод неоконченного предложения «Я узнал…, Я понял…, Я научился…). Педагог благодарит детей за работу.
Мы с вами сегодня плодотворно потрудились, спасибо за активную работу. Каждый из вас показал свои знания и умения, проявил свои способности. Но какие-то способности проявились у каждого из вас в большей степени. И сейчас мы узнаем какие. Дети закрашивают таблички, на которых проявляются слова: «Самый коммуникабельный», «Самый креативный», «Самый эрудированный», «Самый творческий», «Самый активный», «Самый умелый», «Самый трудолюбивый», «Самый инициативный».
Занятие заканчивается.
Литературный материал:
- «Гармошечка–говорушечька» (М.: «Музыка», 2016, № 4);
- журнал «Народное творчество» (2018, № 2);
- «Народные праздники» (Ярославль, академия холдинг 2019 г.)
- Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» (М.: «Аквариум» 2019 г.)
- «Детские частушки, шутки, прибаутки» (Ярославль академия холдинг 2018 г.)
- Вера Пашнина «А у нас – перепляс!» фольклорные праздники. (Ярославль, академия развития 2015 г.)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»